Перевод

Глава 4. Джозеф Хендерсон Бег за награду

Культурные комплексы

Культурные комплексы

Глава 4

Джозеф Хендерсон

Бег за награду

 

Название главы выражает в одном образе происхождение традиции соревнования и соперничества в делах людей, идущей далеко назад во времени, когда патрилинейное доминирование над прежде всеобъемлющим состоянием матрилинейного наследования само вытеснило первоначальное состояние охотника-собирателя палеолитических времен. Из этого патриархального корня отцы нашли свой путь меж сходящихся скал достижения и глупости, и мы до сих это делаем. Но если изучить эту деятельность вглубь, мы можем обнаружить, что образность из культурного бессознательного может обратить наше внимание на разоблачительный шаблон, который объединяет эти противоположности.

Готовясь к своему исследованию в Threshholds of Initiation (Henderson 1967), я обнаружил,  что символизм древнегреческого бога-отца и богини-матери был сложным образом взаимосвязан в гармонии двусмысленности, а не конфликте противоположностей, и это позволяло каждому из них находить свое место во всеобъемлющей мифологеме (выражение культурного комплекса). Общим для них обоих я нахожу образ ритуального бега за награду, который зарождается в истории Реи, горной матери Крита и ее священного ребенка Зевса, которого нужно было защищать от чуждого отца Крона. Ребенка Зевса охраняли куреты, молодые вооруженные люди, которые совершали прыгающий танец или бежали в гонке. В Themis Menis (1912) Джейн Харрисон я нашел полное описание традиции, и это дало мне нужный материал для объяснения сна современного человека в юнгианском анализе. В раннем сне он был в процессии, ведомой человеком, несущим бюст той, кого он описал как «Королева-Мать»; сам он побежал к голове процессии и, схватив статую, сам стал лидером, как древнегреческий Курос или предводитель группы куретов (Harrison 1912). Это отметило начало процесса понимания и, в конечном счете, исцеления его материнского комплекса, от которого он лечился.

Позже у этого же пациента был сон, в котором сильный взрослый мужчина вел процессию мужчин и нес символ в форме креста (не обязательно христианского), что представляло переход от материнско-ориентированного к отцовско-ориентированному состоянию бытия — в противоположность предыдущему сну о Королеве-Матери. Процессия в последнем, отцовском сне, отличалась от прежней, материнской процессии. Я понял ее как примиряющий элемент, который возвещал целительное новое развитие в лечении моего пациента. У этого тоже был греческий прототип, как я нашел в эссе Ф.М. Конфорда (1912) «Происхождение Олимпийских игр», в проведении обрядов, связанных с Зевсом как взрослым богом-отцом. В первом сне ребенок лишь «сын матери», тогда как во втором он вырос и стал «весь отцовский».

Но между двумя традициями нет конфликта. Сын матери вырастает, чтобы занять свое место на Олимпе как Курос. Зевс сохраняет значительную память о своем детстве на Крите и Олимпе, когда участники Олимпийских игр «спали на зеленых листьях и получали в награду оливковую ветвь».

Позвольте мне перейти к другому обряду, который я наблюдал сам в Аризоне во время церемонии змеиного танца индейцев пуэбло в 1931 г. Здесь не священное дитя, как на Крите, а индейский юноша обретал статус Куроса и тоже был окружен группой молодых мужчин, но вместо юноши центральной фигурой, которую охраняли и символически обновляли, была змея. В мифе о змее юноша Тиго смог превратить змею в женщину, Темамана, которая стала матерью змеиного клана. Кульминацией церемонии змеиного танца стала процессия мужчин змеиного клана, несущих в своих ртах гремучих змей. Змеиных танцоров самих охраняли и до некоторой степени защищали от укусов змей другой группой, называемой жрецами Антилопы, которые выполняли более аполлоническую функцию, тогда как змеиные танцоры были скорее последователями Диониса которые выполняли свою задачу в состоянии приступа, похожего на транс

Весь ритуал начался рано утром, когда группа молодых людей бежала по пустыне на заре к столовой горе Хопи, достигнув ее с первыми лучами солнца. На вершине горы их встречали и заставили набрать охапку кукурузы и других овощей из рук специально выбранных молодых женщин, которые отдавали их неохотно. Нельзя не различить близкое соответствие между древней традицией и ее современным эквивалентом, либо в ритуальном действии, либо в архетипическом языке сновидений. Индейцы Хопи принадлежат к матрилинейному обществу, что для нас странно, но оно было достаточно сильным, чтобы появиться в культурном бессознательном моего пациента, который нашел в этом спасительный ключ для своей материнской односторонности. Но как страдала его личная психика, так и патрилинейная традиция были преувеличена и могла легко представлять нужду современного человека в обновлении женского принципа роста и трансформации для ограничения жадности и агрессивных амбиций в делах нашего отцовского мира, изменив наш способ понимания через осознанное обращение к культурном комплексу, от которого он появился.

 

Библиография

Conford, F.M. (1912) “The Origin of the Olympic Games”, в Jane E. Harrison, Themis Menis, London: Cambridge University Press.

Harrison, Jane E. (1912) Themis Menis. London: Cambridge University Press

Henderson, J (1967) Thresholds of Initiation, Middletown, CT: Wesleyan

Другие главы перевода

17
1. Младенец Зевс, Элиан Гонсалес, меч Константина и другие священные войны (с уделением особого внимания оси зла)

3 апреля 2014 г.

2. Введение

8 июня 2016 г.

3. Глава 1. Жаклин Герсон Малинчизм: предательство родины

8 июля 2016 г.

4. Глава 3. Долгие выходные: Алис-Спрингс, Центральная Австралия. Крейг Сан-Роке

7 декабря 2016 г.

5. Глава 4. Джозеф Хендерсон Бег за награду

3 июня 2018 г.

6. Глава 6. Луиджи Зойя Травма и насилие: развитие культурного комплекса в истории Латинской Америки

3 июня 2018 г.

7. Глава 7. Постмодернистское сознание в романах Харуки Мураками: зарождение культурного комплекса Тошио Каваи

3 июня 2018 г.

8. Глава 8. Денис Г. Рамос Коррупция: симптом культурного комплекса в Бразилии?

3 июня 2018 г.

9. Глава 9. Эндрю Самуэлс Что значит быть на Западе?

3 июня 2018 г.

10. Глава 10. Эли Вайсттаб и Эсти Галили-Вайстаб Коллективная травма и культурные комплексы

3 июня 2018 г.

11. Глава 11. Зажги семь огней — постигни семь желаний

6 июля 2018 г.

12. Глава 13. Культурный комплекс, действующий на пересечении клинической и культурной сфер

6 июля 2018 г.

13. Глава 14. Изучая расизм: клинический пример культурного комплекса

6 июля 2018 г.

14. Глава 15. Клиническая встреча с культурным комплексом

6 июля 2018 г.

15. Глава 16. Убунту — вклад в цивилизацию вселенной

6 июля 2018 г.

16. Глава 17. К теории организационной культуры: Интеграция другого с постюнгианской перспективы

6 июля 2018 г.

17. Глава 18. О политике индивидуации в Америках

6 июля 2018 г.

  class="castalia castalia-beige"