07.07.2012
0

Поделиться

Зимний семестр, часть вторая. Лекция VII от 6го Марта 1929г

Карл Юнг

Семинар по анализу сновидений

Лекция VII

6 марта 1929 г.

Доктор Юнг: Последний сон был о двух дорогах в Ривьере, одной вверху, а другой внизу. Итак, каково же текущее положение дел с проблемой пациента? Серии сновидений подобны развитию в игре. Мы не знаем, какова конечная цель; мы можем лишь наблюдать за развитием драмы. Я хотел бы, чтобы вы все перед началом семинара настраивались на ситуацию, достигнутую в анализе.

Был сон о ткацком станке и ткачихе, юной больной девушке, работающей в жалкой дыре; после был паровой каток с узором, потом сон о машине для прополки сорняков, а теперь сон о Ривьере. Как вы видите ситуацию с проблемой сновидца? Что демонстрирует последний сон?

Миссис Дэди: У него был регресс из-за реакции жены и той суеты, которую она напустила о детях. Символизм верхней и нижней дорог, что все в нем в неупорядоченном состоянии. Разве он не должен иметь дело и со своими противоречивыми импульсами?

Доктор Юнг: Да, эту проблему он поднял раньше, а затем столкнулся с реакцией жены, и это показало, какие могут быть возможные эффекты, так что он напугался и отступил; затем появился сон о беспорядке в нем, для которого и нужна машина для прополки сорняков.

Миссис Зигг: Разве бессознательное не подталкивает его принять иррациональный путь?

Доктор Юнг: Да, к ситуацию, в которой он должен это принять.

Доктор Бингер: Он должен пройти через неприятные вещи, хотя это трудно и долго.

Доктор Юнг: Да, его ошибка в том, что он воспринимает все слишком просто. Он думал, что достаточно просто повернуть выключатель и все будет в порядке, так что продвигался с некоторым энтузиазмом. Анализ как химическая лаборатория, в которой люди предпринимают шаги в эксперименте, но видят их последствия, будь они предприняты в реальности. Как в испытании пушек берут малый заряд пороха в двести грамм вместо двух килограммов. Это позволяет увидеть, как все работает, без всякого риска. Так что он предпринял некоторые шаги и попал в неприятности, которые были указанием, что произойдет, если он сделает то же в реальности. Его глаза открылись, и он отступил. Теперь он снова идет вперед и обнаруживает себя на пути на Остров Блаженных, в Ривьеру, и там узнает, что все предприятие не такое простое, как ему казалось. Он оказывается в запутанной ситуации, со всеми этими странными правилами передвижения, которые следует соблюдать, если остаешься здесь уже два месяца, а тем, кто здесь всего пару дней, их соблюдать не надо, и наконец, он узнает, что должен задержаться здесь на шесть лет. Под шестью годами бессознательное подразумевает долгое время.

В Нигерии однажды был случай, когда тысяча немцев передвигалась по британской территории, и тогда послали группу солдат, чтобы все разузнать, они вернулись и сообщили, что это были всего шесть солдат патруля, сбившиеся с пути. Объяснение заключалось в том, что шесть на языке местных означало много. Они могли считать только до пяти, так что шесть означало все, что больше пяти, будь до 1000 или 10000. Я работал с одним знахарем, который сказал, что может считать до ста. Он делал это при помощи палочек, и добравшись до 70 он сказал: «70, и это 100»; он не умел считать дальше 70. В процессе цивилизации все числа между 1 и 9 стали священными: в религиозном языке, например, три из Троицы, семисвечник, семью семь и т.д. Но два и один тоже священные, в индийской религии это четыре, в Египте восемь и девять. Трижды четыре двенадцать, и это тоже священное число. Тот факт, что все основные числа священные, просто означает, что они обрели некоторые табу, мистическую ценность. Изначально они были не просто числами, а качествами, не абстрактными количествами. Когда наше бессознательное говорит три, это скорее качество, чем количество. [Доктор Юнг демонстрирует это. сложив три спички в одном месте и две в другом.] Если первобытного человека спросить, сколько здесь спичек, он скажет: «Три спички», а в другом месте: «Две спички». Теперь, если взять одну спичку из первой группы и переложить во вторую, то он скажет: «Тут две три спички, две две спики и одна три спичка». Действует качество парности и тройственности. Первобытный человек считает по образуемым фигурам. Он проводит эстетическое различение, потому что считает без счета. Например, старый вождь знал, все ли шесть сотен голов скота были в краале, хотя не мог считать дальше шести. Он знал их всех по имени, так что мог сказать, если «маленький Фриц» еще не появился. Счет велся по земле, покрытой скотом и тому, как была закрыта ими земля; это видение всего ансамбля. Число обладает качественной ценностью, ценностью визуальной, эстетической формы. Можно сказать, что человек – это три, не три человека, а в смысле табу или священной тройки. Все зависит от ценности, которую придают люди числу.

