Перевод

Глава 14. Тиран

Путь сновидений

Мария Луиза Фон Франц

Путь сновидений

Глава 14. Тиран

В своей негативной форме внутренний мужчина женщины – это разрушительные для человеческой жизни силы, что отделяют женщину от её собственной женственности. Они отрезают её от человеческого тепла и доброжелательности, оставляют её в изоляции посреди бессмысленного мира, мучают своими невидимыми руками. Она чувствует себя жертвой, заложницей внешних обстоятельств или жестокого рока. В конце концов она может прийти к выводу, что её невыносимое одиночество не может быть скрашено в таком мире, и может начать фантазировать о смерти.

Следующее стихотворение было написано в таком состоянии одержимости анимусом и выражает страшное одиночество женщины, отрезанной от собственной женственности:

Я ищу,

но пустыня везде.

Я задыхаюсь,

но нет воды, чтобы утолиться.

Я плачу,

но нет рук, чтобы обнять меня.

Я жажду,

но нет груди, чтобы прильнуть к ней.

Я вожделею,

но нет фаллоса, чтобы заключить в себе.

Я чувствую,

Что лишь эксплуатирую свои друзей.

Я боюсь,

что смерть может быть такой же.

*

Отцовский комплекс может устраивать ад в бессознательном женщины. Власть этого комплекса может быть абсолютной и эффективно изолировать женщину от контакта с её собственным творческим духом. Следующий сон показывает маскулинность женщины в весьма угрожающей форме, карающей сновидицу и уводящей её в состояние жестокой изоляции:

Я сижу на полу в небольшом домике. Вычёсываю шерсть у кошки. Я не вижу саму кошку, но я знаю, что у неё рыжий мех, потому что я вытягиваю кошачью шерсть из щётки. Женщина позади меня говорит по телефону. Я сижу рядом с неизвестным мне мужчиной, но я знаю, что в этом сне он мой отец. Он очень высокий, крепкого телосложения, с короткими волосами. Он начальник полиции, и мы живём в участковом отделении.

Женщина заканчивает разговор по телефону, вешает трубку и уходит. Мой отец идёт туда, где она стояла, наводит там порядок, затем поворачивается, идёт ко мне и говорит: «Она сошла с ума. Она просто сумасшедшая!» Эта женщина с кем-то по телефону обсуждала тему инцеста.

Затем я становлюсь рядом с моим отцом. Он обнаружил записку, которую я написала своему бойфренду, и пришёл в сильнейшую ярость. Парень стоял перед ним. Я начала дрожать от злости и побежала из комнаты через дверь, которая оказалась заблокирована посредством крючка высоко на двери. Я побежала через в ванную. Там на полу сидел мужчина, не обративший никакого внимания на меня. На мне была куртка и шляпа. В туалете у меня началась рвота.

Пока меня рвало, я видела, что мой отец собирается связать мои руки, повесить меня на балке в домике и бить палкой. Я просыпаюсь с криком: «Гарри! Гарри!»

Обычно первым мужчиной, которого женщина встречает в своей жизни, является её отец, и он имеет поэтому решающее влияние на маленькую девочку. Если отношения с отцом складывались трудно, девочка отреагирует негативно на отца. Сам по себе отец может быть, а может и не быть плохим или трудным человеком. Девочка просто так может не любить его. Но в любом случае, если отношения негативны, позже она, как правило, обречена на трудности с мужчинами, на трудности в открытии своей собственной мужской стороны. В крайнем случае она не сможет приближаться к мужчинам вообще, ведь первый мужчина, которого она встретила в своей жизни, был ужасен, и поэтому все мужчины ужасны. Она может даже стать лесбиянкой или полностью избегать мужчин. Конечно, она будет их бояться. Если же случай не такой крайний, она может стать, как это называется, очень сложной женщиной. Она будет спорить с мужчинами, бросать им вызов, критиковать их и попытаться столкнуть с пьедестала. Она будет ожидать негатива от них, и это ожидание естественным образом создаст трудности у её партнера.

