07.07.2012
0

Поделиться

Зимний семестр, часть вторая. Лекция VIII от 13го Марта 1929г

Карл Юнг

Семинар по анализу сновидений

Лекция VIII

13 марта 1929 г.

Доктор Юнг: Давайте посмотрим, что можно извлечь из этого достаточно длинного и сложного сна. Сначала появляется символизм больших волн, в которых плавает сновидец. Он отождествляет бессознательное с этими волнами, приходящими из океана к его сознанию. Вас это удовлетворяет? Это ассоциация, свойственная мыслящему типу. У ощущающих и интуитивных типовi ассоциации не носят характер объяснения, они скорее носят сопутствующих или

сосуществующий характер, словно вещи на той же картине. Например, если речь идет о стене, ощущающий или интуитивный тип отождествит с ней стул, ведь они сосуществуют. Это иррациональный род ассоциаций. У рационального типа ассоциации носят объясняющий характер. Если рациональный тип пытается подобрать иррациональные ассоциации, они всегда ложные, они не подходят, так что я прощу их просто сказать, что они думают. Вас удовлетворяет интерпретация сновидца? Где он уже говорил о подобном символизме?

Миссис Дэди: Этот символизм появлялся во сне ранее, где он ассоциировал мальчика со своим сознанием, а волны великого океана накатывались на него.ii

Доктор Юнг: Да, и он боялся, что волны смоют землю у него из-под ног. Чего он боялся на самом деле?

Мистер Гибб: Своих бессознательных эмоций.

Доктор Юнг: Да, волны имеют оттенок эмоциональности, динамизма. Рациональному типу не нравятся иррациональные качества вещей. Они небезопасны, так что он отбрасывает иррациональный или эмоциональный элемент. Даже в своих ассоциациях он не обращает внимания на тот факт, что эти волны, идущие из бессознательного, эмоциональны. Мы видим его справляющимся с ситуацией самым компетентным образом. Он ныряет в волнах, и в ассоциациях говорит, что это можно делать, не будучи смытым этими волнами. Сон ободряет его. Прошлый сон говорил, что волны могут смыть то место, где он стоял, но этот сон утверждает: «Ты справишься с ситуацией, она не так опасна».

Все это позитивно и устраивает его, а затем появляется но. Он видит сына принца (которого не знает лично). Сам принц – очень важный человек, аристократ, играющий очень важную роль в своей стране. Когда во сне появляется такая фигура, можно быть уверенным, что она означает очень важную, почти идеальную фигуру. Теперь здесь появляется сын этого человека, но у сновидца нет для него ассоциаций. Когда у пациента нет ассоциаций, ситуация сложна. Тогда обратитесь к следующей части сна, возможно, там есть contrecoup [отклик, последствие – прим. перев.] Следующая фигура, появляющаяся во сне – это отец, следовательно, сын принца должен быть в некоторой связи с отцом сновидца. Что это за связь?

Миссис Зинно: А это не сын его шурина, который с ним в одном деле? Если его отец и управляющий оказались ассоциированы, он и его шурин тоже могут.

Доктор Юнг: Но сомнительно, что эти фигуры из сна психологически реальные личности для сновидца. Он больше не находится в действующих деловых отношениях с главным управляющим, так что он (управляющий делами) – это символ. Так что сын принца не может быть психологически настоящей личностью.

Доктор Бингер: А это не сам сновидец?

Доктор Юнг: Да, поскольку отец появляется сразу за сыном принца, это, возможно, сын его отца. Отсюда следует, что отец – это принц, что противоречит последующей ассоциации сновидца, что он сам и есть принц. Может ли быть, что он выражает отца в такой идеальной фигуре?

Доктор Бингер: Да, через отцовский комплекс.

Доктор Юнг: Да, он выражает отца в фигуре принца. У него позитивный отцовский комплекс, но дальше во сне он говорит, что отец – это толстый, бесформенный мужчина, чуть не упавший на лестнице, и его пришлось нести к воде. Это выглядит очень негативно. В ассоциациях он утверждает, что такие толстые и бесформенные люди часто оказываются порочны, кроме того, в дальнейшем развитии сна отец все портит своей бестактностью с главным управляющим, так что фирма может понести немалые убытки. Потому сон представляет отца порочным во всех отношениях. Он действительно оскорбляет отца. Почему?

