05.04.2013
0

Поделиться

Зимний семестр Лекция II 16 октября 1929 г

Карл Густав Юнг

Семинар Анализ Сновидений

Лекция II

16 октября 1929 г.

Доктор Юнг: Продолжим работу над сном с прошлой недели. Есть какие-то вопросы? Если много людей боятся задать вопросы, это производит статичную атмосферу. Если вы все присоединитесь, ваше соучастие создаст общность чувств, и этот esprit de corps очень важен. Атмосфера скованности неблагоприятна.

В прошлый раз, как вы помните, мы говорили о той прямой дороге, по которой легко передвигаться. Когда бессознательное производит такой благоприятный символ, вроде этой прекрасной дороги. сновидец, соответственно, впечатлен им, это привлекает его либидо, бессознательное все облегчает. Но тут следует быть подозрительным: если проследить этот символ до его аналога в сознании, можно обнаружить, что в нем нет ничего приятного. Это может быть то, чего человек боится, что он не любит. Он обычный человек и боится неприемлемого, и эта великолепная дорога может означать как раз то, что в реальности ему не нравится. Когда появляется такой символ, когда что-то оказывается таким приятным, окрашенным в прекрасные цвета, значит, бессознательное пытается сделать это приемлемым. Но берегитесь! – здесь следует быть осторожными. Нельзя полностью доверять бессознательному, можно только сказать, что таковы предпочтения бессознательного. Когда оно ставит условия, это не обязательно нечто хорошее или разумное, оно просто показывает вещи, как они есть – важная информация о склонностях нашей природы.

Например, я расскажу вам сон человека с сомнительными качествами в деловом поведении. Он проводил запрещенные сделки, они были даже решительным образом мошенническими. Из следующего сна я вывел для себя заключения о его подлинной природе. Он гулял по улице, обычной улице родного города, и тут заметил на противоположной стороне почтенную и изысканную старую даму, манящую его. Он ее не знал, но перешел дорогу, и она в дружеской манере пригласила его прогуляться и довела до ворот в большой сад. Там дама остановилась, и к его величайшему удивлению, это оказался прекрасный тропический сад. Она пригласила его войти, но по какой-то причине он, охваченный страхом, попытался сбежать; у него было странное чувство. Но в конце концов, неспособный сопротивляться, он дал себя заманить. Это был кошмар, хотя не вполне очевидно, почему.

Он ассоциировал старую даму со своей бабушкой, которую очень любил, так почему же это кошмар? Конечно, сад – это сад мечты (он живет на севере), райский сад, сад желаний и иллюзий, ведущих в фантастический мир, в который его приглашало бессознательное. Но почему бабушка, а не мать? Этот сон основан на первобытной идее, что когда отец умирает и отправляется в страну духов, он просто обычный дух; но когда у его сына есть свой сын, отец становится дедом, и больше он не обычный дух, а своего рода герцог в мире духов, дух-дед, и сын тогда приносит ему в жертву быка. Так что бабушка означает «большое» бессознательное, а мать – «малое». Они соотносятся как океан с заливом или целый континент с полуостровом. Мужчину заманили в коллективное бессознательное, мир снов. Вскоре после этого сна он совершил ужасную ошибку, которая привела к тюремному заключению. Так что если бы кто-то сказал ему, что это был хороший сон только потому что выглядел привлекательно, то это только ускорило бы катастрофу. Такой сон может полностью сбить с пути. Скорее следует сказать: поскольку тропический сад не в тропиках – это невероятное место, в реальности ему места нет; не следует жить в мире снов, которые не сбудутся; это психический мир, остров счастья, но мир внутренний. Только тогда можно было бы указать ему на верный смысл.

Итак, в этом случае дорога легка и приятна, но следует присмотреться к первой части, чтобы решить, дурное или хорошее у нее значение. Возможно, оно сомнительно. Кроме того, давайте обратим внимание на то, что случается на дороге. Они останавливаются, и когда хотят продолжить путь, мотор не заводится, так что приходится вызвать механика, который обнаруживает, что магнето развалилось. Можно заключить, что не следовало им останавливаться. Когда магнето не работает, это очень неприятная ситуация – остановиться, путешествуя по такой дороге. Так что хочется сказать: не останавливайтесь, полный вперед, потому что если остановитесь, то уже не сможете продолжить путь. Далее, как вы помните, в своих ассоциациях он говорил, что магнето – это сердце мотора. Что это?

Ответ: Сердце – это чувство, чувство разрушается.

