06.11.2012
0

Поделиться

Лекция IV. 5 июня 1929 г

Карл Густав Юнг

Семинар по Анализу Сновидений

Лекция IV 5 июня 1929 г.

Доктор Юнг: Поскольку вопросов нет, перейдем ко сну. Мы добрались до глубокого смысла червя, который уничтожает плоды. В последней части сна ставится вопрос, как сновидец справится с ситуацией. Открытие червя имеет огромное значение, хотя, конечно, это полностью бессознательное восприятие. Сознание пациента скорее отдалено. Несмотря на далеко идущую интерпретацию, которую я ему дал, он все еще далек от понимания важности и масштаба сна. Он бы никогда не добрался до того объяснения, которое я дал вам. Здесь мы пытаемся пойти дальше, чтобы понять теорию в целом и принцип выражения снов. Каждый сон как короткая драма. В начале экспозиция, расставляющая все происходящее на места, как это прекрасно показано в греческой драме. Сначала демонстрация ситуации, с которой развиваются вещи; затем все запутывается или развивается, а в конце следует катастрофа или разрешение. Вторая часть сна обычно состоит из постановки проблемы: как сновидец будет справляться с ситуацией? Это может казаться немного произвольным, но бессознательное действительно так работает. Сначала утверждение бессознательной точки зрения; затем возможный путь, чтобы справиться с ней для сновидца. Мы склонны сказать: «Что сновидец должен делать в соответствии с обстоятельствами?», но за исключением очень редких случаев бессознательное не говорит, что нужно делать, за исключением случаев, когда это крайне очевидно. Обычно возможно несколько решений, потому сон просто представляет выбор возможны решений.

Это так же, как в И-Цзин, где первая гексаграмма описывает настоящую ситуацию, картину вещей, как они есть. Она может быть статичной, это значит, что так продлится долгое время, и в этом случае второй гексаграммы не будет. Но если вы в состоянии движения, числа указывают вторую гексаграмму, которая производится из первой путем замещения линий. Тогда вторая гексаграмма дает прогноз, представление о возможностях будущей трансформации. Уверенности нет, ведь могут быть непредвиденные изменения условий, и, кроме того, многое зависит от того, какие выводы вы сделаете из первой гексаграммы. Например, первая гексаграмма может показать, как вам следует поступать. Если вы прислушаетесь к ее указаниям и будете им следовать в лучшем смысле, тогда, если прогноз последней линии неблагоприятен, она не сбудется. Есть множество возможностей, согласно тому, что вы сделаете с первой гексаграммой. Этот сон построен почти как гексаграмма И Цзин.

Во второй части сна сновидец говорит: «Я хочу осведомить своих агентов телеграммой, и потому беру кодовую книжку, чтобы сохранить информацию в тайне». Здесь вы видите начало действий сновидца. Он хочет что-то сделать с сообщением о червях. Он верно решил осведомить агентов, и секретность совершенно оправданна в этой сфере бизнеса. Переводя на психологический язык, идея сна в том, что нечто случилось, неожиданно появился новый червь, червь, который кажется ужасной опасностью; но мы видели, что он может иметь и весьма положительный смысл, зачаток высшего сознания. Ведь оно появляется как великая ответственность и опасность. Можете дать мне такие примеры?

Доктор Бертин: Прометей, укравший огонь у богов, был приговорен к мучениям: стервятник годами терзал его внутренности.

Доктор Юнг: Да, открытие огня, это хороший мифологический пример. Это напоминает о докторах, которые заплатили своими жизнями за эксперименты с радиоактивными лучами. Но есть и исторические примеры.

Доктор Кирш: Галилей.

Доктор Юнг: Ему угрожала опасность? Да, у него были проблемы с инквизицией.

Миссис Зигг: Лютер?