Геометрические фигуры имеют важное психологическое значение и потому обладают магическими качествами. Числа приобретают качества степеней, как 3х3 = Святое – Святая Святых. Семь – одно из самых священных чисел, которые можно себе вообразить, потому фигура, обладающая семью концами, семью углами или состоящая из семи частей особенно могущественна.

Так что когда сон говорит «шесть», в этом есть все вышеописанные коннотации. Сновидцу кажется, что немалое число водителей протестуют против того, чтобы платить за лицензию на шесть лет, если они собираются остаться ненадолго. Он думает об удовольствии путешествия к Ривьере и ассоциирует его с путешествием в бессознательное. У него будет несколько приятных снов, а затем он вернется, но все оказывается иначе.

Бессознательное говорит: «Подожди! Заплати за шесть лет вперед, посвяти себя на долгое время и с большой интенсивностью». Когда бессознательное принуждает к такому пониманию, это его раздражает и совсем ему не нравится. Ему хочется, чтобы все было просто и разумно, так что он сомневается насчет этого дела во сне.

В следующем сне [9] он оказывается в несколько интимной ситуации с женой. Он хочет выказать ей некоторую нежность, но она относится к этому весьма негативно. Он начинает с ней серьезный разговор и просит вести себя разумно. Он делится с ней мыслями о том, что она должна согласиться на секс минимум раз в месяц. Пока они разговаривают, в комнату входят все дети, или не все, а только старший сын, которому четырнадцать или пятнадцать, так что разговор продолжать нельзя.

Ассоциации: «Я время от времени пытаюсь поговорить с женой, но, чувствуя малейшее сопротивление с ее стороны, сдаюсь, ведь знаю из ее замечаний, как она против сексуальности. Это особенно очевидно из того, что она стала бесплодной, после лечения опухоли облучением. После этого и появилось такое сопротивление сексуальности. Когда вошли дети, дальнейшее обсуждение стало невозможным».

Старший сын: «Он всегда был особым любимчиком у матери и принес ей много горя. Когда ему было восемь месяцев, он чуть не умер от энтерита. С трех лет он страдает от астмы. С этим мальчиком что-то странное. Я сильно раздражаюсь, когда он слегка непослушен, что с моей стороны крайне неразумно. Я чувствую, что если бы другие дети вели себя так же, это не задело бы меня так сильно; жена обратила мое внимание на это».

Доктор Юнг: Какие идеи об этом сне? Какая у него связь с прошлым сном?

Доктор Бингер: Безысходность прошлого сна схожа с безвыходной ситуацией с его женой.

Доктор Юнг: Какое заключение вы бы сделали о прошлом сне? Он принял его? Это всегда можно понять. Он видит, что анализ – серьезное дело. Он его принял?

Доктор Бингер: Он видел ситуацию со своей женой, и она подталкивает к осознанию, что может значить анализ.

Доктор Юнг: Сначала появляется сон, который заставляет понять, что анализ – серьезное дело. Он снова пытается прийти к разумному решению проблемы с женой, так что мы можем думать, что он принял сон о Ривьере, но разве эта попытка решить проблему с женой разумна?

Доктор Бингер: Она компенсаторна, но неразумна в том смысле, что неэффективна.

Доктор Шоу: Она разумна, но, в конце концов, он противостоит женщине, и ей есть что сказать.

Доктор Бингер: Он возражает каменной стене.

Доктор Шоу: Но его жена не каменная стена!

Доктор Бингер: Его техника неразумна, спор ни к чему не ведет. Сначала он должен заслужить ее любовь.

Доктор Юнг: Да, сначала он должен заслужить ее любовь. Ужасно глупо с его стороны решать проблему таким образом. Рациональные доводы никогда не достигали женского сердца. Можно убедить двигатель, можно убедить ткацкий станок, но только не женщину! Сон показывает, насколько он глуп, но в действительности он, конечно, этого не делал. Мы не знаем, что бы случилось, если бы он подошел к проблеме правильно. Я никогда не видел жену, но она была весьма глупа, раз боялась меня. Через время ею овладеют демоны. Она и есть Х всей ситуации. Здесь что-то не так, и я не представляю, чем закончится дело. Сон указывает, что взятый им путь неверен. Почему дети помешали, почему они вошли?