Иными словами, анимус, её собственная мужественность, будет проблемой для неё. Такая женщина, как правило, ведёт себя по отношению к себе, как и её отец вёл себя по отношению к ней. Если отец был тираном, даже после его смерти женщина всё равно будет тиранизировать себя своими идеями и мнениями, которые пришли из глубин от отцовского образа. Итак, отношения девушки с отцом и её отчуждённость от отца всегда играют большую роль в развитии её как женщины.

В начале сна женщина вычёсывает рыжую кошку. Кошка первоначально появляется в Египте, где она когда-то считалась божественным животным. Там она была богиней музыки, сексуальности, жизненных удовольствий и женской фертильности. Кошка, в отличие от собаки, никогда не продавала свою душу человеку. У неё имеется своего рода эгоцентрический резерв. Кошка говорит: «Вы можете погладить меня, и вы можете служить мне», – но сама она никогда не становится твоим рабом. И если вы раздражаете её, она просто уходит от вас. В женских снах поэтому кошка зачастую – образ чего-то женственного, независимого и уверенного в себе, того, чего современным женщинам так часто не хватает. Вот почему кошка-богиня приходит в женских снах как положительная модель женского поведения. Это не брутальность; здесь не проявляются никакие мужские черты. Это женственность и, в то же время, прочность и верность себе. Кошка не очень добродушна, но очень верна себе.

Итак, в начале сне героиня пытается приблизиться и рассмотреть свою женственность, и в этот самый момент подходит отец. Это не её настоящий отец, но начальник полиции, который во сне является её отцом. Мы можем видеть таким образом, что данная женщина тиранизирует сама себя, руководствуясь правилами поведения начальника полиции.

В реальной жизни она решила стать хорошей матерью и принуждала себя к этому в тиранической манере. Её дом, её дети, её семейная жизнь должны соответствовать тому, что она считает правильным. Вот почему сон говорит, что её внутренний отец, её внутренний авторитет, является начальником полиции. Полицейские в основном озабочены тем, чтобы вещи постоянно находились в коллективно приемлемой, недифференцированной, упорядоченной форме. Таким образом, начальник полиции – это анимус женщины, который хочет упорядоченности, дисциплины, традиционного, шаблонного поведения, которое не будет шокировать окружающих. Прямо-таки противоположность кошке. Начальник полиции и кошка никогда не поладят, и наша несчастная женщина имеет в себе оба эти аспекта одновременно.

Затем начальник полиции заявляет, что женщина сумасшедшая. Это тот таинственный голос в ней, который, когда она следует своим чувствам, говорит: «Нет, это безумие! Не надо этого делать. Ты сумасшедшая, если совершишь это». Многие люди подавляют что-то внутри себя, называя это сумасшествием.

Затем её отец, начальник полиции, ловит её, как маленькую девочку. Он обнаруживает, что она написала записку своему парню. Здесь мы снова имеем образ тирана. Естественно, в реальности существуют отцы, думающие, что они должны трепетно защищать неприкосновенность своих дочерей и выслеживать их, когда они пишут записки своим первым бойфрендам. Но здесь уже не тот случай, ибо эта женщина замужем и давно покинула отчий дом. Скорее это означает, что она делает с собой то же, что отец делал с ней.

Это величайшая трагедия, вспыхивающая по вине негативного анимуса, когда женщина влюбляется. Он пытается отрезать женщину от любых отношений, принижая их или называя сумасшествием. Отрицательный Анимус в основном проявляется как упрямое сопротивление любым проявлениям чувства любви. Если с женщиной случается влюблённость, или даже просто она становится заинтересована в мужчине, её отрицательный анимус появляется и разрушает отношения.

Субъективно она не понимает, что происходит. Она думает, что она проклята. Просто, когда она хочет поговорить с мужчиной, которого любит, что-то в ней устраивает неприятную сцену. А потом она идёт домой и плачет. Она может, проецируя, говорить: «Он был так противен мне!» Но если она будет немного честнее, то скажет: «Я хотела бы иметь хорошие отношения с ним, и только потому, что я хотела отношений, я устроила сцену». И она не знает, что некий дьявольский механизм заставил её сделать это. Если женщина наносит вам, мужчине, удар, вы можете быть уверены, что она заинтересована в вас. Ей бы очень хотелось любить вас, но она не знает, как.