Доктор Юнг: Реформация, да, или более впечатляющий пример прихода Христа, который обрушил цивилизацию и вызвал великую бойню. Подумайте о сотнях и тысячах людей, ушедших в пустыню, чтобы вести аскетическую жизнь; целые города опустошались, и монастыри были наполнены доверху, даже могилы использовали как жилища. Это было разрушительно! Кроме того, разрушались отдельные семьи. Это была реальная причина, по которой римляне так ненавидели христиан, ведь оно раскалывало семьи, и тем угрожало гибелью самим основам римского государства. Римляне были терпимы ко всем религиям, но христианство… оно было слишком разрушительным. Это хороший пример того, что может натворить новая мысль.

Миссис Зигг: Фрейд.

Доктор Юнг: Да, сколь многие проклинают психоанализ.

Доктор Шмитц: Но не Юнга.

Доктор Юнг: О да, я могу вам рассказать целую историю, и все вы можете ее дополнить. Кровавым был взрыв ислама на Востоке. Подумайте о крестовых походах, о Реформации в Германии и развязавшихся крестьянских войнах. Новая мысль прокладывает дорогу, залитую кровью.

Доктор Дэди: А как насчет ситуации в России? Это расширение сознания?

Доктор Юнг: Определенно.

Доктор Дэди: Трудно считать коммунистов примером расширенного сознания.

Доктор Юнг: Но коммунисты – это только тонкий слой. Дело в мужике. Есть очень хорошая книга Мориса Хиндуса Разрушенная земля,[1] которая показывает, почему большевизм – это расширение сознания. Мужик начинает роптать на судьбу, на правительство, начинает проклинать и жаловаться, а это означает, что он начинает думать. В этом чудо России. Россия оставалась бессознательной тысячи лет рядом с Европой, и ничто не могло в нее проникнуть. Мужик оставался первобытным, но сейчас что-то начало двигаться в его разуме. Для нас коммунисты ничего не значат, но для мужика это возможность начать думать. Я почти убежден, что со временем мужик будет введен в действие и станет думать социально и политически, и это будет позитивный результат большевизма в России. До сих пор крестьянин нуждался в ком-то над ним, но если он начнет думать, что-то из этого может выйти.

Итак, опасность увеличения осознанности побуждает нашего сновидца к действию. Сон символически говорит, что он собирается тайно осведомить своих агентов. Как вы это переведете на психологический язык?

Миссис Зигг: В прошлом сне он носил колпак земли, а теперь говорят о плодах земли. Агент может символически означать аналитика.

Доктор Юнг: Я отказываюсь быть агентом пациента. Он собирается осведомить своих агентов. Агенты – это определенно не аналитик, а его собственные подчиненные.

Доктор Шмитц: Его функции.

Доктор Дэди: Его ведущая функция, поддерживающая его контакт с миром, его инструменты.

Доктор Юнг: Да, конечно, он осведомляет свое бессознательное, агенты – это его бессознательное, все они нити, ведущие из его мозга в мир. Он хочет осведомить сознание; осознать это. Теперь код, что это значит?

Миссис Зигг: Сокращенный язык.

Доктор Юнг: Нет, не сокращенный, а тайный. Он мог послать телеграмму со словами: «Посевы хлопка в такой-то области поражены новыми вредителями», но почему это было бы ошибкой?

Доктор Шмитц: Все бы об этом узнали.

Доктор Юнг: Да, в таком важном деле, когда на кону миллионы, он не мог рискнуть послать телеграмму агентам открытым текстом, новости быстро разузнали бы. Забавно, что он не мог осведомить свое сознание прямым путем. Почему же?

Миссис Кирш: Сделать это прямым путем было бы слишком большим шоком для него.

Доктор Юнг: Да, это хорошая причина, но есть и другая. Он может тайно осведомить свое сознание таким образом, чтобы только он об этом знал, так что код должен защищать сообщение. Вы можете сказать, что это может быть связано с тем фактом, что он хочет поберечь себя, и потому не выражается слишком прямо. Могут быть другие последствия, он может выдать себя. Представьте, что у вы чувствуете: что-то не в порядке, и у вас есть предчувствие, что лучше оставить это ощущение при себе, а затем другой голос говорит: «К черту, вещи таковы, и лучше все рассказать». Так что вы идете к жене и друзьям и рассказываете положение вещей, словно вполне уверены. В этом опасность, вы сразу попадете в неприятности. Так что код защищает его от ясного знания, от непосредственного проявления своего подозрения. Но когда появляется малейшее предчувствие или «чувство», он может отправить его за перегородку. В этом смысл кода. Он должен воспользоваться ключом, но обнаруживает, что в руках другая книжка.

