Перевод

Летний семестр Лекция II от 14 мая 1930 г

Анализ сновидений

Карл Юнг

Анализ Сновидений

Летний семестр

Лекция II от 14 мая 1930 г.

Доктор Юнг: У меня вопросы от миссис Сойер и миссис Кроули. Сначала я хотел бы прояснить вопрос миссис Сойер, потому что он более общий. Она говорит: «Вы упоминаете две мандалы, одну христианскую и одну египетскую, на которых три функции изображены с головами зверей и одна с человеческой. Функция с человеческой головой — это сознательная высшая функция, а остальные три бессознательные. Разве вы не говорили, что в христианской психологии три высшие функции означают Троицу, а подчиненная функция — дьявола? В таком случае, значит, сознание практически отсутствует — все четыре функции заняты символами?»

Я говорил, что три бессознательные функции относятся к Троице, а одна сознательная — к дьяволу. Я говорил о трех животных и о том, что эти три бессознательные функции играют ведущую роль. Но это означает превосходство в силе, а не в смысле дифференциации. Ведь первобытный человек всегда находится под высшим руководством, нечто доминирует над ним, потому что сказать: «Я желаю» требует исключительного сознания, исключительного самоконтроля. Такого первобытный человек сказать не может, он находится под управлением; первобытный человек полностью околдован своими настроениями. Вопрос выбора не стоит, вещи решают сами. И этот факт отражен в высшей силе, приписанной богам, который, например, будут могучими, гигантских размеров и с демоническим влиянием, против них человек ничто. Это изображение психической ситуации относительно первобытного человека или, иными словами, отношения его сознания к бессознательному. Его бессознательное во всем превосходит сознание, и он проецирует этот факт в метафизическое пространство в форме чудовищных богов. Как только сознание человека расширяется, боги уменьшаются в размерах и власти.

В развитии буддизма прекрасно видно, как развивалась новая точка зрения. Здесь мы видим, что боги появляются даже при рождении Будды, появляются, когда он умирает, и даже боги должны стать людьми, чтобы получить искупление. У них все еще есть желания, они сражаются друг с другом, как люди. И стремлением Будды было освободить людей от таких верований и показать высшие уровни сознания, вывести из-под противоречивой власти богов. Видите ли, пока против человека стоят три бога, это означает, что человек принижен и принадлежит дьяволу. Конечно, в христианской догме очевидно, что человек плох изначально и, если бы не спасительная благодать Божья, совершенно пропал бы. Но это несерьезное дело, знаете ли, и если вам не пришлось стать почтенным членом Церкви, отправляйтесь в ад, откуда пришли — шансов у вас нет. Раньше я упоминал знаменитый отрывок из Нового Завета: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».1 Оригинальная форма, найденная в египетском папирусе, такова: «Когда двое вместе, они не без Бога, но когда человек один, я говорю, я с ним».2 Церковь вмешалась и отделила человека от благодати, когда он один. Необходимо несколько человек, и если вы вне Церкви, спасения нет. Это сознание полной человеческой подчиненности изображено в Троице, как я сказал, трое против одного — они просто более могущественны — и, естественно, наша догма предполагает, что Троица бесконечно прекрасна, хотя она, очевидно, недостаточно хороша для того, чтобы уничтожить дьявола. Дьявол все еще рыскает вокруг, как бешеный пес. Мой отец был священником, и я спорил с ним об этом. Я говорил, что когда у человека бешеная собака, вмешивается полиция. Но когда Бог или Троица позволяет опасному дьяволу бродить среди хороших людей, никто не может наказать Бога за это, что совершенно немыслимо; что не дозволено человеку, не может быть дозволено Богу.

Итак, три функции представлены Троицей. Одна функция очевидно человеческая, поскольку изображена с человеческой головой; это сознание, единственная функция, отделившаяся от вечного моря бессознательного. Естественно, когда функция одна, она не будет высшей функцией. У нас психологический подход, и потому мы называем это так, но если функция одна, ее не с чем сравнивать, так с чего бы называть ее высшей? Скорее можно сказать, что одна функция дифференцировалась от бессознательного и что она функция находится в несчастном подчиненном состоянии по сравнению с бессознательным. Более того, то, что она украдена у богов, заставляет человека чувствовать себя униженным и грешным, и потому мы вынуждены очищаться от дьявольской примеси природы. Это можно прочитать в тексте католической мессы, в которой даже изгоняется соль, смешанная с водой крещения, и благовония, потому все считается зараженным дьяволом. Дым у алтаря нужен для того, чтобы духовно обеззараживать. «Да изыдет всякий дьявольский обман»,3 как это сказано в латинском тексте. Обрезание — это обряд экзорцизма, позволяющий освободиться от нечистых естественных элементальных влияний. Не пройдя эти церемонии, мы не чисты, загрязнены и неприемлемы для благодати Божьей. Таково начало человека. Он чувствует свою полную беспомощность и униженность во всех аспектах; он знает, сколько зависит от его усилий, и знает, что против него все демоны ада. Потому первобытный человек символизировал свое вступление в права человека церемониями посвящения. Итак, я утверждаю, что отделив еще одну функцию, он почти равен богам. У него появляется психология, и он осознает, что если удастся отделить третью функцию, он сможет наделить себя некой божественностью. Так обстоит дело в восточных религиях, в которых мы видим, что боги все более и более становятся иллюзиями. Восточный человек признает, что боги реальны, что Шива, например, реален для низших людей; но с расширением сознания они превращаются в иллюзии. Это прекрасно показано в Тибетской Книге Мертвых, Бардо Тходол,4 где мертвых наставляют жрецы о том, что боги — это иллюзии, которые следует преодолеть. Это один из самых ясных образчиков психологии, который я когда-либо видел.