Я помню случай одной женщины, которая однажды яростно атаковала Юнга своим анимусом во время аналитического часа. Позже они разбирали то, что произошло, и Юнг сказал ей: «Всякий раз, когда у вас есть чувство, вы атакуете». Случилось так, что по пути на встречу с Юнгом она увидела красивые ягоды клубники. Её первым импульсом было «купить их и принести ему». А потом анимус сказал: «О, Юнг скажет, что клубника имеет эротическое значение, и станет издеваться над вами». Так что она не купила клубнику, пришла на встречу в озлобленном настроении и нападала на Юнга весь час. А всё потому, что она «подавила» клубнику. Если бы она купила ягоды, всё было бы хорошо, но она подавила свои собственные чувства.

Когда вы говорите, что анимус «сказал» что-то этой женщине, что вы имеете в виду? Субъективно, каким образом женщина испытывает это? Слышит ли она на самом деле некий голос?

Нет; хуже всего то, что она переживает это как свои собственные мысли. Вы видите, как анимус думает в ней: «Юнг посмеётся над клубникой», - а затем она считает, что это она сама так думает. Одна из великих трудностей в аналитической работе – это научить женщину отличать собственные мысли от суждений анимуса.

Проблема в том, что женщины думают, что мысли анимуса являются их собственными. Даже после работы в течение многих лет у меня иногда всё-таки бывают негативные мысли в отношении себя, и если бы меня спросили в такой момент, я бы сказала: «Да, это то, что я думаю о себе». Позже у меня был бы сон про мужчину, насилующего меня, и я осознала бы: «Нет, это был злой анимус во мне, который так думает». И тогда я смогла бы раз-отождествиться и удивлялась бы: «С какой стати я когда-то думала о себе так? Естественно, я так не думаю». Но, как видите, это суть того, что называют одержимостью. Когда женщина одержима анимусом, она думает, что анимус – это и есть она сама. Только когда она выходит из состояния одержимости, она осознаёт: нет, это не я.

Вы использовали слово «одержимость». Это как-то связано с религией или колдовством?

Медиумы входят в транс, а затем становятся одержимыми определённым божеством. На Гаити, например, люди входят в транс, и мужские или женские божества проникают в них. Затем человек становится одержим богом. Он говорит изменившимся голосом, как будто божество говорит через него. Человек становится лошадью, а бог становится всадником. У меня есть книга с Гаити об одержимости, в которой есть фотографии трёх различных медиумов, у которых один и тот же бог, Legbe. В трансе все три медиума делают одинаковые движения. Когда они в трансе, все трое ведут себя одинаковым образом. Они, как мы бы сказали, одержимы архетипическим образом. Когда они выходят из транса, то иногда не помнят, что они говорили.

Эти медиумы – крайняя форма чего-то, что является нормальным в каждом человеческом существе. Весь день наше поле сознания введено в автономные комплексы. Вы поймёте это, посмотрев на ход ваших мыслей в течение дня. Вы можете быть в дружелюбном, приятном настроении, пока вы вдруг не подумаете о чем-то отрицательном; тогда ненависть и горечь выйдут на сцену. Четверть часа спустя вы, быть может, подумываете о мести за что-то, что было сделано против вас. А потом, когда вы думаете о чём-то ещё, ваша внутренняя сцена снова меняется. Если мы посмотрим на себя, мы обнаружим, что есть разные персоны для каждого нашего настроения.

Я могла бы предъявить вам целый список тех, кем я могу быть. Я старая крестьянка, которая думает о приготовлении пищи и о доме. Я учёный, который думает о расшифровке рукописи. Я психотерапевт, который думает о том, как толковать сны людей. Я озорной маленький мальчик, который наслаждается компанией десятилетних и подшучивает над взрослыми, и так далее. Я могла бы предъявить вам более двадцати таких образов. Они внезапно входят в вас, но если вы понимаете, что происходит, вы можете удерживать их в вашей системе, играть с ними и откладывать потом в сторону. Но если вы одержимы, они входят вас невольно, и вы невольно становитесь ими. Например, я могу вызвать озорника в себе и снова отправить его обратно, когда чувствую: теперь достаточно. Это не одержимость. Одной из целей психотерапии является помощь людям поддерживать постоянную идентичность и ладить со своими внутренними образами души, не будучи одержимым ими.