Брат видит эту ошибку и улыбается, когда его спрашивают о кодовой книжке. И тут выясняется, что сообщение уже отправлено, агенты информированы, но сновидец не знает текста телеграммы. Кажется излишне педантичным погружаться во все это, но это крайне важно, так как показывает исключительно тонкие методы, с помощью которых мы справляемся с собой. Мы крайне дипломатичны. В нас есть все тени сознания, туманные, ясные, полу-ясные, темные, и с каждым уровнем мы справляемся по-особому. Мы говорим с собой, так сказать, приглушенным голосом, чтобы не нарушить систему перегородок. Говори мы громко, нас бы услышали в соседней комнате, и это вызвало бы недовольство. Практично умалчивать определенные вещи, и вот почему я говорю об этих утонченных методах. Людей можно поймать на таких уловках. Суть в том, что он хочет осведомить свое сознание хитрым способом, чтобы его не ужалить, но совершает ошибку. В чем она?

Доктор Шмитц: Он намеревался послать телеграмму обычным кодом, но теперь нашел новую кодовую книжку, возможно, вашу. Психоанализ. Брат – это тень.

Доктор Юнг: Крайне вероятно, что если брат послал телеграмму, он послал ее кодом, так как, будучи управляющим директором, он осознает серьезность ситуации, как и сновидец. Это значит, что сознание пациента было осведомлено автоматически его тенью.

Доктор Шмитц: Основываясь на опыте анализа, он пытается сделать это по-новому. Книга означает лучший код, так сказать.

Доктор Юнг: Сам факт, что все было сделано тенью, показывает, что все было сделано по-старому. Тень означает теневые пути. Если оставить вещи в тени, они будут развиваться по-старому, или даже немного хуже, как протекающий трубопровод или двигатель, когда с ними ничего не делают. Когда сон говорит, что тень что-то сделала, можно быть уверенным, что все было сделано по-старому.

Сновидец совершает ошибку, взяв другую книжку вместо кодовой, но на самом деле это попытка сделать все по-новому, хотя он не вполне осознает, как можно по-другому осведомить сознание. Конечно, сон ничего не говорит об анализе. Сон говорит «другая книга». У мужчины нет ассоциаций, нет ни малейшего представления, как довольно скудные аналитические познания могут быть использованы для осведомления сознания новым путем.

Есть аналитический путь информации. Открыв в бессознательном шокирующую истину, вы иногда осознаете ее тем слепым, закодированным путем. Но иногда она предстает так ясно, что остается только сказать: «Что ж, это так». Она может быть сокрушительной, как удар в лицо, так что вы остаетесь изумлены и ничего не понимаете. Тут начинается анализ. Аналитический путь в том, чтобы понять, когда вы ее осознаете. Многие сны бывают достаточно пугающими. Положим, вам снится, что вы хотите кого-то убить, например, отца или мужа; если у вас нет метода понять этот сон, он слишком ужасен. Это потому что у вас нет аналитического кода, и вы не вносите его в контекст, так что все это осознание падает, как свинцовая плита, способная раздавить. Анализ пытается дать необходимый контекст, показать относительность таких ситуаций. Если принять сон буквально, вы хотите убить своего отца. Это ужасно, но будучи переведено на аналитический язык, перестает быть таковым. Как правило, это следует понимать символически, так что убийство отца может означать желание отделиться от отца, или ослабить его влияние, чтобы он оставался пассивным. Резкий примитивный язык бессознательного просто говорит: «Убей его», имея в виду не больше, чем мы, когда говорим: «Убей время». Это все достаточно невинно и означает просто «останови его действия». Если вы сможете все выразить таким путем, сознание это примет, не разлетевшись на куски. Можно сказать, что за этим скрывается инстинктивный убийственный импульс. Ну, среди наших предков были убийцы, и многие из нас могут при определенных обстоятельствах без колебаний совершить убийство. В таком сне скрывается изначальная жажда крови, но смысл другой, и вы можете его принять.