Доктор Юнг: Но верно ли мы принимаем сердце за чувство? Видите ли, это все достаточно фигурально, сердце – это центральный и жизненно важный орган. Он не упоминает о чувстве. Можно говорить о сердце какой-то вещи, о сердце города, о центральном месте, но в этом нет ничего эмоционального.

Миссис Фирц: Это может быть эго.

Доктор Юнг: Вообразите ситуацию. Видите ли, он действительно едет по правильной дороге. На какой-то момент он приостанавливается на верном пути, на индивидуальном пути, и тогда сердце разрушается. Это метафора. Сердце может разбиться, по-немецки мы говорим, что оно раскалывается, но это эмоциональный факт. Но если считать сердце центром, тогда это не эго.

Доктор Дэди: Сердце также означает отвагу. Он ассоциирует магнето с ритмическим принципом, интегрирующим все части мотора.

Миссис Фирц: Это его индивидуальность.

Доктор Юнг: Именно, в психологических терминах это его индивидуальность, индивидуальная монада, из которой происходят все управляющие функции жизни. Индивидуальная монада всегда содержится в подчиненных функциях, потому «сердце» также означает чувство. И тут индивидуальность разрушается, приводя к диссоциации. Видите ли, составные части личности могут диссоциироваться; некая личность внутри может от меня же отделиться. Человек с артистической личностью, например, не вписывающийся в повседневную жизнь, вынужден адаптироваться изо всех сил, артистический темперамент здесь лишь помеха; составная часть, сама по себе являющаяся личностью, откалывается, отделяется и образует вторую личность, которая более или менее независима от центрального управления. Так и магнето, центральный управляющий принцип, может быть расколот на множество факторов, которые более или менее соответствуют единицам Менделя.[1] Различные физические характеристики наследуются у множества предков, возможно, у предков, которые жили две или три тысячи лет назад; некоторые черты могут исчезнуть, а затем появиться вновь в семьях; тому пример знаменитая габсбургская губа. То же происходит с умственным устройством. У испанских Габсбургов было много случаев безумия, которые полностью исчезали, а затем появлялись вновь двумя сотнями лет позже. Так что каждый индивидуум – это особое сочетание умственных единиц, черт предков, более или менее согласующихся друг с другом. Как правило, каждый начинает свою жизнь в таком рассеянии, и в процессе жизни постепенно собирает эти части воедино. Люди приходят ко мне с величайшими иллюзиями на свой счет, и лишь постепенно начинают осознавать иные свои стороны, которые так же важны, но спроецированы. Словно эти составляющие их личности развалились и осознаются только в проекции: то, что они в другом – часть их самих. Это происходит незаметно, но в процессе анализа эти разрозненные части воссоединяются, и объект анализа собирает их в единый функционирующий центр.

Здесь мы могли бы сказать, что сердце, центральная точка, немедленно диссоциируется, когда он останавливается на индивидуальном пути. Пока вы идете по индивидуальному пути, вы функционируете как индивидуум, но стоит остановиться, и вы снова диссоциируете, ведь действуете лишь как часть себя – вас немедленно отбрасывает на коллективный путь. Это регрессия. Это объясняет, почему магнето разрушается, когда мотор останавливается; это кажется совершенно иррациональным, но психологически верно. Части противоположностей распадаются. Как только люди останавливаются, то, что несло их, разрушается. В этой остановке становится видно, что все было составлено их несовместимых частей. Часто остановка происходит из-за того, что эти части больше не могут удерживаться вместе, но, как в этом сне, все может развалиться из-за того, что единое целое больше не функционирует. Так происходит при шизофрении, которая начинает примерно так: человек научился определенному методу существования, а затем сталкивается с тем, чего вынести не может, хотя для другого это может довольно просто. Например, он должен пойти на воинскую службу или купить дом. Обычно никто от этого с ума не сходит, а он сойдет, ведь ситуация требует чего-то за пределами его уровня существования. Он разваливается на части, немедленно диссоциируется на составляющие, которые становятся определенными людьми и начинают говорить, отсюда появляются голоса и галлюцинации.

С таким положением во сне нужно справиться, потому зовут эксперта, механика, маленького тучного человека, говорящего на южно-германском диалекте. Сновидец уверяет меня, что эксперт – это я сам, и он должен собрать магнето, но механик на меня не похож, и сновидец был сильно озадачен, что бессознательное придало мне такую форму. Это снова очень важный момент в толковании сновидений. Фрейд бы не медля сказал, что это, конечно, врач, облик которого скрыт цензором. Но его облик не скрыт. Зачем бессознательному выдумывать обличье, которое не сработает? Фрейд счел бы это попыткой, обходным путем с намерением сокрыть меня. Но зачем бессознательному скрывать факт? У нас нет никаких свидетельств того, что сон пытается скрыть доктора. Скорее, оно выразительно создает механика, который вообще не похож на доктора. Это просто парень из южной Германии, которого можно встретить в гараже, и он скажет: «Немцы знают толк, не то, что швейцарцы!» Очевидное заключение таково: бессознательное пытается сообщить идею о том, что человек, собирающий магнето, вообще не связан с доктором Юнгом, прямо перед сознательным заключением пациента, что я и есть тот, кто собрал его.