Итак, надеюсь, вы поняли, что я сказал об обретенной божественности. Это не означает, что вы станете богами. Самое сложное в том, что люди считают три функции отдельными функциями. Но это совсем не так. Видите ли, всегда есть типы, и для некоторых людей определенный тип дифференцирован, а остальные бессознательны; то есть, большинство функций бессознательно. Вот что означает Троица; это ни в коем случае не три отдельные функции. Это ясно? Для тех из вас, кто не знает, почему мы говорим о четырех функциях, я должен объяснить, что есть четыре стороны нашей ориентации в мире сознания. Больше я не могу ничего добавить. Четыре функции основаны на том факте, что сознание утверждает, что есть нечто в бессознательном. Ощущение — это своего рода восприятие, оно знает, что предмет здесь; мышление говорит нам, что это; чувство подсказывает, в чем его ценность, принимаем мы это или нет; а интуиция показывает, чем это может стать, возможности. Должен признать, я не знаю, что еще можно включить. Я не смог обнаружить больше ни одной. Этим сказано все. И та странность, что их всего четыре, согласуется с фактом, который я обнаружил много позже, а именно с тем, что на Востоке придерживаются того же мнения. На мандалах четверо врат сознания выражают четыре функции. а четыре цвета выражают качества функций. Это хорошо видно в упомянутом мною тексте Тибетской Книги Мертвых. Есть еще вопросы о функциях?

Миссис Хэнли: Думаю, для большинства из нас ясны мышление, чувство и ощущение, но интуиция совсем не ясна. Вы не могли бы рассказать о ней больше?

Доктор Юнг: Ощущение просто сообщает вам видимые, ощутимые, чувственные качества, тогда как интуиция своего рода догадка об их возможностях. Чувства говорят вам, что тут что-то есть, а мышление говорит, что это, но требуется немало интуиции, чтобы понять, что за стенами. Если позволите, она сродни хоботу слона, прижатому к чьей-то спине, двигается туда-сюда и обнюхивает. Потому хорошая интуиция часто выражается носом. Первобытный человек использует нос, он вынюхивает воров и призраков, и точно так же ведут себя медиумы в наши дни; они приходят в дом, нюхают и говорят: «призраки», если в доме есть привидения. За запахом скрывается необычная психология, как я недавно вам говорил. Вы чуете крысу — это интуиция.

Доктор Дэди: Каково условие дифференциации трех функций, находящихся в бессознательном относительно первобытного человека? Можно ли сказать, что они дифференцировались?

Доктор Юнг: Нет, они не дифференцировались. Все в бессознательном заражено всем остальным. Дифференцирована только сознательная функция. Это раскол между человеком и плеромой, или Богом, или вселенским бессознательным, как его ни назови. Он украл функцию у богов. Это прекрасно иллюстрировано мифом о Прометее, ворующем огонь у богов. Все, что сознательный человек обрел, он у них украл. Он появился из плотного облака всеобщего бессознательного, и только вырвав одну из функций он смог отделиться. Как это случилось, я не знаю; это странное свойство психологического устройства человека; животные не имеют этой способности освободиться от изначальной психики. Это своего рода «дискоммуникабельность». Это загадочно, можно строить об этом теории; мы не знаем, как это произошло, но это было так.

Доктор Бейнс: Думаю, часть путаницы, вызванной мной, происходит из-за вопроса о вспомогательных функциях, то есть, о том случае, когда некоторые функции действительно появились и действуют как вспомогательные, но не обрели свойства основной функции как таковой. С вашей точки зрения вы используете термин «дифференцированный» только для той функции, или функций, которая обрела ценность per se, не так ли?

Доктор Юнг: Да, так оно и есть.