Это аналитический код, который делает все возможным, в отличие от старого кода, который, будучи принят буквально и вне контекста, может быть разрушительным. Старый код служил для того, чтобы просто скрыть нечто, не доводя до полной осознанности. Сновидец хочет осведомить агентов, но по старому коду. Он шокирован угрозой посевам и не знает, что с этим делать. Многие мои пациенты говорят: «Разве я могу совершить убийство?» «Что мне с этим делать?» Старый путь в том, чтобы просто все подавить, но новый, аналитический путь, предлагает это до некоторой степени переварить, сделать управляемым. Я говорю: «Смысл не в том, что вы буквально собираетесь убить отца. Вы сможете противостоять его влиянию и без этого». Это уже показывает пациенту, что делать; он получает информацию в доступной. управляемой форме, она укладывается в его картину мира, шока нет, ее можно ассимилировать. Но наш сновидец еще не готов, еще не готов к этому пути. Нет никаких указаний, что за книга в его руках, и нет никакой информации, как ее можно использовать иным путем. Все, что у него есть – это гнев на брата, который не показал ему телеграмму. Пациент осознает, что это тень, его брат, все совершила; то, что он мог сделать сам, остается во тьме. Это негативная концовка сна. Новые факты представлены в неприятной, угрожающей форме, но факты, на которые указывает символизм червя, вовсе не негативны. Сновидец начинает отвергать старые методы и принимать новые, так что я бы сказал, что сон в целом не негативный, в нем позитивные содержания представлены в негативной форме.

Следующий сон [15]: «Я стою под молодой вишней, глядя на спелые, очень большие ягоды. Говорю себе: «Она очень ценная». Затем я вижу, как мои дети собирают незрелые плоды, упавшие с дерева, в маленькую корзину. Я говорю им: «Эти вишни нам не принадлежат, и они неспелые». Я снова выбрасываю их под дерево. Замечаю девочку около двух лет среди детей. Она говорит: «У меня тоже есть вишня, которой я очень горжусь». Она хочет показать ее мне, и ведет через кусты к молодому деревцу и говорит мне с той же интонацией, с которой жена разговаривает с детьми. Она говорит: «На ней нет вишен». Я говорю с ней успокаивающим тоном и объясняю, что дереву нужно вырасти, прежде чем на нем появятся плоды».

Ассоциации: Вишня с ягодами: «Сажать эти деревья стоит того, потому что со временем они приносят такие прекрасные большие плоды». Дети, собирающие незрелые ягоды: «Я думаю о прошлом сне с той странной шляпой, из-за которой я выглядел глупо. Так и плоды с этого дерева мне не принадлежат. Потому я не должен их касаться, мне следует посадить собственное дерево. Эта девочка возвращает мне того ребенка из прошлого сна».

«Ребенок двух лет» возвращает девочку из первого сна, больного ребенка анимы, который не хотел произносить букву на конце слова «Мария», имени жены сновидца, так что, как видите, здесь мы снова сталкиваемся с появлением анимы. Он, в частности, поражен тем фактом, что у ребенка та же интонация, что у жены, когда она разговаривает с детьми. Он говорит: «Кажется, что девочка словно установила отношения с моей женой, так как она разговаривает со мной голосом жены».

Анализ сна: Сон начинается с прекрасной вишни, усыпанной спелыми ягодами. Сновидец говорит: «Она очень ценная», словно кто-то только что сказал: «Она ничего не стоит». У него почти нет ассоциаций, потому что он все еще под влиянием прошлого сна, в котором он был озабочен неспелыми плодами хлопка. Я забыл сказать вам то, что мистер Гибб только что мне напомнил: когда хлопок поражен этим червем, плод отваливается от стебля в незрелом состоянии. Я вспомнил, что тогда пациент мне это подробно описал. Здесь у нас снова незрелый плод. Что вы можете извлечь из этого прекрасного дерева и вишен?