Мистер Гибб: Это показывает негативную точку зрения на отца.

Доктор Юнг: Но почему?

Доктор Шоу: Бессознательная компенсация позитивного отцовского комплекса.

Доктор Юнг: Да, его отцовский комплекс слишком позитивный. Позитивный отцовский или материнский комплекс может быть столь же вредоносным, как и негативный. Он связывает человека. Бессознательное мало заботят любовь или ненависть. Вас держит либо то, либо другое. Любовь это или ненависть, заботит только сознание, эго. Ненависть может быть столь же страстной, как и любовь. Мы говорим о людях, сцепившихся на почве чистой ненависти, так что сон атакует позитивный отцовский комплекс. Почему?

Миссис Зигг: Если этими позитивными качествами наделен отец, значит, сам он их не приобрел.

Доктор Юнг: Отцовский или материнский комплекс проецирует некоторое количество энергии в безличную или ультра-личностную форму. Как если бы я приписал некоторые собственные качества кому-то другому, будто они принадлежат не мне, а другому человеку. Почему мы это делаем? Какой в этом прок? Или вред?

Миссис Зигг: Когда хорошие качества проецируются, их не нужно проживать.

Доктор Юнг: Да, тогда у вас есть преимущество условной жизни. Если бы я наследовал удачу, которую, к счастью, не наследовал, и смог бы ее отпустить, то потерял бы ее, но в то же время мне больше не нужно было бы нести за нее ответственность. Так что если вы можете спроецировать свои качества на отца, вы свободны от ответственности за них и можете жить условную жизнь. Вы можете жить безмятежно, ведь отцу переданы все качества, за которые ответственны только вы. Отец сновидца был священником. Что мы он спроецировал на него? Объект ваших проекций должен дать некоторый намек. Нельзя спроецировать гения на осла. Предположим, вы хотите спроецировать на кого-то ложь, сами будучи лжецом. Такую проекцию можно осуществить только на того, кто имеет подходящий крючок. [Смех.] Я хорошо это знаю и готов с таким столкнуться. С каждым может случиться такое, что он окажется объектом чьей-то проекции, так что вы в том же положении, что и я. У нас у всех есть крючки, так что следует следить за ними, как это делаю я. Проекция – это ужасающая сила. Она движет вами, а вы не знаете, почему. Воздействие проекции приходит, как бильярдный шар. Проекция может принести с собой ужасные вещи. Если вы не знаете о крючке в себе или об открытой двери, в нее заползет дьявол (проекция), и это повлечет жуткие последствия. Нельзя быть равнодушным к проекции. Важно и то, проецирую ли я, и то, служу ли я объектом проекции. Проекция действует в обоих случаях с почти механическим эффектом. Проекции могут породить самые удивительные и необъяснимые вещи. В истории Злой виноградникiiiмужчина

вынужден совершить убийство из-за женской бессознательной проекции. Это история проекции анимуса.

Случай Арнштейна в Германии может быть схожим.iv Мужчина однажды ночью убил восемь человек без всякого мотива,