Доктор Бейнс: Например, когда вы обнаруживаете, что мышление действует как тягловая лошадь для интуиции, вы бы не приписали ему качества дифференцированной функции?

Доктор Юнг: С функцией, ставшая функцией по существу, высшей или дифференцированной, действительно можно управляться, но вспомогательная функция лишь относительно управляемая; тут уже начинаются проблемы.

Доктор Бейнс: Как те фигуры, получеловек, полуживотное.

Доктор Юнг: Да, одна фигура с головой человека, другая с головой обезьяны, и когда человек основывается на обезьяноголовой функции, возникают проблемы; он связывается с животным царством, и в дело вступает бессознательное. Это случалось с каждым, кто сталкивается с проблемой, которую не решить ведущей функцией, скажем, мыслитель обнаруживает, что нуждается в чувстве. Тогда ощущение или интуиция приведут его в новый мир. В известном сне о мыши, которую также можно назвать интуитивной функцией, поскольку этот человек больше не способен уладить свои жизненные проблемы при помощи интеллекта. Пока мышь не сбежала, он не мог этого понять; автономный фактор начинает править, поскольку он больше не может руководить представлением. Тогда жизнь начинает развертываться. Вот почему мы считали мышь своего рода знаком или симптомом того, что должно произойти нечто новое.

Миссис Бейнс: Вы сказали, что в первобытном человек три стоят против одной. Как вы считаете, в современном человеке две против двух?

Доктор Юнг: Трудно сказать, но я склоняюсь к этому, исходя из некоторых знаков времени. Самый простой пример — это тот замечательный факт, что только в девятнадцатом столетии были совершены попытки реабилитировать Иуду. Значит, чувство правосудия восстает на богов. Весьма уважаемые, исполненные благих побуждений люди отчаянно пытались сделать это, и у них есть свои последователи, огромная аудитория, поддерживающая попытки реабилитации. Это лишь маленький симптом, но есть много других, например, факт существования библейской критики, научного предприятия, которое означает, что табу сняты, а такое может быть только в том случае, если человек достаточно компетентен, чтобы справиться с ними. Авторитет, который раньше был неоспоримым, теперь потерял важность, а человек, соответственно, продвинулся, способен критиковать его, может стоять перед ним лицом к лицу, не боясь получить молнию. Но есть и другие молнии, которые бьют снизу. Мы всегда смотрим наверх, но против молний не нужны зонтики, ведь дьявол приходит с совершенно иного направления.

А теперь мы подходим к другому вопросу. Миссис Кроули говорит: «Не могли бы вы как-нибудь дать нам больше символизма и анализа фигуры гермафродита? Вы говорили, что в будущем займетесь им вплотную».

Гермафродит — это важный символ, который часто появляется на определенной стадии психологического развития. Это архетип. Немецкий исследователь недавно написал книгу о нем; он собрал множество материала об этом двуполом существе, которое играет важную роль в разнообразных мистических верованиях, а также в древней герметической философии. Я не хочу сейчас погружаться в историю этого символа, я лишь обращу ваше внимание на тот факт, что платоническое круглое существо — это гермафродит, бисексуальное состояние, которое означает асексуальность, поскольку два состояния отменяют друг друга. Это символ инфантильного, недифференцированного состояния, ведь когда пол дифференцирован, появляется сознание. Потому в аналитическом развитии гермафродит — это символ досознательного состояния, когда то, чем должен стать человек, еще не осознано. Но поскольку оно в бессознательном, такой символ может появиться во сне. В случае нашего пациента это намек на высший ведущий фактор или высшее «я», но все еще в гермафродитном состоянии. Видите ли, сознание означает различение, отделение; но здесь пары противоположностей не разделены, потому сознания нет. Это я называю плероматическим состоянием, подходящий термин, который я заимствовал из древней философии, чтобы обозначить потенциальное состояние вещей, когда ничто еще не появилось, но уже тут. Это состояние бессознательного; функции еще не дифференцированы, черное — это бело, а белое — черное.