Мистер Гибб: Древо познания.

Доктор Дэли: То, что растет из почвы и производит плоды.

Миссис Кроули: А вишни, они не могут быть связаны с сексом?

Доктор Юнг: Да, мы дойдем до этого. В прошлом сне что-то было не так с посевами, плоды были не спелые, но вот прекрасное дерево с плодами. Первое впечатление – это здоровье, полнота; болезнь преодолена. Что случилось за это время?

Доктор Шмитц: Это компенсация механистичности бизнесмена. Ему бы не пришло в голову посадить дерево или цветок. Он бы сказал: «Оно того не стоит, прибыли никакой». В анализе есть что-то от земли, от естественного роста. Нужно терпение крестьянина, возделывающего почву, чтобы быть удовлетворенным малыми результатами, что не свойственно бизнесмену. Это прекрасное дерево – природа, и он видит, что «она очень ценная».

Доктор Юнг: Вы описываете атмосферу сна. Вы видите, что бессознательное сменило обстановку и настаивает на совершенно ином аспекте. В прошлом сне рост хлопка ни в коей мере не интересовал сновидца, это лишь вопрос продажи-покупки. В этом сне перед ним встает другая проблема, рост дерева, который его раньше никогда не интересовал, потому фрукты можно купить на рынке. Но он словно не может купить красоту дерева, усыпанного плодами. Он говорит: «Она очень ценная». Приходится признать, что есть практическая польза и смысл в выращивании таких деревьев, которые для него как для бизнесмена ничего не стоят, слишком мало для ведения бизнеса. Так что вся психологическая проблема выражается на ином языке, можно сказать, природном языке, языке почвы. Проблема, с которой он сталкивается, больше не может быть выражена в бизнес-терминах. Язык продажи-покупки слишком рационален, так что теперь язык бессознательного предлагает совершенно иной символизм. Вот прекрасное дерево с плодами, и он должен признать, что дерево ценно. Это нечто противоположное индустриализму, его прежнему отношению к вещам. Каждый день я слышу: «Какая от этого польза?» «Что мне с этим делать?» «Каков результат?» «Это лишь трата денег и времени, и ничего взамен». Несколько дней назад я сказал пациенту: «Единственное, что вы хотите знать – это факты и что с ними делать. Все это на поверхности. Вы никогда не спрашиваете, что связано с этими фактами или как они на вам действуют или что вы чувствуете или что вам делать с собой». Мы думаем, что ничего не сделать без динамита. Мы не осознаем, что многое может произойти только через развитие, через рост.

Часто мы натыкаемся на стену, она очень высокая, не перебраться, и мы стоим и смотрим на нее. Рационализм говорит: «Через нее не перебраться, просто уходи». Но естественный рост привел пациента к почти невозможной ситуации, в которой он увидел, что это конец рациональным решениям. Он и должен был сюда попасть, возможно, остаться тут, пустить корни и расти, подобно дереву; со временем преодолеть препятствие, перерасти стену. В нашей психологии есть вещи, которым сейчас не найти объяснения. Вы можете быть против каменной стены, но придется остаться здесь и расти, и через шесть недель или через год вы ее перерастете. И Цзин прекрасно выражает это.[2] Похожая ситуация, кажущаяся безнадежной, выражена так: «козел бодает ограду и запутывается рогами». Но на следующей строке: «Ограда открывается; нет запутанности. Мощь в оси великой колесницы». Так что если вы перестанете бодаться с оградой, рога не запутаются, и некоторое время спустя у вас будет мощь колесницы о четырех колесах. В природе есть и другой путь, путь дерева. Это противоречит рационализму и нетерпению животного человека. Это вожделение заставляет прыгать на желаемое, подобно тигру. Дерево стоит спокойно и растет, пускает корни, и конечном счете преодолевает препятствие. Так что этот сон обращает внимание на другой род символизма. Этот путь особенно полезен в работе с психологическими трудностями. Сегодня он, конечно, неспособен справиться с этой проблемой, он не знает, как наладить искренние отношения с женой, у него нет слов, нет подхода, так что он бы только все испортил. Бессознательное говорит: «Лучше помолчи». Затем рациональность говорит: «Лучше беги», строй перегородки. Но путь природы в том, чтобы быть подобно растению, устойчивому существу, и со временем дерево даст плод. Единственное, что ему поможет – это эволюция. Эта идея проходит через весь сон. Девочка ведет его к своему дереву, гордая им, хотя оно еще юное и не приносит плода, а он объясняет ей, что со временем дерево вырастет и даст плоды. А что насчет вишен, которые опадают, чтобы их собрали в корзины? Очевидно, это незрелые плоды хлопка, которые опадают, пораженные червем. Каждая вишня приносит плоды, которые не созревают. Что это значит психологически?