без всякой причины. Зачем не безумному человеку совершать подобное? До времени убийств он не мог спать, чувствовал себя отягощенным, но не знал, почему. После убийств, в тюрьме, он спал как младенец. Ел хорошо и набрал восемь фунтов, выглядел полностью удовлетворенным жизнью. Он убил восемь невинных человек, жену, шурина, всю семью, садовников и даже собаку, что гораздо хуже. Занявшись этим делом, я обнаружил, что его жена принадлежала к некой секте молящихся. Всегда есть причина, по которой люди это делают, поставьте после нее знак вопроса. Моя идея в том, что эта женщина была своего рода дьяволом и проецировала все, а он улавливал все это из атмосферы, как медиум. Он был слабым и безвредным. Его брат не мог всего этого понять. Возможно, он совершил все эти убийства под проекцией, как и в случае со Злым виноградником. Этот мужчина, кроме того, был слаб, когда жена была сильна, так что возможно, что бессознательное жены (жена, которая ходит в секту молящихся, вполне может иметь такое бессознательное) устанавливало, что он должен делать. Возможно, он годами трудился, вынашивая догадку в своем бессознательном. У него всегда было чувство, что в нем есть другой человек, с которым нужно научиться уживаться. Он писал дневник, а дневник признак того, что бессознательное живо и имеет нужду с кем-то сообщаться, и у него было чувство, что ему следует написать историю этой своей другой жизни. За несколько недель до преступления в дневнике появилось несколько записей о длинном ноже, предположение бессознательного. Это может означать: «Готовься, вот что от тебя требуется». Так что возможно, что бессознательное жены проецировалось на него, и он был готов, как и муж в Злом винограднике. Но, конечно, был и крючок.

В случае сновидца нельзя говорить о воздействии отца, но родители, получающие проекции, могут быть вынуждены играть роль Бога Всемогущего. Многие аналитики превращаются в Спасителей, и это дает им настолько выталкивает их из реальности, что они начинают ошибаться. Это типичная болезнь аналитика, ведь он предлагает крючок для проекций, заботясь о душах людей. Доктор должен открыться инфекции, а аналитик вынужден отдаться проекциям, но ему следует быть осторожным, что не оказаться смытым ими. Какого рода проекции пациент строит на отца?

Мистер Гибб: Моральные и интеллектуальные

Доктор Юнг: Все началось, когда он начал оккультные занятия, заменив ими моральные и интеллектуальные достоинства. Так что теперь все выглядит так, будто бессознательное критиковало отца, твердыню моральных и интеллектуальных ценностей, чтобы уничтожить эти проекции. Что тогда может случиться?

Мистер Гибб: Вся эта ответственность ляжет обратно на него.

Доктор Юнг: Да, он больше не сможет жить условной жизнью, теперь ему следует опираться на собственные суждения о правильном и неправильном, а не на отцовские. Всякий, живущий условную жизнь, зависит от ценностей и решений, сделанных за него. Это преимущество католической церкви. Вечные законы уже предрешены, так что человек освобождается от необходимости решать все это за себя. Теперь пациент оказывается собственным отцом. Но мы все еще в процессе раскапывания образа отца. Когда я проецирую свои моральные ценности на кого-то другого, на него проецируется и моя ответственность. Я не отягощен ответственностью или самокритикой, так что могу продолжать ошибаться без риска быть обвиненным и учета последствий. Я говорю: «Мне очень жаль, но я не знал. Простите, что я могу сделать? Я оплачу ущерб, вызванный моим просчетом», но продолжаю то же самое. Есть люди, мы все их знаем, которые постоянно так просчитываются. Они падают в яму, и их нужно вытащить. Затем они уходят и падают в ту же яму снова, как ни в чем ни бывало. Для них это становится систематическим, они повторяют одну и ту же глупость снова и снова и не видят этого. Они живут условную жизнь, не осознавая своей ответственности. Когда отцовский комплекс выявлен, сновидец берет на себя ответственность и самокритику. Теперь отец разговаривает с главным управляющим огромного поместья, который носит черную бороду, на самом деле принадлежавшую отцу. Очевидно, этот мужчина отождествлен с его отцом. Ожирение должно было сделать его неприятным, сам он не был таким. Теперь он смешан с определенно испорченным человеком. Что это означает психологическим?

Доктор Бингер: Раскол в сновидце, здесь представленный двумя сторонами отца, отцом как принцем и жирным недоумком.

Доктор Юнг: Да, но не забывайте, что это не сам отец, а проекции различных элементов сновидца на отца. В образе отца проявляются черты, которые в действительности принадлежат сновидцу; достоинства, равно как и пороки. Потому с одной стороны он принц, а с другой коррумпированный управляющий. С одной стороны он идеализирует отца как высшего человека, Принца, а с другой презирает его как главного управляющего, который как человек испорчен. Все это части сновидца, которые он спроецировал на отца. Он делает себя более успешным и воспитанным человеком, чем отец, но он же и более испорчен. Но не видит этого. Проецируя моральные достоинства, он не осознает сопутствующих пороков. Нет ничего высокого, что не построено на низком. Ницше сказал: «Древо, ветвями простирающееся до небес, корнями уходит в ад».