Я уже сообщал вам тот интересный факт, что и в английском, и в немецком языках прилагательные better [лучше], best [лучший] происходят от одного и того же корня bad [плохой]. Это случай изначального состояния тождественности противоположностей. Это состояние рая, когда волк еще возлежит с ягненком, и никто не пожирает ближнего, разве что ради развлечения, когда вещи все еще в изначальном мире, в первоначальном бессознательном плероматическом состоянии, символизируемом гермафродитом. Это бессознательное предчувствие будущего идеального состояния, как показывает история рая. Видите ли, изначальный чудесный сад рая был утрачен навеки, и, согласно каббалистическому наследию, когда Адама и Еву изгнали, Бог поместил рай в будущее, то есть это изначальное состояние, недифференцированное бессознательное, стало целью, и вещи, которые разделились после первого греха, вновь сойдутся вместе. Такова история развития сознания. Ведь в начале человек чувствует изгнание, он практически одинок в своем сознании, и только благодаря расширению сознания он вновь открывает свое подлинную близость с природой. Потому вершина восточной мудрости говорит: «tat twam asi», что означает «То есть Ты» - всякая вещь — это я, я во всем, все вещь вновь едины, сознание в состоянии рая. Но в гермафродитной фигуре ничто еще не сознательно. Так что это изначальное состояние плеромы, рая в действительности мать, от которой рождается сознание. Символ этого изначального состояния снова и снова появляется в разных формах в процессе развития сознания, всегда изображая нечто из прошлого, но это также символ будущего. Ведь в будущем не будет ничего такого, чего было в прошлом, так как мы можем работать только с тем, что нам дано. Изначальное состояние — это символ будущего состояния, идея Царства Небесного — это повторение рая. Эти символы можно увидеть на рисунках пациентов, в круге или сфере, например, которые выражают замкнутое совершенное бытие, содержащее, так сказать, другую половину, что и выражает идея изначального платонического бытия.

Вот второй вопрос миссис Кроули: «Мог ли сновидец, по вашему мнению, приземлиться во время своего спуска, если бы чувство не было подчиненной функцией, например, если бы оно было ведущей функцией?»

Все было бы точно так же, потому что неважно, каковы три бессознательные функции.

Миссис Кроули: Его реакция была бы такой же? Мне просто хочется знать, как точнее определять их, и какова была бы реакция человека, у которого чувство ведущая функция.

Доктор Юнг: Реакция была бы такой же в главном, но, конечно, сон немного отличался бы.

Миссис Кроули: Я имела в виду взгляд на реальность с точки зрения чувства.

Доктор Юнг: Неважно, рационализируете ли вы мир с помощью мышления или чувства, в конечном счете они придут к одному и тому же. Конечный результат всегда один и тот же.

Миссис Кроули: Да, вы действительно ответили на мой вопрос.

Доктор Юнг: Итак, мы не закончили со сном. Мы еще не разобрались с приземлением с аэроплана. Человек падает, и ему трудно встать. Правая рука повреждена, она опухает и, похоже, сломана. Как вы помните, сновидец ассоциирует с правой рукой энергию, деятельность человека, его эффективность в материальной или практической жизни. Как вы это понимаете?

Миссис Бейнс: Он должен отбросить рациональное отношение к жизни. Он должен повернуть налево и найти иной путь в бессознательное.

Доктор Юнг: Да, но что это означает в практической жизни?

Мистер Хендерсон: Это касается его бизнеса.

Доктор Юнг: Точно. В то время, когда он видел этот сон, я заметил признаки беспокойства, которое, по моему мнению, могло быть связано с финансами, но теперь становится очевидно, что в действительности ему неинтересен бизнес, он больше для него не важен. Он говорит, что единственное, что его интересует — это человек и человеческая жизнь в целом. Ну, он может это себе позволить, но не такая уж большая проблема. Люди, которые вынуждены быть заинтересованными в своем деле, не слишком интересуются проблемами другой стороны. Ведь все сбалансировано, все отрегулировано. Конечно, каждый верит, что его проблема худшая, но в действительности от человек не требуется невозможного. Но человек его пошиба не выносит утрату силы. Видите ли, правая рука — это всегда символ силы. Те из вас, кто читал мою Психологию бессознательного, встречали там мотив выворачивания руки; или бедра, как в легенде об Иакове из Ветхого Завета, когда он всю ночь боролся с ангелом Божьим, и ангел сломал ему бедро.5 Это разрушение эгоистичной власти человека, и это неизбежно.

Дифференцированная функция почти всегда используется в эгоистичных целях. Такое оружие бесценно в начале, но обычно используется слишком эгоистично, и тогда следует компенсация бессознательного. Затем появится нечто, что вырвет оружие из ваших рук. Потому в мифе о герое, во время решительной схватки, герой должен бороться голыми руками, даже привычное оружие подводит; герой, который одолел чудовище хитростью, обнаруживает, что его рука сломана. Он лишен высшей функции ради следующей функции, которая ожидает дифференциации, ведь, похоже, природа продолжает стремиться к тому, чтобы отделить человека от изначального бессознательного состояния. Она вытолкнула одну функцию из бессознательного и заставляет человека осознать вторую, и по этой причине, поскольку должна быть развита следующая, дифференцированная функция внезапно становится бесполезной.