Доктор Левитт: Некоторые психологические процессы не доходят до зрелости, угасают, не созрев.

Доктор Юнг: Да, в психологии каждого есть определенные вещи, которые должны угаснуть, просто бесполезная шелуха, которую следует смести. В метаболизме тела некоторые клетки умирают каждый день – сегодня живут, умирают, готовые быть отброшенными завтра. Так и в психологии мы должны строить некоторые вещи, не достигающие зрелости. Некоторое время они полезны, а затем исчезают, как, например, некоторые таланты, кажущиеся многообещающими в юности; со временем они угасают и отбрасываются. Почему вы думаете, что сон настаивает на такой банальности?

Доктор Левитт: А это не может значить неприятные переживания?

Доктор Юнг: Жизнь – это лаборатория, эксперимент природы, и многое в нем проваливается. Люди говорят: «То не удалось, это не удалось», и не осознают, что могут сделать, они пессимистичны, и потому осознают только то, что не могут сделать. Сон говорит: «Каждый рискует, природа рискует, все мы эксперименты, которые могут провалиться». Незрелые вишни опадают. Но наш сновидец этого не видит. Будь немного менее рациональным, он мог бы больше играть с жизнью, но для такого рационалиста это невозможно, ведь игра иррациональна. Мы должны быть способны сказать о некоторых вещах: «Я попробую, даже будучи убежден, что это может быть ошибкой». Только живя таким образом, вы чего-то достигнете в жизни, возможно, сегодня так, а завтра эдак. Всякий корень в земле должен найти путь вокруг камня. Он может принять неверное направление. Как только вы придете к идее роста и развития, вы столкнетесь с иррациональностью природы. Всякому рационалисту это противно, ведь для него все должно быть безопасно, «никакого риска, пожалуйста».

Итак, дети собирают плоды, которые ничего не стоят! Что это может означать? Откуда вдруг появились дети? Дети – это незрелые плоды, они представляют его собственные детские склонности, но что означает собирание незрелых плодов?

Мистер Гибб: Цепляние за детские ценности.

Доктор Юнг: Именно эту картину представляет сон. Он говорит: посмотри на детей, как они играют, они принимают жизнь, как она есть, они даже собирают гнилые плоды, не спрашивая: «Это хорошая вишня?» Вот какую идею перед ним ставит сон. Некоторые вещи должны быть прожиты, словно они должны созреть, а если они не созревают, выбросьте их; к ним нужно относиться играючи, по-детски, без предубеждения. Если вы предубеждены, то обязательно упускаете некоторые возможности, и жизнь больше не полна.

Доктор Шлегель: Можно истолковать это как инфантильность, я имею в виду собирание этих незрелых плодов, словно они чего-то стоят, и бессознательное критикует его за такое поведение.