Доктор Бингер: Дети представляют его чувствующую сторону.

Доктор Юнг: У нас есть какое-то свидетельство тому?

Доктор Бингер: Да, то, как он воспринял подозрение, что дети больны.

Доктор Юнг: Да, это верно. А что насчет старшего сына?

Доктор Бингер: Он символ первой любви родителей.

Доктор Юнг: Да, и он страдает. Он символ конфликта между родителями. Ребенок, очевидно, страдает от невроза и борется под весом дурных отношений родителей. Ребенок с трех лет болеет астмой, что это доказывает?

Доктор Бингер: Что между родителями что-то не так, начиная с тех времен, когда ребенку было три года.

Доктор Юнг: Да, когда женщина подобным образом отказывает мужчине, между ними, должно быть, серьезные проблемы. Можно быть абсолютно уверенным, что проблемы были с тех пор, как ребенку было три года. Постоянное давление этого черного покрова подавленности, облако страха, витающее над ним по ночам, вызывают проблемы с дыханием. Астма – это фобия удушья, и чем сильнее становится страх, тем более подлинным становятся удушье, тьма и бессознательность. Днем все кажется разумным, все в порядке, но ночью вся эта нагроможденная сексуальность производит архаичный страх! В домах, где такое происходит, это буквально витает в воздухе. Это в атмосфере, запретах, страхах, табу, призраках, так что маленький ребенок все это подхватил. Астма в этом возрасте либо органическая, либо порождена родителями. У детей в три года не бывает собственных психических проблем такого рода. Они не диссоциированы. Они могут быть ужасно милыми и дружелюбными, а минуту спустя ужасными, и это их не раскалывает. В этом возрасте у них нет моральных ценностей, потому они недостаточно сознательны. Но хотя у самого ребенка нет психологического конфликта, родительские проблемы его все равно настигают. И отец, и мать полны вибраций, и ребенок подвергается воздействию атмосферы. Живи вы в такой среде, вы бы выпрыгнули в окно и сбежали, но ребенок так сделать не может. Он вынужден дышать отравленным воздухом. Ребенок – это mementomori, символ всех тех вещей, что неправильны. Ребенок – это глушитель. Когда он входит в комнату, начинает работать глушитель. «Замолчи, это глубже твоих рациональных аргументов».

Следующий сон [10] ночь спустя: Проблема остается, и мы сами увидим, насколько она связана с проблемой любви. Пациент говорит: «Кто-то приносит мне некий механизм. Я вижу, что с ним что-то не так. Он функционирует не так, как должен. Я разбираю его и пытаюсь понять, что с ним. Части механизма имеют форму двойного сердца, задняя и передняя части соединены стальной пружиной. Во сне я думаю, что, должно быть, причина в пружине, она не работает из-за неравного давления, скажем, двенадцать с одной стороны и четыре с другой».

Ассоциации: «Как правило, пружина вроде души механизма. Тот факт, что этот объект имеет форму сердца, возможно, знак человеческого механизма. Следует, например, отождествить мышление с головой, интуицию с симпатической нервной системой, чувство с сердцем, ощущение с конечностями. В этом сне я на самом деле думаю о своем браке. Ошибка, должно быть, в неравных давлениях чувства. Возможно, следует начать с этого, чтобы вывести чувство на сознательный уровень; попытаться склонить жену думать о деликатных вопросах без вовлечения эмоциональности».

Доктор Юнг: Как вам этот сон?

Мисс Шопен: Он менее механистичен, чем предыдущий. Он обращен к чему-то человеческому.

Доктор Юнг: Да, в предыдущем сне он говорит, что рациональный метол не работает. Теперь видит, что имеет дело не с рациональным механизмом, а с человеческим сердцем. А что насчет двойного сердца с пружиной, как душой механизма, вроде пружины в часах? Сердце как пружина механизма – это прекрасное сравнение. Мы говорим о сердце как вместилище жизни, и оно всегда было символом эмоций. Индейцы пуэбло говорят, что думают сердцами, что, конечно, означает отождествление мышления с чувством. Они думаю, что белые сумасшедшие, потому что думают головой. Часто негры говорят, что думают животом, ощущения и интуиция смешаны, все функции сведены вместе. Они говорят о снах, как о реальности; нельзя сказать, в каком же мире они на самом деле живут. Так что мысли расположены в животе. У более цивилизованного человека мышление в голове. Итак, что насчет этого символа двойного сердца, соединенного одной пружиной?