Думаю, будет полезно, если я снова приведу диаграмму, она многое прояснит. Мы всегда представляет четыре функции в форме креста, и поскольку я помещаю мышление на восток, чувство будет на западе, поскольку чувство противоположно мышлению. Следует очень осторожно миновать точку зрения мышления, чтобы осознать чувства человека, и наоборот. Внизу будет ощущение, а наверху интуиция. А теперь предположим, что дифференцированной функцией будет интуиция, а вспомогательной мышление; тогда разделение будет проходить вот тут (А). Это делает человека преимущественно осознанным в области интуиции, и линия разделения (BC) между сознанием и бессознательным у чисто интуитивного типа будет пролегать так, как я показал. Итак, если он попадает в ситуацию, в которой интуиция не помогает, например, когда должен подумать о некоторых вещах, тогда интуиция бесполезна, это полная бессмыслица. Тогда возникает необходимость понять, какова ситуация, вместо того, чтобы постоянно нестись вперед вслед за новыми возможностями, он должен до некоторой степени подавить интуицию; ведь интуиция будет переполнять его сознание новыми содержаниями, и когда он начнет что-то новое, придется гнаться за ними. Потому он должен сломать руку интуиции и отдать всю власть мышлению, и обычно это делается при помощи концентрации, а это преимущественно вопрос воли. А если человек не способен концентрироваться, с ним произойдет что-то, что заставит его. Очень часто эти интуитивные типы получают физическую болезнь, туберкулез или язву желудка и другие проблемы с желудком; кроме того, необычные истерические расстройства, которые могут породить самые разные симптомы, сковывающие человека, повергающие его, заставляя исключить некоторые возможности. Теперь они вынуждены замедлиться и перестать гнаться за вещами; они оказались в ситуации, когда мышления избежать невозможно, когда остается только яростно размышлять. Так функция оказывается парализованной или убитой ради другой функции.

В этом случае человек оказывается здесь (D) и приближается к сфере бессознательного. Здесь скрывается великая опасность, подчиненная функция, противоположная ведущей; это сам дьявол. Это соседство становится зловещим, человек подавляет ее, как может, боится того, что скрывается за стеной бессознательного. Потому мы совершаем иной ход, обращаемся к меньшей опасности, в этом случае к чувству (F), и только когда все три оказывают на той стороне. мы осмеливаемся броситься на подчиненную функцию. Перевес должен быть три к одному, это триада, сражающаяся против одиночки. Если вы помните те стихи Лоуэлла, которые цитировал сновидец (почему вы смеетесь?), то заметите, что они согласуются с духом наших рассуждений. Словно ассоциации возникли, когда он подслушал нашу дискуссию, так что мы оказываемся в черте чувства сновидца.

Думаю, теперь мы можем оставить этот сон и перейти к следующему, который я уже упоминал, это сон о тройне.[26]6 Он был зачитан на прошлом семинаре, но я снова вкратце повторю его для новых членов. Сновидец говорит, что жена родила тройню, двое были мертворожденными, а третий выжил. Вот и весь сон, и он говорит, что сон повторился, хотя не может вспомнить больше ничего связанного с ним. Он лишь помнит, что присутствовал при родах, что там была акушерка и унесла мертвых детей.

В ассоциациях он говорит, что близнецы или тройня кажутся ему чрезмерным даром небес. Ему вполне достаточно того, что выжил только третий ребенок. Он много размышлял, что означают эти дети, и пришел к заключению, что они были духовными детьми и никак не были связаны с реальными детьми. С тем странным фактом, что двое детей были мертворожденными, он ничего поделать не мог, и потому счел, что они были мертворожденными попытками, поскольку дети как психологически символы часто означают, что человек лишь попытка природы. Так что, по его мнению, двое мертвых детей представляют его занятия спиритуализмом и йогой, которые теперь кажутся ему духовными выкидышами. Он говорит, что я — акушерка, которая унесла мертвых, так как после того, как он пришел ко мне, не было смысла в других попытках, в теософских занятиях. И слова не сказал против них, потому что в этих вещах есть что-то определенно интересное. Я знаю, если бы в них было что-то нужное для него, он бы вцепился в них, а если нет, оставил бы. Он говорит, что некоторое время играл с этой темой, и третья попытка, живой ребенок, это медленное развитие его отношений с душой посредством анализа. Он использует немецкое слово Seek, которое может означать аниму или более христианскую концепцию души. Он, очевидно, имеет в виду отношения с внутренним миром переживаний.

Сон кажется очень простым, но в нем есть теоретическая ловушка. Он вполне удовлетворен своей интерпретацией: что тройня — это три попытки новой формы жизни, потому что для него искать духовного развития было совершенно новым предприятием. Прежде он возглавлял крупный бизнес, а когда ушел, остался вопрос: «А что теперь?» Ему было сорок три, и оказалось, что заняться нечем, нужно было искать отдушину. Сначала он занялся так называемыми духовными вещами, ведь люди, невежественные в психологии, легко увлекаются сеансами вызывания привидений, телепатией и оккультизмом в целом. Так что это было вполне естественно, и, очевидно, его слова об этом сне удовлетворительны, но в них есть уловка. Если тщательно следовать принципам толкования сновидений, вы это поймете.