Доктор Дэди: Он должен сам проделать эту работу.

Доктор Юнг: Конечно. Тот человек из сна не связан ни с кем из внешнего мира, это фактор внутри него самого. Одна из его способностей, например, ум, должна помочь собрать эту машину, но этого он видеть не хочет. Он постоянно скрывается за фактом своего неведения, говорит, что всего лишь бизнесмен, а не образованный человек вроде доктора Юнга. Он надолго закрылся мной как щитом. Естественно, может произойти множество таких вещей, которые не произойдут с человеком вроде доктора Юнга: ему нравится такой тип психологии, допускать вещи, за которые не нужно нести ответственность. Сколько маленьких оправданий он может позволить себе в этой полутени неведения! Признайся он в том, что обладает знанием, тут же пришлось бы признать и ответственность – прилагать усилия, чтобы выбраться из неприятной ситуации. Эта часть сна укрепляет его самоуверенность, как подсказка, что внутри у него есть тот, кто может все исправить.

Доктор Хардинг: Осталась только одна часть, третий человек.

Доктор Юнг: Да, третий, которого он не помнит, так что мы можем заключить, что эта составляющая также темная фигура.

Доктор Дэди: Это, должно быть, его тень, другая сторона сновидца.

Доктор Юнг: Мы не можем быть так в этом уверены.

Доктор Хардинг: В пути сам человек, его эго; bon viveur (возможно, теневая фигура); №3; и механик, четвертый, целостный индивидуум.

Доктор Юнг: Как бы вы это истолковали?

Доктор Дэди: Четыре функции.

Доктор Юнг: Да, четыре функции, давайте предположим так. Это даст нам ключ. Некоторые из вас вспомнят сны, в которых действовали 3 и 4. Это почти архетипическая ситуация. Во второй части Фауста есть пример тому, весьма необычный отрывок, когда появляются кабиры, принося из глубин моря странный символ, «строгий образ».[2] Гете не говорит, что это. Вот этот отрывок: «Вот трое, а где же четвертый?» Кабиры тождественны индийский концепции бессознательных творческих сил, самсарам. И это будут третий и четвертый.

Из психологии сознания мы знаем, что можно говорить о четырех функциях, путях адаптации к конкретной ситуации, и знаем, что в этом опыте люди обычно используют одну функцию, которая действительно дифференцирована, и еще у них есть некоторая расположенность к вспомогательной функции. Например, возьмем мыслящего чувствующего типа. Такой человек знает, что слышит и видит. (Не каждый это знает!) Кроме этих функций есть также некоторая осознанность в отношении третьей , которая может служить ведущей функции; в данном случае это будет интуиция. Но есть и та, что не проявляется среди функций сознаний или появляется лишь изредка, как феномен, который невозможно контролировать, в этом случае чувство. Это последняя, ненадежная функция, уязвимая область, в которой человек ниже всего, где он получает удары и раны. Ведь мышление и чувство исключают друг друга из-за своей противоречивой природы. Когда думаешь, лучше не чувствовать, и наоборот, чтобы эти две функции не столкнулись друг с другом.

Здесь у нас эти трое и четвертый отсутствующий. Вполне вероятно, что четыре функции будут представлены четырьмя людьми, вроде четырех сыновей Гора, и только у одного будет человеческая голова, остальные будут полностью животными, а это означает, что во времена древних египтян только одна функция была осознанной, остальные три отсутствовали. Согласно нашей философии, интеллект – тот, что с человеческой головой. В философских сочинениях допускалось только мышление. Бергсон,[3] однако, принимает интуицию, и есть также философия, основанная на наблюдаемых фактах, что допускает ощущение. В процессе развития цивилизации периферия сознания расширялась и постепенно включала в себя все больше функций. Гете, будучи современным человеком, уже осознавал три из них и спрашивал, где же четвертая? В христианстве присутствует Троица, три в небесах, а другая, отсутствующая, это дьявол в аду. Его появление приносит ужасное беспокойство. Все эти психологические факты выражаются в догматах. Церковь говорит: есть трое, а где же четвертый? Но, пожалуйста, держитесь от него подальше!