Доктор Бингер: Это его сердце и сердце его жены с разницей в давлении между ними от двенадцати до четырех.

Доктор Юнг: Да, он полагает, что это символ его чувства и чувства жены, и его напряжение двенадцать, ее – четыре.

Доктор Бингер: Механически, это хорошая пружина.

Доктор Юнг: Да, но он должен выбраться из этих тисков мышления. У него трудная деловая жизнь, в которой он должен бороться за себя и свой успех. Он свел все к рациональному мышлению и знает, что может сделать со своим интеллектом. Он с ним отождествился, так что теперь в своего рода спазмах интеллектуальности, которые не дают ему свободно двигаться. Он односторонен, и потребуется немало времени, чтобы от этого избавиться и вернуться к человеческому сердцу. Он думает, что полон чувства, но это все сентиментальность; у него нет чувств, он весь разум.

Сентиментальны только мужчины, женщина, как правило, не сентиментальна, если она в хороших отношениях с анимусом. Сентиментальность – это слабость, потакание, это всегда знак подчиненного чувства. Некоторые люди считают, что у них великолепные чувства, если слезы текут ручьем. Мы идем в кино и рыдаем! Разве мы не полны чувств? Чудесно! Меня не очень удовлетворяет идея, что другая половина двойного сердца – это сердце его жены. Это не очень согласуется с реальностью. Одна кровать, одна тарелка, одна чашка, одна ложка и т.д. – это его сентиментальность. Его представление о совершенном браке – это единое сердце, единый разум, единая душа и т.д. Я скорее предпочитаю идею о том, что неравное напряжение существует в нем самом.

Доктор Бингер: У этого человека двойное сердце.

Миссис Зинно: Число двенадцать в его бизнесе, а число четыре в чувстве, и пружина сделана из стали.

Доктор Юнг: Да, его сердце все еще механизм из стали! Мощное, надежное вещество, сталь! Вибрации стали, как ему кажется, и есть чувства. На самом деле это его напряжение, ледяное и жесткое. Так что у него два сердца, но в действительности оно одно, с неравным напряжением между половинами. Большее – это бизнес, деньги, власть, а меньшее – его брак. Это та идея, которой придерживается всякий уважаемый человек, что жена сама по себе, и брак устроится сам собой. Единственное, что само собой не устроится – это дело. Для жены единственно, что само по себе не устроится – это брак, ведь это ее дело. Небольшое различие в точках зрения!

Есть ли вопросы о сновидении? Я думаю, интерпретация полностью ясна и для моей идеи удовлетворительна. Когда интерпретация подходит сновидению, чувствую некое удовлетворение. Механистическая идея – это предрассудок нашего рационального разума. Природа ненавидит это оцепенение. Сон, похоже, доводит до сознания представление о том, что бессознательное собирается вырвать эту механистическую идею, в этом смысл машины, пропалывающей сорняки. Когда человек живет одними рациональными идеями, его жизнь останавливается.