Миссис Зигг: Похоже, что эти дети родились одновременно, но занятия эти он начал не в одно и то же время.

Доктор Юнг: Да, это довольно странно, и он не обращает на это внимание, но это малая ловушка, своего рода мышиная норка по сравнению с огромной лазейкой. Где настоящий туннель?

Миссис Нордфельдт: Это его жена рожала детей.

Доктор Юнг: Да, и что я вам об этом говорил? Повторю это эмпирическое правило, раздражающее анимуса. Если сновидцу снится жена, это его жена. Если вам снится человек жизненно важный для вас, либо по кровным отношениям или как-то иначе, всякий, приложивший руку к вашей психологической структуре, то, по крайней мере, некоторое время вы должны рассматривать человека из сна как подлинного человека, а не символ чего-то внутри вас. Например, между аналитиком и пациентом устанавливаются важные отношения, и если пациенту снится аналитик, можно полагать, что аналитик и подразумевается; если это что-то неприятное, аналитик столкнутся с критикой, возможно, это будет новое открытие в себе, вероятно, верное; во всяком случае, он должен считать эту возможность реальной, и только после тщательного рассмотрения, после должных размышлений можно полагать, что это нечто субъективное в пациенте. Кроме того, аналитику иногда снится пациент, с которым у него установились тесные отношения. Ведь отношения между аналитиком и пациентом жизненно важные; если нет, они мертвы. Некоторые важнее других, самые важные — когда он не понимает, когда натыкается на препятствие. Тогда может присниться сон о пациенте, и лучше всего уведомить его или ее, потому что во сне может быть что-то такое, что пациент сразу заметит. Естественно, такие проблемы возникают лишь в относительно непростых случаях. Иначе они просто не снятся. Я говорю это, чтобы показать, насколько серьезно я отношусь к тому, чтобы принимать эти фигуры за реальные.

Так что когда пациенту снится, что жена родила тройню, я в неприятной ситуации и вынужден объяснять, почему жена должна была родить тройню. Если бы не было этого эмпирического правила, я бы удовлетворился его объяснением сна; он был готов успокоиться на этом, оставить все как есть. Но тут есть одна штука — ему снится жена, и это, должно быть, его жена, я стою перед этим фактом. Затем миссис Зигг приводит тот факт, что его духовные дети, йога и теософия и анализ, все они были рождены не одновременно, и их нельзя назвать тройней, потому что один был рожден в 1927 г., другой в 1928 г., а последний в 1928 г. Идея тройни включает в себя необходимость родиться одновременно, в результате одной беременности. Это очень трудно — причем тут его жена? Очевидно, следует серьезно отнестись к его ассоциациям, что эти дети — его попытки, это разумное объяснение. Видите ли, это огромная разница, когда мы говорим, что это его жена рожает этих детей. Вы можете объяснить эту головоломку? Помните, мы говорили о ней на прошлом семинаре?7

Миссис Кроули: Это была своего рода психическая реакция.

Миссис Бейнс: Вы говорили об этом случае, когда обсуждали эту фазу сна, что он находился в состоянии participation mystique с женой, мог принять ее за себя субъективно, и она действительно должна была стать плодовитой.

Доктор Юнг: Именно. Как вы знаете, у этого человека практически не было настоящих отношений с женой, он не мог поговорить с ней, потому что она предпочитала цепляться за традиционные устои, оставаться в безопасном убежище, скрываясь от хаотичных возможностей разума, как мужчина цепляется за безопасный брак, чтобы уберечься от эротических возможностей. Это отсутствие отношений компенсируется в бессознательном. Видите ли, когда вы живете с человеком, не имея с ним отношений, вы связаны бессознательно. И эти странные бессознательные отношения производят психологическое состояние, которое можно сравнить с континуумом, в котором действуют оба, словно они в одной емкости под водой. Они под одной крышей, в одной лодке, что порождает особый род непосредственных отношений. Бессознательные отношения приводят к самым необычным явлениям, вроде снов, определенно не принадлежащих человеку. Так что когда дело касается мужа и жены, мужу могут сниться сны жены, или наоборот; или кто-то из них вынужден делать что-то противное его психологии, но согласное с психологией другого. Это симптомы participation mystique.