Анимус является наиболее частой формой одержимости в женщине. Её вдруг обуревает настроение холодной мужской решительности и приводит в действие импульсы к необдуманным, жестоким, решительным действиям, ни одно из которых вообще не характерно для неё как для женщины. Когда женщина становится одержимой анимусом, выражение её лица меняется, её глаза и линия рта становятся твёрдыми. Я заметила, что, когда я становлюсь анимусом, я подтягиваю плечи, как кто-то, кто готовится к бою. Когда я это делаю, я говорю себе: «Стоп, стоп! Остановись и отдохни».

У мужчин часто бывают проблемы с женщинами, одержимыми анимусом.

Я бы сказала, что это преуменьшение!

Мужчины говорят, что, когда женщина одержима отрицательным анимусом, у неё, кажется, есть одна и только одна цель – выдвинуть аргумент, а затем победить любой ценой, и для неё нет никаких запрещённых приёмов. Но, когда мужчина сопротивляется, женщина превращается в обиженную маленькую девочку.

Когда женщины одержимы анимусом, они любят вести двойную игру с мужчиной. Во-первых, они жестоко атаковывают, как правило, злобно и едко, и когда мужчины попадают в ответ, они становятся деликатными, пугаются, будто дети, жестокости мужчины, даже если сами напали первыми. Я называю это гангстерским анимусом. Он ставит маленькую девочку перед собой в качестве щита, так что никто не может выстрелить в самого бандита. Женщины с гангстерским анимусом являются, с одной стороны, неуверенными, обидчивыми маленькими девочками, которым мужчина не смеет сказать «кыш!», с другой стороны, они как жестокие звери, которые злобно нападают. Они жалуются, что мужчина не слушает их, а потом упрекают его в агрессивных замечаниях.

Обычно мужчина чувствует себя очень неловко, потому что женские слёзы заставляют его чувствовать себя виноватым. Но это уловка. Женщина как раз и пыталась заставить мужчину чувствовать себя виноватым, и поэтому он и чувствует себя виноватым, чувствует себя жестоким монстром, заставившим женщину плакать. Мужчина чувствуют себя неуютно и реагирует неуместным образом, потому что чувствует себя загнанным в угол.

Может ли этот негативный анимус вмешиваться в отношения женщины с её детьми?

Да, анимус действительно мешает материнским чувствам у некоторых женщин, если у них нет сильного материнского инстинкта. Например, скажем, ребёнок ведёт себя плохо, хнычет, проливает суп мимо тарелки. Естественной реакцией является злость и крик. Если с этим не переборщить, это даже полезно для ребёнка. Но вдруг начальник полиции – анимус – говорит матери: «Нет, это не есть хорошее воспитание. Это травмирует ребёнка». Так мать проглатывает свой гнев и тем самым делает гораздо хуже для ребёнка. Вот почему в этом сне героиня идёт в туалет и рвёт. Она, очевидно, глотает слишком много того, что она не может проглотить, что ей и не следует глотать. У вас случается рвота, если вы съели что-то, что вам не следовало употреблять, что ваш желудок отказывается принимать. Она проглотила, стерпела слишком много. Так что я бы предположила, что зачастую её дети раздражают её и вместо того, чтобы закричать во весь голос: «Ты невыносимое отродье! Иди ты к чёрту!» – она проглатывает всё. Но дети умеют переносить такие сильные реакции, если эти грубые реплики несут под собой любящий подтекст. Я была когда-то в итальянской гостинице, где одна женщина готовила для всех постояльцев, и вокруг неё кружилось около двенадцати маленьких ребятишек. Она постоянно кричала на них и била по голове. Но я никогда не видела таких счастливых детей! Всё потому, что это воспитание осуществлялось в тёплой атмосфере материнской любви.