Далее принц пригласил сновидца, главного управляющего и отца остаться на ужин, чтобы поговорить о деле. Что вы думаете об этой роли принца? Мы говорим, что принц – это переоценка отца. Теперь этот высший человек приглашает их поговорить о деле и, очевидно, крайне психологическом деле.

Миссис Зигг: Слово дело несет нечто определенное, очень позитивное. Психологически очень хорошо быть деловым, позитивным.

Доктор Юнг: Конечно, деловой аспект может быть очень позитивным из-за своей надежности и справедливости. Если я правильно вас понимаю, вы имеете в виду, что принц, будучи позитивным отцом, предлагает честную сделку, деловую процедуру.

Миссис Зигг: Рёскин говорил: «Сначала справедливость, затем любовь».v

Доктор Бингер: А это не что-то вроде арбитражной комиссии?

Доктор Юнг: Да, тут так много несправедливости, вроде путаницы в этих проекциях, что это как если бы бессознательное сказало: «А теперь давайте сядем и обсудим ситуацию». Остаток сна – это важное разъяснение вопросов, требующих объяснения. Первый вопрос заключается в том, что отец ведет себя совсем не как бизнесмен. Он даже открыто подозревает главного управляющего в бесчестных поступках. Это недопустимое начало, показывающее, насколько отец не подходит для этих дел. Сновидец делает замечание: «Отец как бизнесмен негоден, так что ответственность переходит ко мне». Но главный управляющий – это сновидец, как следует из анализа выше, тот, кто совершает неприглядные вещи. Неожиданным образом его левая рука не ведает, что делает правая, так что хранить совесть чистой достаточно просто. Суть в том, что нельзя быть честным и вести успешный бизнес, потому что главный управляющий продажен и не предлагает достойных условий. Вот что сновидец должен объяснить принцу, что нельзя вести дела с управляющим, который подкуплен другими фирмами. Что вы можете из этого заключить?

Доктор Шоу: Принц – лучшая часть его личности.

Доктор Юнг: Да, принц, позитивный образ отца, своего рода высший человек с высокими моральными ценностями, которые теперь заимствованы у отца и возвращаются к сновидцу, к высшему человеку в нем, к высшему я. Это звучит очень нескладно, но в реальности очень просто. Например, когда двое мужчин заводят ссору и дело доходит до драки, и один из них говорит: «Мы не дураки, зачем нам драться, как собакам? Давай будем разумны и взглянем на вещи спокойно», это высшая сторона, выходящая на передний план. Это могли бы быть принц и сновидец, сошедшиеся вместе, чтобы избавиться от коррупционных методов главного управляющего, встреча с действенной психологической активностью. Видите ли, главный управляющий – это порочный низший человек в сновидце, его низшее я, пытающееся грязными или безнравственными средствами извлечь сиюминутные выгоды или преимущества, не видящее горизонта событий. В длительной перспективе большой бизнес процветает только если он честен, нельзя благоденствовать на безнравственности, ведь она поедает саму себя. Сон пытается вернуть этого человек к его психологии, потому с проблемой, с нападением этих бессознательных волн, с которыми он опять столкнулся, можно справиться только честностью, а не ловкими бесчестными трюками. С его проблемой можно справиться, только обратившись к высшему я, пока высшие ценности спроецированы на отца, и он ведет условную жизнь. Те, кто ведут условную жизнь, находятся в металлических ящиках, к ним не пробраться. Потому бессознательное должно вернуть все спроецированные пороки и достоинства, а затем, когда человек полностью сознателен, к его честности можно призвать. Это относится к анализу! Некоторые люди думают о нем, как о технике, которую можно купить, чтобы сделать все простым и приятным. «Доктор, вы не могли проанализировать меня? Я страдаю от отцовского комплекса. Не могли бы вы избавить мою систему от этого хлама?» Это использование порочных и дешевых трюков. Это как удаление органа из тела, будто можно на минуту удалить руку или вытащить сердце и выбросить. Это невозможно. Нельзя просто убрать комплекс, и пациент исцелится. Есть множество публикаций, представляющих технику анализа в этом свете. Это безнравственность, и однако люди с добрыми намерениями публикуют такой хлам, будто все так просто. Есть ли вопросы об этом сне? Он достаточно прост, когда основная идея ясна.