Очевидно, сознательные отношения этого человека с женой неудовлетворительны, так что мы можем полагать бессознательное заражение, в котором он действует наравне с женой. Видите ли, его жене свойственно сопротивляться всякому мышлению, как ему свойственно противостоять стороне Эроса. Она не использует свой разум. Все должно быть готов и безопасно, с гарантией на две тысячи лет вперед, подкрепленное высшим авторитетом, иначе она этого не примет. Все должно быть водо- и воздухонепроницаемым, не подверженным изменениям. Конечно, это совершенно неестественно; это ненормально и механистично; что-то было убито, и потому компенсируется в ее бессознательном, где она порождает неведомые нам невероятные вещи. Здесь она мыслит яростно, здесь она занята самыми радикальными вещами, возможно, даже религией. Если бы мы знали ее сны, то увидели бы все это. Ее бессознательное в суматохе, оно подавлено и не может вырваться в сознание, но во сне оно пробирается по открытому каналу в мозг ее мужа. Его ум открыт, он беседует с ним и доводит этим ее до ужаса, ведь беседует он с ее содержаниями, о которых она ночами толкует с демонами. И, наоборот, то, о чем она говорит в сознании, в немалой степени порождается бессознательными чувствами его анимы.

Я не говорил всего этого пациенту, потому что на этой стадии было бы неверно нагружать его излишней мудростью. Важнее было, чтобы он научился идти своим путем в анализе, ловить чувства, справляться со всем этим. Поначалу это было для него очень странно, но теперь мы увидим, как его попытки толковать сновидения выходят на передний план, и я не хочу в это вмешиваться. В его случае очень важно находиться в хороших отношениях с ведущей функцией, и в то же время ошибкой было бы противостоять женскому Эросу. Иначе человек действует против великой силы, а это бессмысленная трата энергии.

Итак, все это объясняет тот сон, а также, до некоторой степени, тот странный факт, что тройня, усилия, была рождена в одно и то же время. Это намек на то, что когда нечто происходит во времени, оно становится историей, но в бессознательном времени нет, оно вечно. Бессознательное может говорить о вещах, которые отделены друг от друга огромными интервалами времени; для нас они разделены, для бессознательного — нет. Они как пары противоположностей, как черное и бело, свет и тьма, будущее и прошлое — в бессознательном нет разницы. Так что эта тройня рождается одновременно, хотя там пролегают года. Эти три попытки на самом деле одна попытка, это был один отдельный стимул, вероятно, шедший от его жены. Это был момент, когда чувствовал, что рациональный интеллектуальный подход зашел в тупик, и в нем начал появляться Эрос. Это был совершенно бессознательный момент. Думаю, некоторые весьма интуитивные люди могут осознать такой момент, но обычно это происходит совершенно бессознательное.

Анализируя сны в такое время, мы сталкиваемся с самыми неприятными проблемами. Случилось нечто потрясающее, и пациент говорит, что понятия об этом не имеет, что это полная бессмыслица. Аналитик знает, что-то случилось, но оно невидимо; оно случилось в плероме и еще не проявилось во времени. Должно быть, это был весьма определенный момент, когда сновидец бессознательно почувствовал, что все подошло к концу, и то же произошло с женой, только, естественно, наоборот. И это был момент, когда родилась тройня. Это как ребенок, которому снится будущее. Я сталкивался с несколькими случаями, когда дети попросту предчувствовали основные моменты своей будущей жизни; они предвидели всю жизнь, всю сразу, на тридцать, сорок, пятьдесят лет вперед. Детям могут снится самые поразительные проблемы, а мы и представить себе не можем, как такое могло придти к ним в голову. Они получают это от родителей? Мы все еще не знаем. Думаю, это может быть связано с коллективным бессознательным, но это другой вопрос, в который мы не будем сейчас углубляться.

Доктор Бейнс: Должна быть связь между обессилевшей Троицей и тройней.

Доктор Юнг: Да, настоящее толкование сна в том, что тут есть непрерывность. Когда аэроплан спускается, это означает, что Троица ослабла, разрушилась, и тут это проявляется снова; она рождается из человека. Троица была в бессознательном состоянии, пока не родилась в сознании.

Мисс Вульф: В этом случае я должна заметить, как важно то, что тройню родила женщина, поскольку христианская религия отбрасывает женщину, за исключением Девы.

Доктор Юнг: Хорошо, что кто-то стоит за женщин. Видите ли, когда старая добрая София стала членом Троицы как супруга Господа Бога, отцам Церкви это не нравилось, и она была изгнана, за исключением коптской церкви; осталась только Дева Мария как своего рода духовная акушерка по соседству. С тех пор женский элемент в Троице отсутствовал, но теперь он возвращается. Крайне примечательно, что теперь женщина рождает утраченную Троицу.

Доктор Дрэпер: Почему двое детей мертвы?

Доктор Юнг: Это очень серьезный вопрос. Теперь мы должны знать, кто эти мертвые дети. Этот сон полон намеков. Запомните этот вопрос.