Сон [11] ночь спустя: «Я на пляже на морском берегу, ныряю в высокие волны, катящиеся на берег. Я вижу тут сына одного принца». (В бизнесе ему приходится иметь дело с принцем, назовем его принцем Омаром. Он знал принца лично, но не знал его сына.) «Затем появляется мой отец, но в виде ужасно толстого, бесформенного мужчины. Он говорит, что почти упал с лестницы и что мы должны отнести его в воду. Он разговаривает с главным управляющим собственностью принца, человеком с густой черной бородой». (У этого мужчины на самом деле нет бороды.) «Затем появляется сам принц Омар и приглашает нас поужинать после купания. Мы сидим за столом со многими другими людьми, и отец разговаривает со старшим управляющим, который говорит на швейцарском диалекте». (Конечно, тот мужчина не знал этого диалекта. Мне следует сделать пояснение о его деле. В этих владениях выращивалось много хлопка, и сновидец был в деловых отношениях со старшим управляющим.) «Отец говорит, что наша фирма может конкурировать с кем угодно, когда дело касается урожая хлопка, но цена так высока, что наша фирма предпочтет уступить другим. Он полагает, что другим фирмам предоставляются лучшие условия. Часто случалось так, что с нас просили более высокую цену, чем с других, но никогда дела не обстояли так плохо. Затем он напрямую обвинил старшего управляющего, что кто-то заплатил ему за повышение цены для нас, чтобы получить выгоду, так как в этой торговле такие вещи часто случались. Сам принц о сделке не был осведомлен. Отец говорит мне, что я должен объяснить всю ситуацию принцу. Я считаю так же, но мне ясно, что если высказать все так прямо, как хочет отец, я потеряю всякие деловые отношения с этой фирмой, даже торговлю семенами хлопка. Мной овладела нерешительность и страх, что мне не удастся объяснить все управляющему так, чтобы его не оскорбить. Но я попытался, говоря по-французски». (На самом деле этот управляющий покупал семена хлопка в фирме сновидца, потому что они использовали лучшие семена, но как правило, не продавал этой фирме хлопок.) «Я сказал, что мы можем купить их хлопок по более высокой цене, чем была предложена другим фирмам, если доставку на себя возьмут его люди». (Когда вы покупаете товар с плантации, продажу осуществляют одни люди, а доставку другие, как при покупке вина с виноградника вы еще должны заплатить за сбор, за бочки для перевозки, за хранение и т.д.) «Я убежден, что для тех, с кем они уже имели дело, доставка будет осуществляться лучше. Это понятно, ведь люди с поместья уже работали с другими фирмами, а наша им неизвестна, ведь мы у них раньше не покупали. На других поместьях условия доставки всегда более приемлемы, чем у принца. Принц нашел это разумным и согласился рассмотреть вопрос, чтобы разрешить ситуацию».

Ассоциации: Купание в море: «Я всегда думал о море, как о моем бессознательном, а о волнах, приходящих на берег, как о частях бессознательного, доходящих до сознания». Купание в волнах: «Когда купаешься в волнах, можно легко оказаться унесенным прибоем, но если нырять, тебя не снесет. Словно я смог справиться с волнами из бессознательного, научившись нырять в них». Отец: (Отец не был в бизнесе, он был священником и давно умер.) «Мой отец во сне искажен. Толстые и бесформенные люди, как правило, несколько медленные физически и умственно – и часто порочны. Очевидно, мой сон обезобразил отца во всех отношениях. В действительности он был совсем не таким. Он ведет себя дурно, и дальнейшее развитие сна показывает, насколько он бестактен, обсуждая дела с главным управляющим. Нашей фирме это принесет бесконечные убытки. Это очевидно показывает, что я ставлю себя выше отца в бессознательном, ведь я не займусь делом, которое касается такой глупейшей коррупции. Сознательно у меня никогда не было такого чувства превосходства над отцом».

Черная борода: «У главного управляющего не было такой бороды, но у отца в юности была, позже она стала седой». Принц Омар: «Он всеми признанный аристократ, прекрасный высокий человек с истинно царственными манерами. Он также играет большую роль в политике, хотя официальных должностей не занимает; он очевидно могущественная фигура».

Долгая деловая дискуссия: Она достаточно запутанная, и пациент сбит с толку, так как осознает, что смешал отца с главным управляющим, а себя с принцем. Он спрашивает: «Весь сон – это конфликт отца со мной? Мой отец и главный управляющий не соглашаются, и это может кончиться дракой, следовательно, отец не в ладах с собой как главным управляющим поместья, и должен ли я вступить, чтобы разрешить конфликт, объяснив ситуацию принцу, таким образом взяв из отцовских рук решение всего вопроса?»

Доктор Юнг: Очевидно, отец и главный управляющий не согласны друг с другом, и должен вступить принц и что-то решить. Пока нет никаких признаков того, что пациент и принц – это одно и то же, но поскольку у отца черная борода главного управляющего, пациент ощущает некоторое тождество с ним и приходит к заключению, что принц и он – одно. Но он не убежден в своей правоте. Он говорит, что с восьми до десяти лет он с родителями жил в доме прямо напротив дворца принца Омара, на другой стороне улицы, так что отождествление с принцем возможно.

Детали деловой сделки: Это реальность. Главный управляющий всегда требовал с фирмы пациента большую цену, чем с других, так что он считал, что со стороны главного управляющего имеет место коррупция. Но этот управляющий всегда покупал семена хлопка у него, ведь это были лучшие семена на рынке. Что вы можете об этом сказать?