С другой стороны, ребёнок не реагирует только на то, что делает мать и как она ведёт себя. Есть матери, которые, казалось бы, очень хорошие матери, но что-то может быть неправильным в их бессознательном. Мне на ум приходит ужасная история матери двух маленьких девочек. Она была любящей матерью, проявлявшей исключительную заботу о своих дочерях. Она не была ни чрезмерно грубой, ни снисходительной. Но обеим малышкам неоднократно снилось, как мать приходила ночью в их спальню в образе волка и угрожала им. Через несколько лет у матери случился психоз. То есть, девочки реагировали не на хорошее поведение матери, а на её больное бессознательное. Они чувствовали угрозу со стороны её больной бессознательной природы. Таким образом, вы видите, что может быть тысяча причин, почему маленький ребёнок реагирует отрицательно.

Невидимое влияние родителя на ребёнка может быть куда сильнее, чем видимое. Бывают семьи, где, казалось бы, царит счастье, и никто не может понять, почему дети в этой семье вдруг стали невротичными и что-то пошло не так, но если копнуть в эту ситуацию глубже, обнаружатся невидимые влияния за спиной всех участников.

Невидимая атмосфера гораздо более мощная, чем та, что на видимой поверхности. Вот почему Юнг никогда не писал много о педагогике. Он сказал, что это не важно, что вы говорите или делаете с детьми. Важно то, что вы сами здоровы и вокруг вас здоровая, позитивная атмосфера. Тогда не имеет значения, что вы говорите своим детям. Они не слушают это в любом случае. Они реагируют на ваш бэкграунд. Дети – это, так сказать, те, кто всё ещё плавают в бессознательном, в атмосфере ситуации, и они реагируют именно на это.

Этот совет родителям звучит удивительно просто: «Будьте сами психически здоровы, и ваши дети будут в порядке!» Но ведь это не так просто. Каждая женщина в нашем обществе засыпана инструкциями, указывающими ей, как лучше воспитывать детей. Телевидение учит её, журналы учат её, даже её собственная мать подсовывает список: «Ты должна сделать так! Ты должна сделать это!» Весь мир говорит ей, что она делает не так.

Это отрицательный анимус. Эти коллективные мнения насилуют собственные оригинальные мысли или чувственные реакции женщины. Например, когда я позволяла себе разрушительные мысли о себе или о своей работе, мне часто снилось, что меня преследовании агрессивные мужчины. Сон говорил: «Эти негативные мысли не есть ты. Это враждебный анимус в тебе. Ты должна бежать от этих деструктивных мыслей. Они уничтожат тебя, если ты останешься с ними».

Взять, к примеру, женщину, которую раздражает её маленький сын, разливший суп. Её естественным чувством было бы сказать: «Чёрт! Ты снова пролил суп». Но тут же педагогическое предубеждение в ней говорит: «Ты не должна кричать на своего маленького мальчика. Это не педагогично». Тогда она насилует свою индивидуальную чувственную реакцию этим коллективным педагогическим анимусом. Она насилует свою естественную женскую реакцию, говоря себе, что она не должна иметь эту естественную женскую реакцию.

_____

Потом я увидела Сатану, выходящего из него, и Сатана был, как эти фигуры, что я видела в катехизисах. У него два рога и чёрный волосы. А потом он просто пошёл прямо через окно.

- женщина-госслужащий

И тогда во сне я последовала за высоким блондином, который обернул меня в свой плащ и взял меня к себе в кибитку.

- актриса из Англии

_____

Может ли женский сон об изнасиловании быть интерпретирован положительно? Может ли он означать, что она в настоящее время перегружена чем-то конструктивным?

Я бы сказала, что зависит от того, кто насилует её. Если ей снится, что это мощный, здоровый или имеющий любые другие положительные показатели объект насилует её, то мне это всё равно не нравится, потому что это пассивная ситуация. Вы можете утверждать, что она перегружена чем-то положительным. Тем не менее, изнасилование, если вы используете именно слово «изнасилование», означает, что женщина слишком пассивна. Она не давала добро на это, так что это не совсем правильно. Это своего рода психологическое не-принятие ситуации. Таким образом, даже если насилующий партнер положителен, это не совсем правильно.