Доктор Бингер: Насколько его проекции связаны с расколом в его личной жизни?

Доктор Юнг: Трудно сказать. Я полагаю, что отцовский комплекс у него был всегда. Все, что проецируется, уже расколото. Он одновременно недооценивает и переоценивает отца. Это и да, и нет; плюс и минус; позитив и негатив. Мы должны понять такой род парадоксального мышления, если хотим понять психологические факты. То же и со всеми парами противоположностей – подчиненные чувства означают мегаломанию, садизм означает мазохизм и т.д. Так что я полагаю, что этот человек всегда был расколот, только позднее, когда развитие стало неотложным, он разрушил условную жизнь. Он должен увидеть, что сам творит свою жизнь. Она не идет по рельсам, эта тропа не протоптана. Я бы не стал объяснять его комплекс в связи с трудностями брака, скорее наоборот. Из-за отцовского комплекса он не был достаточно ответственен за собственные отношения с женой. Всем этим должен был заняться отец. Так люди отвергают проблему Эроса. Люди с отцовским комплексом в точности похожи на католиков. Хороший католик сказал бы: «Зачем беспокоиться о философии и психологических вопросах? Все это было разрешено две тысячи лет назад мудрецами на соборе в Риме». Такие люди могут вытворять удивительные вещи без всяких колебаний.

Мистер Гибб: А разве не следует учесть активную деловую беседу, ведь хлопковый бизнес может иметь большое значение? Нет ли у него на уме некоторой новой жизненной ценности?

Доктор Юнг: Очевидно, его жизнь – это бизнес. Нерешенные деловые вопросы – это ужасные препятствия. Его бизнес не может развиваться, потому что фирма не может заключить сделку с теми большими поместьями. Бессознательное пытается донести ему идею, что следует выработать новое жизненное правило, что дело нельзя вести такими мелкими дешевыми путями, а только основываясь на высших ценностях.

Мистер Гибб: А вы не думаете, что это нечто более конкретное?

Доктор Юнг: Не сознательно. Я вполне с этим согласен, ему следует самому договариваться с принцем, со своими высшими ценностями. Люди хотят, чтобы доктор мановением рук избавил их от трудностей, но это невозможно.

Следующий сон [12] другой ночью: Есть огромная разница между следующим сном и предыдущим. это крайне примечательная компенсация. «Я в спальне с женой и вижу медленно приоткрывающуюся дверь в другую комнату. Я немедленно иду туда, открываю дверь, и в той комнате обнаруживаю полностью обнаженного мальчика. Я выношу его в спальню и во сне убежден, что это не настоящий мальчик. Чтобы он не вырвался (а он сопротивлялся), я прижимаю его к себе, и это порождает поразительное чувство (вовсе не сексуальное) удовлетворения, словно именно это удовлетворило желания моих чувств. Затем жена приносит мальчику множество еды. Я вижу белый хлеб и черный хлеб. Ребенок не хочет есть черный хлеб и ест белый. Затем он неожиданно вылетает из комнаты и манит нас из воздуха».

Ассоциации: Медленно открывающаяся дверь: Аллюзия на отрывок из второй части Фауста, где Фауст стареет и пытается жить рациональной жизнью. Там есть монолог о том факте, что ему нравится мыслить рационально днем и быть человеком научным; а когда наступает ночь все иначе, приоткрывается дверь, и никто не входит! Без магии нам не обойтись. Во сне этого человека открывается дверь и никто не входит.vi Это нечто сверхъестественное. Он изучал оккультизм и использует слово экстериоризация, теория о том, раньше приписывалось духам, столовращателям, постукиваниям, шумам в стене. Его теория в том, что все это производится не привидениями, а чем-то в нас, экстериоризацией психических содержаний, и сновидец убежден в реальности таких фактов. Во сне у него чувство, что дверь открывается странным образом. Так что он идет посмотреть и обнаруживает в другой комнате обнаженного мальчика.