Доктор Бингер: Обезображивание отца во сне – это компенсация восхищения и инфантильной переоценки отца.

Доктор Юнг: Да, это верно. Отец был высокообразованным священником. Сновидец как старший сын сильно им восхищался. Отец был ученым, сын пошел в бизнес, так что отец остался на пьедестале, мудрый и непревзойденный! Он оставался там всю жизнь. Во сне появляется негативный образ отца. Сновидец презирает главного управляющего до глубины души, но отождествляет его с отцом, тем помещая отца в категорию этих чувств, кроме того, он обезображивает красоту отца, которой тот в действительности обладал. Так что отец в нем значительно принизился. Что вы скажете об отце из этого сна?

Доктор Бингер: Образ отца обезображен.

Доктор Юнг: Да, но это образная речь. Что это означает психологически? Отец мертв уже давно. Если бы сновидец жил с ним на соседней улице или отождествлялся с ним в бизнесе, мы могли бы сказать, что бессознательное показывает его пренебрежение отцом, а также то, что он может быть подвержен коррупции, как главный управляющий. Но отец мертв, а мертвыми невозможно пренебречь, так что это, должно быть, что-то оставшееся от отца, возможно, прекрасная память о нем. Когда он думает об отце, как представлено во сне, что это значит?

Доктор Бингер: Если отец прекрасный человек, он может переложить на него ответственность и остаться инфантильным.

Доктор Юнг: Это будет психология сына, отец которого еще жив. Тогда сын проживал бы условную жизнь. Он чувствует, что отец обязательно появится рядом с открытым кошельком.

Доктор Бингер: А это отношение не может сохраниться после его смерти?

Доктор Юнг: Да, до некоторой степени, но не в такой четкой форме. Я видел два случая сыновей, которые потерпели полное крушение после смерти отцов. Они проживали условную жизнь и верили, что она реальна, так что когда отцов забрали, это был крах. Это напоминает мне историю Альфонса Доде Тартарен из Тараскона.i Тартарен был величайшим обманщиком и плутом во всем Провансе. Он принадлежал к Альпийскому клубу, но никогда не восходил ни на одну гору в Швейцарии, так что решил отправиться туда и взойти на Риги. Он прибыл со шлемом против солнца и всеми атрибутами профессионального альпиниста. Он обнаружил железную дорогу, ведущую на гору, и на ней множество неинтересных английских туристов. Он напился и разозлился от их тупости, и тут услышал, что Риги – это вовсе не самая высокая гора, лучше попробовать Юнгфрау. И он отправился с двумя проводниками. Нет ни малейшей угрозы опасности, гора вся обустроена для туристов Англо-швейцарской Компанией. Он смеется, как это просто, а затем отправляется домой и всем рассказывает самую вопиющую ложь о своих подвигах. Один из друзей засомневался в подлинности этих историй и предложил взойти на Монблан без проводников. И вот они отправились вдвоем, и тут Тартарен обнаруживает, что это реально, это схватка между жизнью и смертью. Они сбиваются с пути в merdeglace [Мер-де-Глас, крупный ледник на Монблане – прим. перев.], появляются облака тумана, кругом темно и страшно! Упадешь – и смерть. Господи, да это же взаправду! Они связывают друг друга вместе и пытаются идти по леднику. Внезапно веревка дергается, и Тартарен выхватывает нож, перерезает веревку позади себя, и вот он стоит с этим хвостиком. После тщетных попыток спастись, он смог доползти назад, в Шамони. Дома в Тарасконе он рассказывает друзьям о своей отваге и мужестве и о том, как спутник умер у него на руках. Затем, через несколько дней появляется этот самый спутник и говорит: «Так ты не мертв!» Загадка разрешилась, когда проводники нашли веревку, разрезанную с обоих концов. Это пример условной жизни. Тартарен верил в Англо-швейцарскую Компанию, в своего отца, и все было нереально. Так что вполне возможно, чтобы мужчина сохранил это отношение после смерти отца и продолжил свою условную жизнь. Мы все так делали. Спросите себя, разве это не правда? Это величайшее искушение убедить себя, что «все образуется», и продолжить жить так же. Это отцовский комплекс, но позитивный. Если у человека негативный отцовский комплекс, он считает, что все в жизни настроено против него.

i Роман, 1872 г., первый из трилогии, включающей Тартарен в Альпах (1885), ср. ниже, 12 фев. 1930, прим. 9.