Есть ли архетипический образ негативной фигуры анимуса?

Классическим примером деструктивного анимуса, от власти которого женщина желает любой ценой освободиться, является герой известной сказки о Синей Бороде, где героиня попадает в замок, где она тайно обнаруживает, что его хозяин режет и убивает всех своих бывший жён. После обнаружения этой страшной тайны ей с помощью своих братья едва удаётся бежать. Синяя Борода является классическим образом разрушительного анимуса. Если женщина не может избавиться от самоуничижительных мыслей своего негативного анимуса, это может привести к тяжёлым психическим расстройствам. Женщины, которые не могут сбежать от Синей Бороды, обычно становятся замкнутыми, озлобленными женщинами, которых не могут любить мужчины; эти женщины не находят партнёров и живут в горьком одиночестве, если не случится чего похуже.

Мужчины всегда создавали образ идеальной женщины. Мэрилин Монро, например, поклонялись как богине. Может ли анимус так же принимать идеализированные формы?

Тем, чем была Мэрилин Монро для мужчин, Рудольф Валентино был для женщин. Он представлял идеального демона-любовника, что уносит женщину в романтическом экстазе, где она может фантазировать о «шейхе». Конечно, сюжет о демоне-любовнике, уносящем в романтическое «одиночество вдвоём», также есть в современных фильмах. Как правило, если женщина недовольна своими отношениями с мужем или любовником, она фантазирует о тайном увлечении, о ночных приключениях со своим анимусом.

Фигура демона-любовника вызывает демоническое или божественное очарование в женщине и делает её неспособной строит отношения с обычными мужчинами. Это Хитклиф в «Грозовом перевале» Эмили Бронте. В этом произведении Бронте показывает силу этой идентификации; её героиня говорит: «Я не люблю Хитклифа… Я и есть Хитклиф». Интересно, что сама Эмили Бронте даже имела идею о том, что её гений, её дар сочинительства, сделал её одинокой, трагической фигурой. Обычно, имея такого демона-любовника, женщина кончает трагично. Она становится неспособной жить и строить связи с другими людьми; её засасывает мир грёз, то есть бессознательное.

Существует большая психологическая опасность, исходящая от фигур, которые Юнг называл анимусом и анимой. Эти контрсексуальные фигуры могут полностью отрезать человеческое существо от реальности и социума. Анимус, как и анима, является очень неоднозначным, очень опасным внутренним персонажем, к которому нужно подходить с большой мудростью.

Другие главы перевода

20
1. Путь сновидения

6 августа 2014 г.

2. Глава 1. Нисхождение в мир сновидений

6 августа 2014 г.

3. Глава 2. Составление карты бессознательного

6 августа 2014 г.

4. Глава 3. Структура сновидений

6 августа 2014 г.

5. Глава 4. Живой символ

6 августа 2014 г.

6. Глава 5. Лестница в небо

7 сентября 2014 г.

7. путь сновидения глава 7. Наша тень знает

5 октября 2014 г.

8. глава 8. Пожирающая мать

5 октября 2014 г.

9. глава 9. Убийство Дракон

5 октября 2014 г.

10. глава 10. Глядя сквозь Луну

5 октября 2014 г.

11. глава 11. Внутренняя невеста

5 октября 2014 г.

12. Глава 12. В Аду нет зеркал

8 ноября 2014 г.

13. Глава 13. Повешенный

8 ноября 2014 г.

14. Глава 14. Тиран

8 ноября 2014 г.

15. Глава 15. Летая сквозь крыши

8 ноября 2014 г.

16. Глава 16. Духовный проводник

8 ноября 2014 г.

17. Глава 17. Освобождение сердца

7 декабря 2014 г.

18. Глава 18. Освобождение отношений

7 декабря 2014 г.

19. Глава 19. Сны всей жизни

7 декабря 2014 г.

20. Глава 20. Творец снов

4 января 2015 г.

Случайные книги

по теме

Случайные переводы

по теме

Случайные статьи

по теме

Статья

Символизм осы

сновидения

Похожие переводы

  class="castalia castalia-beige"