Потому в сновидениях большой проблемой остается узнать, что же делать с №4. Но здесь №4 очень полезен. Когда эти трое приводят к остановке и важно знать, что случится, интуиция крайне необходима. Мышление говорит, что означают вещи, чувство подсказывает, чего они стоят, ощущение скажет, каковы они на самом деле, а интуиция укажет возможности ситуации. Так что можно путешествовать с уверенностью. Здесь его низший человек, на которого он, естественно, смотрел бы сверху вниз, оказывается крайне полезным. Конечно, мы не можем просто сказать, что этот механик сам дьявол, и я не представляю, что бы почувствовал сновидец, если бы я сказал, что если он хочет принять этого парня, придется отвергнуть некоторые предрассудки. Он мы счел это аморальным. Опуститься до такого уровня значит задеть его гордость, и это препятствует ассимиляции подчиненной функции. Он странствует по небесам с троицей, а №4 в горячих недрах земли.

Теперь у нас есть необходимый материал, чтобы истолковать этот сон как единое целое и поместить его в общую последовательность. Его история, как знают те из вас, кто присутствовал на предыдущем семинаре, это процесс индивидуации. Это, конечно, всегда объект анализа. Цель та же, но путь совершенно иной. Это один из снов о его пути, который показывает его упущение или ошибку. Предыдущий сон показал, что он не соответствует цели. Он видел цель и пытался добраться до нее, но не удалось; он пытался отделаться дешевыми средствами и методами. Так что ему приходится вернуться. Он был в Африке, под жарким солнцем юга; теперь отправляется на север. Как я говорил, эти направления связаны с мандалой. Четыре кардинальные точки горизонта часто ассоциируют с четырьмя функциями или они могут быть обозначены особыми цветами. Ощущение часто отождествляют с югом, а интуицию с севером. Или функции могут быть персонифицированы действующими лицами. В случае нашего сновидца есть указания, что юг для него ассоциируется с чем-то духовным – во всяком случае, он полон духовных символов – а север с чувственностью, bon viveur, дешевыми кокотками. Это необычно, чаще все наоборот, но этот человек родился не европейцем, он родился в Африке, что, возможно, и есть всему причина.

Этот сон начинается на севере, и фигура bon viveur указывает на чувственность. Сновидец по ошибке забрался слишком далеко на юг. Он путешествует с двумя другими людьми (всего их трое), персонификациями составляющих индивидуальности, которые могут быть представлены как люди, или четырьмя кардинальными точками, или четырьмя демонами, или четырьмя богами и т.д. Функции часто принимают за характерологические фигуры, а не функции сознания, так как они более или менее тождественны с характерологическими факторами. Если вы мыслящий тип, все пристойное в вас связано с этим; в мышлении вы пристойный парень. В чувстве же у вас совершенно иной характер. В той мере, в какой проблема сновидца является моральной, этот характер проявляется, и эти четыре показаны как отдельные личности. Так что здесь этот неприятный парень, bon viveur, и есть он сам, ведь сновидец не может провести между ним и собой иного различия, кроме слабого возражения, что он не такой плохой. В той мере, в какой bon viveur будет противоположностью его высшего человека, сам он остается чувствующим человеком, но мы не уверены, таков ли он в своем чувстве.

Третья фигура неизвестна, но с необходимостью должна быть либо интуицией, либо ощущением. Он может быть ощущением, но я бы не стал заходить слишком далеко с таким толкованием. С теоретической точки зрения, сновидец мыслящего типа с ощущением как вторичной функцией, человек реальности. До некоторой степени он обладает интуицией. Очевидно, его слепое пятно – это чувство; тут он парализован, сбит с толку, теряет уверенность в себе, завидует всякому, обладающему уверенностью в чувствах, так что мы можем смело заключить, что это его подчиненная функция, №4, в данном случае механик. Это предположение, рабочая гипотеза. Неожиданно встретить чувство в обличье механика, но он может устроить конечное воссоединение всех составляющих, так как именно подчиненная функция расставляет все точки над i, приводит к целостности – ведь никто не может быть целостным без своей тени. Не зная подчиненной функции, вы ничего не знаете о человеке. Так что вполне возможно, что №4, представленный как механик, собирающий все вместе, может быть чувством, которое даст ему правильные ценности. Сновидец всегда попадает в трудности из-за своего непонимания верный ценностей. Чувство дурачит его. Он всегда думает, что люди очень милы, а потом обнаруживает, что они ужасные зануды. Что касается великолепной жизни в Польше, умом он понимает, что это полная чушь, но чувства дают ему ложное представление об этом. Если бы на эти чувства можно было опереться, если бы только они не вытворяли над ним свои фокусы, с этим человеком все было бы в порядке. Это сделало бы его целостным, адаптированным, придало спокойствия – но тут у него все рушится. Однако часто наша величайшая слабость – это просто последний шанс на спасение. Если №4 наладит сердце, глубочайшую суть, он сможет продолжать путь. Давайте посмотрим, как он двигается дальше. Представьте, что будет в следующем сне; следует привыкнуть к этому постоянному потоку, чтобы можно было почти точно угадать следующий сон.