Мальчик: Единственная его ассоциация – это традиционное изображение Эроса, обнаженный ребенок, мальчик. Когда он прижимает его к себе, это странным образом удовлетворяет его чувства.

Хлеб: Черный хлеб питательнее белого, потому что содержит протеин из оболочки зерна. «Жена неправильно кормила маленького амурчика, потому он улетел и помахал издалека». Вот замечательный пример мужской психологии. Я отпускаю всю проблему пола! Сон требует некоторого исправления Это хороший сон, интимный, личный. Как вы объясните его после объективного сна?

Доктор Бингер: Содержания во многом те же. Он видит себя ребенком, Эрос его инфантильное я. В том сне он проецировал себя на отца, так что сам был ребенком.

Доктор Юнг: Что ж, это заслуживает обсуждения. Я думаю, нам лучше следует начать с описания, чтобы быть уверенными, что продвигаемся в верном направлении. Сновидец в спальне с женой, это означает интимное положение с супругой. Это утверждение в прошлом о сне о том, что ему следует научиться жить со своими высшими ценностями, а не с низшими, ведет его к интимной проблеме с женой. Что-то в бизнесе не ладится, что-то в отношениях с женой не складывается. Человек, ведущий условную жизнь, не наладил отношений с Эросом. Отец все об этом знает, так что ему самому об этом можно не беспокоиться. Он может закрыть глаза на всю проблему Эроса и оставаться совершенно не приспособленным к жене. К женщине нельзя подходить с чистой объективностью, так что вполне естественно, что в сновидении появляется препятствие. Сон ведет его прямо в спальню, ведь это также сексуальная проблема, так как секс – это сильнейшее и чистейшее выражение связанности. В этой ситуации некоторые содержания бессознательного, похоже, экстериоризировались. Насколько я знаю, те содержания бессознательного, что так близки, те, что почти стали сознательными, имеют тенденцию к экстериоризации. Они почти готовы ворваться в сознание, но на пути стоят некоторые препятствия, и они экстериоризируются. Вот и небольшое чудо. У меня нет предубеждения против небольших чудес. Такие странные вещи иногда случаются, но как они связаны с нашей психологии, одному Богу ведомо. Я не знаю. Только дураки считают, что все можно объяснить. Подлинная сущность мира необъяснима. В этом случае не сновидца должно снизойти озарение, что в его отношениях с женой недостает Эроса. Почти чудо, что он этого не заметил. Это Эрос должен войти. Он открывает дверь, но никто не входит, затем обнаруживает мальчика в другой комнате и на мгновение сжимает его в руках, чувствуя от этого странное удовлетворение, и его удивляет, что это не сексуальное чувство. Это одна из самых нелепых идей у мужчин. Они думаю, что Эрос – это секс, но это совсем не так, Эрос – это связанность. Женщины могут об этом многое поведать! Он предпочитает думать, что это сексуальная проблема, но это не так, это проблема Эроса.

Хлеб: Черный хлеб был бы более питательным, но ребенок от него отказывается и ест белый.

Доктор Шоу: Означает ли черный хлеб его мышление, его ведущую функцию?

Доктор Юнг: Нет никаких признаков этого.

Миссис Бианки: Он подчеркивает разницу между черным и белым, контраст. Можно ли предположить, что это связано с природой этих двоих?

Доктор Юнг: Я в этом не уверен. Я бы сказал, что хлеб подразумевает еду. Наш разум, сердце, тело, каждая функция должны получать соответствующую пищу, чтобы продолжать жить, так и Эрос не может жить без пищи. Еда, данная Эросу, здесь названа хлебом. Черное и белое – это обычный символизм моральных ценностей. Белый – это невинность, чистота; черный – это земная грязь, ночь, Ад. Сам черный хлеб (памперникель) очень тяжелый, его нелегко переварить. У них весьма примитивный способ помола зерна, так что вся шелуха остается. Получается сырой и тяжелый хлеб, но он очень питательный. Мальчик отказывается от черного хлеба и берет белый. Что это означает?