1 См. выше, 5 марта 1930 г., прим. 14.
2 Ср. M. R. James, The Apocryphal New Testament (1924), p. 27: Oxyrhynchus Pa-pyrus I (discovered 1897), x.
3 Обряд благословения соли появляется в требнике в начале чина благословения святой воды (Ordo adfaciendam quam benedictam), который выполняется не во время мессы, а перед ней, в ризнице, а не на алтаре. Он включает в себя слова: «et effugiat a loco . . . versutia diabolicae fraudis», переведенный Юнгом. Чин Святой Субботы включает в себя (у церковного входа) благословение огня и благовоний.
4 См. выше, 12 февраля 1930 г., прим. 4.
5 Быт. 32:24-25 («коснулся бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда боролся с ним»). См. Symbols of Transformation (1952), par. 524 (отсутствует в изд. 1912 г.)
6 См. выше.
7 См. выше.
 
Перевод Иван Ерзин (Sedric)

Другие главы перевода

39
1. Анализ Сновидения - Семинары Введение

7 января 2012 г.

2. Лекция I от 7 Ноября 1928

7 января 2012 г.

3. Лекция II от 14 ноября 1928 г

7 февраля 2012 г.

4. Лекция III от 21 ноября 1928 г

7 февраля 2012 г.

5. Лекция V от 5 декабря 1928 г

7 марта 2012 г.

6. Зимний семестр Лекция VI 12 декабря 1928 г

5 апреля 2012 г.

7. Зимний семестр Вторая часть: январь-март 1929 г. Лекция I 23 января 1929 г

5 апреля 2012 г.

8. Зимний Семестр вторая часть. Лекция II 30 января 1929 г

7 мая 2012 г.

9. Зимний семестр Вторая часть: Лекция III от 6го Февраля 1929 г

7 мая 2012 г.

10. Зимний семестр Вторая часть:Лекция IV от 13го Февраля

7 мая 2012 г.

11. Лекция IX от 20 марта 1929 г

7 августа 2012 г.

12. Лекция X от 27 марта 1929 г

7 августа 2012 г.

13. Летний семестр Май/июнь 1929 г. Лекция I от 15 мая 1929 г

5 сентября 2012 г.

14. Летний семестр Май/июнь 1929 г. Лекция II 22 мая 1929 г

5 сентября 2012 г.

15. Летний Семестр. Лекция III от 29 мая 1929 г

8 октября 2012 г.

16. Лекция V от 12 июня 1929 г

6 декабря 2012 г.

17. Лекция VI от 19 июня 1929 г

6 января 2013 г.

18. Лекция VII 26 июня 1929 г

6 февраля 2013 г.

19. Зимний семестр Лекция I от 9 октября 1929 г

7 марта 2013 г.

20. Зимний семестр 1229 Лекция III 23 октября 1929 г

5 мая 2013 г.

21. Зимний Семестр 3. Лекция IV от 30 октября 1929 г

4 июня 2013 г.

22. Зимний семестр 3. Лекция V от 6 ноября 1929 г

4 июня 2013 г.

23. Зимний семестр 3 Лекция VIII 27 ноября 1929 г

7 августа 2013 г.

24. Зимний семестр 3 Лекция IX От 4 декабря 1929 г

7 августа 2013 г.

25. Зимний семестр 3 Лекция X 11 декабря 1929 г

7 августа 2013 г.

26. Зимний семестр Лекция II 29 января 1930 г

7 августа 2013 г.

27. Зимний семестр Лекция VIII 27 ноября 1929 г

7 августа 2013 г.

28. Зимний семестр Лекция III от 5 февраля 1930 г

5 сентября 2013 г.

29. Зимний семестр Лекция IV 12 февраля 1930 г

5 сентября 2013 г.

30. Лекция VIII 12 марта 1930 г

6 октября 2013 г.

31. Лекция VI 26 февраля 1930 г

6 октября 2013 г.

32. Лекция VII 5 марта 1930 г

6 октября 2013 г.

33. Зимний Семестр 4 Лекция IX 19 марта 1930 г

6 ноября 2013 г.

34. Зимний Семестр 4 Лекция X 26 марта 1930 г

6 ноября 2013 г.

35. Летний семестр Май/июнь 1930 г. Лекция I 7 мая 1930 г

7 ноября 2013 г.

36. Летний семестр Май/июнь 1930 г. Лекция III от 21 мая 1930 г

7 декабря 2013 г.

37. Летний семестр Лекция II от 14 мая 1930 г

7 декабря 2013 г.

38. Летний семестр Лекция IV от 28 мая 1930 г

7 декабря 2013 г.

39. Лекция VI от 11 июня 1930 г

5 января 2014 г.

Случайные книги

по теме

Случайные переводы

по теме

Случайные статьи

по теме

юнг

Похожие переводы

  class="castalia castalia-beige"