Доктор Юнг: Эта интерпретация вполне подошла бы для иррационального типа, но мы должны принимать в расчет, что этот мужчина принадлежит к рациональному типу. Он бы сам такое сказал о своем сне. Я интерпретирую его по-своему, потому что один из тех детей – ребенок анимы. Со своим толкованием он исключил бы аниму, следовательно, исключил бы свою душу, а затем снова оказался бы в начале. Это хорошая теоретическая интерпретация, но она не принимает в расчет психологию сновидца.

Часто люди, которых я не знаю, присылают мне свои сны, но не зная сновидца, я могу толковать их лишь теоретически. У вас нет point de depart [отправной точки – фр.] для интерпретации. Потому, в отличие от Фрейда, хотя мы и признаем, что сны используют одинаковые образы, мы должны помнить, что они символизируют различные психологические ситуации. Змея в одном случае может означать что-то положительное, «мудрость глубин», а в другом что-то неприятное, вроде физической болезни. Однажды женщине приснилась змея длиной в милю, большая, как слон, что означало брюшной тиф. Женщина сказала: «Всегда перед болезнью мне снится змея, но никогда не снилась такая большая». Змея может иметь тысячи значений.

Доктор Бертин: Вы могли бы истолковать ее сон до болезни?

Доктор Юнг: Нет, я не анализировал ее. Я лишь встретился с ней, и она мне рассказала об этом, но я думал, что сон означает долгую болезнь. Всегда, когда бессознательное выходит наружу, всегда, когда оно превалирует над настоящим, оно становится тяжелым и важным, обремененным прошлым или будущим. Когда бессознательное полно будущим или активированной формой прошлого, которое не было осознано, оно доминирует над человеком. Потому змея может означать прошлое или будущее.

Доктор Шмитц: А как насчет неопределенных типов, например, интуитивов, которые не могут жить интуицией и у которых мышление или чувство стали раздутой вторичной функцией? Его новый язык хорош, он кажется весьма рациональным. Развивая новый язык, мы страстно желаем использовать его вместо собственного. Так и иррациональный тип может стать преувеличенно рациональным типом. Тогда как бы вы интерпретировали сон?

Доктор Юнг: Это сложный случай. Если человек чрезмерно рационален, сон следует интерпретировать так, как это сделал я. Я не уверен в этом случае, на самом деле скорее считаю, что сновидец изначально был иррациональным типом. Он развил мышление и стал рационализировать себя и перегнул палку. Весьма вероятно, что он чувствующий тип, компенсированный излишним рационализмом, что это должно прорваться во сне.

Миссис Кроули: Разве от этого не труднее толковать собственные сны?

Доктор Юнг: Да, с собственными снами я так же беспомощен, как и любой другой человек. Сон попадает в тень, где мой свет гаснет. Словно я никогда не слышал об анализе сновидений. Это, конечно, сводит с ума, что вы никогда не ровня своим снам. Мне приходится начинать с начала и проходить через самый тщательный анализ. Это доказывает, что сны всегда нас опережают. Мы никогда не достигаем божественной высоты, никогда не едины со своими богами. Отличительно человеческая черта в том, что человек всегда чуть ниже, слегка несовершенен. Он должен быть таким! Так что вы должны придерживаться поведения новорожденного. Всегда следует вести себя скромно, когда дело касается собственных снов. Через двадцать или тридцать лет я научился тому, что все стоящие вещи всегда меня опережают. В нас есть вещи, нас превосходящие, отсюда у нас идея гипотетического нового центра, превосходящего сознательный.

Иррациональные типы всегда ступают в него. Они почти всегда на неверном пути, блуждающие призраки. Если они подберут на дороге плод, то тут же выбросят, так как это свершившийся факт.

Сейчас мы подходим к важному факту, что один из этих детей – ребенок анимы, которому два года. Ее возраст связан с началом его психологический занятий. Из прошлых снов мы видели, что его интерес к философии и теософии был несколько болезненным. Он был склонен принимать философию слишком конкретно, так что ребенок анимы был болен. В упомянутом им сне ребенок не мог произнести имя жены сновидца, а теперь девочка говорит с интонациями жены и состоит с ней в хороших отношениях, это важная перемена. Так что после месяцев анализа ребенок больше не болен и показывает сновидцу прекрасную молодую вишню. Очевидно, он чувствует, что большое дерево ему не принадлежит, и потому не позволяет детям собирать плоды. Когда анима берет его к своему дереву, он чувствует, что это дерево полностью принадлежит ей. Кому же тогда принадлежит большое дерево?