Мистер Гибб: Он приемлет более идеалистическое.

Доктор Юнг: Сновидец весьма озабочен пищей, которую сам ест. У него комплекс насчет еды, и изучая такие комплексы, за ними вы всегда найдете что-то интересное. Белый хлеб делается из самой сердцевины зерна, а шелуха выбрасывается или отдается свиньям, так что белый хлеб наводит на мысль о роскоши, благородстве или душе. Он делается из «души» зерна. Люди, которые едят только белый хлеб – это благородные, прекрасные люди, а те, кто едят черный – грубые, вульгарные, приземленные плебеи. Итак, вопрос в том, накормлен ли ребенок тяжелой питательной пищей земли. Для нашей христианской совести это означает пищу дьяволов и ад. Что от земли, земное? Сексуальность! Но общее предположение, что Эрос питается сексуальностью, ошибочно. Что забавно, он питается только белым хлебом, самой сердцевиной зерна, чем-то скрытым внутри сексуальности, т.е. чувством, связанностью. Если бы я сказал пациенту: «То, что вы занимались сексом со своей женой, еще не значит, что вы с ней связаны», он был не понял, ведь уверен в обратном. Связанность возникает из чувства, из контакта, и это подпитывает Эрос. Люди ожидают, что после секса душа не должна быть опечалена, но часто самые худшие ссоры и размолвки случаются после секса, потому что сексуальность не питает Эрос. Это часто прямая причина споров и разрывов.

Сон пока предоставляет очень важное осознание. Эрос появляется чудесным образом и чудесным образом исчезает. Он улетает в окно. Что это значит?

Доктор Бингер: Что человек не готов к чувственным отношениям.

Доктор Юнг: Мы не знаем, что бы сотворил Эрос, если бы остался надолго. Он мог бы поесть и черного хлеба после белого, но надолго он не остался. Он просто говорит: «Нечего делать; пока!» Это хорошая шутка и ужасная правда. Это земля обетованная, но зыбкое видение проясняется лишь на миг; затем оно улетает, ведь он может отведать черного хлеба. Так часто бывает в анализе. Вы ясно видите путь перед собой лишь на миг, а затем видение исчезает, наползает туман, и вы снова в путанице. Это внезапное видение истины, которое появляется и исчезает снова без всякой конкретизации. Поедание хлеба в доме – это древний символ гостеприимства. Но Эрос не ест весь хлеб, только белый, а затем исчезает, помахав издалека: «Aurevoir, приятно было повидаться, может, увидимся снова, кто знает».

Миссис Зигг: Я сомневаюсь, что мальчик – это только Эрос. В Фаусте мальчик связан с поэзией и воображением. Он был чем-то еще.