Мистер Хендерсон: Он отправится на юг.

Доктор Хардинг: Он может вернуться к цыплятам и поместить их в котел.

Сон [20]

Он оказывается в Африке, где-то в верхней части Египта. В углу он натыкается на крокодила, и, изумленный встречей с таким зверем, пытается его выгнать, и тот как-то исчезает. Затем младший сын приносит котел со странными старыми вещами. Он берет целую связку маленьких серпов, сделанных не из стали, а из жести – подобие, не настоящая вещь. Под ними в котле обнаруживаются ручки старых мечей из металла и других материалов, некоторые даже из стекла, но лезвия были отколоты. Еще ниже была статуя Христа из жести с мечом длиной с саму фигуру, и сновидец отметил, что меч легко отделить от статуи. Он хочет унести котел вместе со всем содержимым, но неожиданно появляется местный и заявляет, что воспользуется всеми этими серпами, церемониально развешанными на стене хижины между лампами. Затем до него доходит, что это совсем не обычная хижина, а скорее мечеть, а серпы – это полумесяцы, а также он осознает, что рукоятки мечей – это коптские символы креста.

Так что догадка мистера Хендерсона, что он пойдет на юг, было верным. Равно как и предположение доктора Хардинг относительно сна с цыплятами, который был тесно связан с алхимическим символизмом, поскольку цыплят варили, чтобы соединить составляющие. Но это не удалось, цыплята разбежались. В этом случае мы снова встречаем котел, и я полагаю, что ваша догадка связана здесь с той же идеей, поскольку все эти странные останки, брошенные в котел, предполагают изготовление чистых материалов, слияние.

Ассоциации: Верхняя часть Египта (что, конечно, означает самые южные районы) для него символ его верхней области, наиболее духовной части, высшего человека.

О крокодиле он говорит, что он пережиток доисторических времен. Сам сон подчеркивает, что это древнее доисторическое создание, ископаемый ящер. Оно должно быть связано с глубокими животными инстинктами, и ему не место в хижине в верхних областях, его следует выгнать.

О младшем сыне он говорит, что тот часто снился раньше и представлял символ обновления, надежду на будущее. Это он нашел котел.

Насчет содержимого котла он говорит, что серпы символизируют посевы, продукцию; а мечи – разрушение. Полумесяц, следовательно, продуктивный, а меч, крест, разрушающий. В последние годы он часто думал о крайней нетерпимости христианской церкви, подавляющей, даже уничтожающей всякого, не разделяющего общего мнения. Но он никогда не связывал ислам с большой продуктивностью. Напротив, из-за догмата о кисмете, власти судьбы, он считал, что ислам принадлежал к старому железу, которое следует выбросить. Во сне у него было чувство, что он придавал этому содержимому археологическую ценность. Лампы в хижине он связывает с теми, которые можно увидеть в исламских странах, в мечетях на празднике Рамадан и других ночных церемониях. Он изумлен, что этот дом – мечеть, дом Бога с различными религиозными символами, которые больше кажутся археологическими находками, чем предметами культа. Они вышли из употребления, выброшены в котелок, вне зависимости от происхождения; крест и полумесяц вообще-то нельзя встретить вместе, они взаимоисключающие, но здесь эта несовместимость не приносит им вреда.


[1] Здесь он ссылается на систему наследственности, предложенную монахом-августинцем Грегором Иоганном Менделем (1822-1884) в 1865 г., но признанную только в 1900 (год, когда Юнг закончил свое университетское образование).

[2] Ср. Psychology and Alchemy, par. 203, где «суровый образ» (ein streng Gebilde) переводится как «строгая форма». Слова «Вот трое, а где же четвертый?» не цитируются в тексте.

[3] Анри Бергсон (1859-1941) – французский философ, лауреат Нобелевской премии в 1927 г. Юнг часто цитировал его, особенно в связи с его концепциями «duree creatrice» и «ёlаn vital».