Доктор Бертин: У него не могло быть интуитивного представления о возможности такого дерева из разговорами с вами?

Доктор Юнг: Да, это дерево моей анимы. Он лишь интуитивно догадывается об этом, чувствует, что обсуждаемое нами чего-то стоит. Затем появляется искушение повторять слова клятвы за учителем,[3] как пифагорейцы, и принимать каждое мое слово за абсолютную истину. В течение дня я говорю много чепухи, и есть люди, которые подбирают незрелые плоды и гнилые ягоды, поедают их и считают, что хорошо поужинали. Это дерево произвело много незрелых плодов, и этот мужчина, возможно, был склонен подобрать их и некритично принять, но сон предупреждает: «Оставь их, это не твое дерево, займись своей работой». Затем маленькая анима отводит его к своему дереву, он отечески произносит: «Немного терпения, со временем дерево вырастет и даст плоды». Он ведет себя с анимой слишком по-отцовски! Почему она юная? Ему сорок семь, ей всего два.

Доктор Шмитц: Она новорожденная.

Доктор Юнг: Теперь с более духовным интересом она начинает жить. Она бессмертна, может менять форму, иногда она очень старая, старая ведьма; почему здесь она такая юная?

Доктор Дэди: Она юная, потому что его отношения с этим ребенком, то есть его отношения с женщинами, тоже юны.

Доктор Юнг: Да, его отношения с женой, а также из-за того, что привычки его сознания очень стары, потому бессознательное компенсирует и делает ее юной. Всякий рационалист пытается жить, словно ему две тысячи лет, жить как опытный прадедушка. Будь мы согласны с Пифагором, весь мир к этому времени должен быть рациональным. Если мы живем с рациональной точки зрения, анима — ребенок. Два года – это очень мало, так что вы видите, каков возраст этого мужчины, около девяти сотен лет, я бы сказал. Чтобы стать человеком, ему нужна огромная доза юности. Разница между двумя и девятью сотнями символизирует разрыв в его собственной природе. Очевидно, дерево, к которому его ведет девочка – его дерево.

Есть древняя германская идея, что у каждого человека есть свое дерево, свой тотем, посаженный при рождении; все, что случается деревом, случается и с человеком, но если дерево растет и цветет, человек благополучен и счастлив. Можно навредить человеку, вогнав гвоздь в его дерево или убить, срубив его. Дерево использовано как основная тема в романе Райдера Хаггарда Люди тумана,[4] где у каждого человека племени свое дерево. Есть странная связь между человеком и его деревом, и если дерево падает, жизни человека приходит конец. Согласно Цезарю, друиды вырезали дерево в форме человека с раскинутыми руками в форме креста.[5] Христос на кресте – это другой пример, ведь крест – это также древо жизни. Есть также еврейская легенда, что Адаму прямо перед смертью было позволено еще раз пройтись по Раю. Древо было мертво, но в его ветвях лежало маленькое дитя.


[1] Maurice Hindus, Broken Earth (London, 1926).

[2] Гексаграмма 34, «Мощь великого». Здесь заменено версией Вильгельма/Бейнс.

[3] Ср. Horace, Epistulae, 1.1.14.: «jurat in verba magistri» («…клятвы слова повторять за учителем…» [здесь в переводе Н.С. Гинцбурга – прим. перев.]. У Горация ссылка на клятву гладиаторов.

[4] Лондон, 1894 г.

[5] Ср. Symbols of Transformation, CW 5, par. 402 (как и в издании 1912 г.), где Юнг приписывает эту историю Томасу Морису (Thomas Maurice, Indian Antiquities (1796)).