Доктор Юнг: Это правда, он может быть не только Эросом. Я тоже сомневаюсь. Но я придерживался Эроса, потому что сновидец не осознавал общих особенностей сна. Можно сказать, что тот факт, что он с самого начала провел ассоциацию с Фаустом, указывает на колесничего, гомункулуса и Эвфориона,vii три формы того элемента, который я технически обозначаю символом Puer Aeternus в сновидениях. На мой взгляд, все указывает на этот символизм. После отцовского комплекса с необходимостью возникает инфантильный комплекс, в котором он сын. Сначала он обращается к отцу, теперь сам становится сыном, все еще с психологией мальчика восьми или десяти лет, так что фигура Эроса может быть инфантильной стороной сновидца. Но если это сказать, значит, инфантильная сторона готовится вступить в отношения с его женой, а он к такой ситуации еще не готов. Можно сказать, что скорее его естественное неподдельное чувство установило отношения с женой. Верно, что ребенок – это инфантильная сторона сновидца, но это также многообещающее в нем. То, что человек развил, уже закончено, а неразвитое остается залогом на будущее. Так что мальчик представляет то, что может быть развито, самообновляющуюся часть человека, и верно было бы назвать это Puer Aeternus. Есть древнее представление, что Puer Aeternus — это Божественный Ребенок, вечно появляющийся и исчезающий чудесным образом. Этрусский мальчик Тагес,viii обнаженный мальчик, появляется во вспаханной крестьянином борозде и учит людей законам, искусствам и культуре. Адонис был таким мальчиком. Таммуз появляется женщинам каждую весну. Вавилонский бог-рыба Оаннес выходит из воды как рыба, появляется на восходе и весь день учит людей земледелию, законам и т.д., ночью снова исчезая в море. У Мейстера Экхарта было видение обнаженного мальчика, который его посетил.ix Есть английские сказки о сияющем мальчике, в которых видение мальчика всегда к несчастью, иногда просто фатально. Этому должна быть причина, я не знаю, какая. PuerAeternusx – это просто персонификация инфантильных сторон нашего характера, подавленных, потому что они инфантильны. Если сновидец позволит этому элементу войти, это словно он сам исчез и появился как обнаженный мальчик. Если жена примет его таким, все будет в порядке. Мальчика следует явить, обучать, может, даже пороть. Если подавленный элемент может войти в жизнь, в этом залог будущей жизни, может начаться развитие, будет прогресс. В мифологии фигура этого обнаженного мальчика обладает почти божественным творческим характером. Как Puer Aeternus он появляется чудесным образом, а затем так же исчезает. В Фаусте он обладает тремя формами: мальчик-колесничий, гомункул и Эвфорион. Все они были уничтожены огнем, это в случае Гете означало, что PueriAeternii исчезли в яростной вспышке. Огонь кладет конец всему, даже миру. Огонь – это жизненный сок культуры, он может прорваться и все уничтожить. Время от времени так случается, как, например, в большевистской революции, когда культурная форма больше не могла удерживать давление энергии, огонь вырвался и уничтожил русскую цивилизацию.

i В своей теории психологический типов Юнг различал четыре функции сознания, две из которых он назвал рациональными (мышление и чувство), а две иррациональными (интуиция и ощущение). Термин «мыслящий тип» означает человека, в котором мышление является ведущей функцией. См. Psychological Types, CW 6, ch. X.

ii См. начало лекции V, 20 фев. 1929 г.

iiiРоманМэриХей (Marie Hay, Evil Vineyard, London and New York, 1923), которыйЮнгобсуждалвработе «Mind and Earth» (orig. 1927), CW 10, pars. 89ff.

iv Этот случай также обсуждался в «Crime and the Soul» (1932), CW 18, pars. 817f.

v Джон Рёскин (1819-1900) – английский критик искусства и общества. Ср. в его The Crown ofWildOlive: «Будь справедлив со своим братом (ты способен на это, любишь ты его или нет), и тогда полюбишь его» (Works, ed. E. T. Cook and A. Wedderburn [1903-12], XVIII, pp. 420f).

vi Теперь все привиденьями полно,

И поделом, оно не мудрено.

Ведь даже если мы разумны днем,

Нас ночь пугает нехорошим сном.

Услышу на прогулке поутру —

Прокаркает ворона, — не к добру!

Поверьями кругом опутан свет,

Все неспроста, и все полно примет.

И мы дрожим, и всюду колдовство.

Дверь скрипнула. Не вижу никого.

Фауст, Часть II, Акт пятый. [здесь: в переводе Б. Пастернака – прим. перев.]

vii Фауст, Часть II, Акт II. Обзор судьбы этих трех фигур дан в начале лекции от 27 марта 1929 г. ниже.

viii О Тагесе, легендарном основателе этрусской традиции авгуров, и Оаннесе, упомянутом несколькими строками ниже, см. CW 5, pars. 291-2. Адонис был финикийским богом растительности, а Таммуз – его вавилонским эквивалентом.

ix Подробнее см. ниже.

x Юнг в дальнейшем развил эту тему в работе «The Psychology of the Child Archetype» (1941), CW 9i.