Перевод

Глава 5. История Волшебника

Юнгианская психология и страсти души

Марвин Шпигельман

Юнгианская психология и страсти души

Глава5

История Волшебника

Жил-был волшебник, который принимал облик бедняка и шел просить милостыню от дома к дому. В этих домах он ловил красивых девушек и забирал их. Как именно он это делал, не совсем известно, но было известно, что, когда он просил хлеба, он прикасался к девушкам и они были вынуждены запрыгивать в корзину на его спине. Тогда он спешил к своему дому в самой гуще леса.

Однажды волшебник появился в дверях человека, который имел три (или семь) дочки-красавицы. Старшая дала ему хлеба, он дотронулся до нее и унес в свой лесной дом. Все в этом доме был великолепным, и он дал ей все, чего она желала. Через несколько дней ему нужно было вновь идти, и он дал ей ключи от дома, сказав, что она может побывать везде и все осмотреть, кроме одной комнаты, которая открывалась самым маленьким ключом. Входить в эту комнату он запретил ей под страхом смерти. Он также дал ей яйцо и наказал ей постоянно бережно носить его.

После отъезда волшебника, дочь осмотрела все до запретной двери. Она хотела пройти мимо, но ее любопытство не давало ей покоя, поэтому она воспользовалась самым маленьким ключиком, открыла дверь и был потрясена, увидев огромную лохань, полную крови и изрубленных в куски мертвых человеческих тел. Она была так напугана, что уронила яйцо в лохань. Она достала его, но обнаружила, что не может смыть кровь. Неважно, как сильно она мыла и оттирала, кровь все равно возвращалась. В некоторых версиях истории кровь проступала на ключе, то на одной его стороне, то на другой.

Когда чародей вернулся из своего путешествия, он попросил ключ и яйцо. Когда она дала ему их, он понял по пятнам крови, что она были в кровавой комнате. «Раз ты вошла в комнату против моей воли, - сказал он, - ты должна вернуться туда против своей воли». Тогда он затащил ее в комнату, разрезал на куски и бросил к остальным.

Трагические события произошли и со второй дочкой (и, по некоторым версиям, до седьмой дочери, или даже больше). Однако младшая дочь была умной и хитрой. Она аккуратно отложила яйцо, вместо того, чтобы носить его. Когда она вошла в ужасную комнату, она увидела своих мертвых сестер, но тщательно сложила вместе их части, головы и тела, настолько хорошо, насколько смогла. Чудом куски соединились, и девицы снова ожили!

По возвращении колдун попросил ключ и яйцо. Не найдя никаких следов крови на яйце, он сказал младшей дочери, что она будет его невестой. Он также был теперь в ее власти. Этот младшая девица потребовала от колдуна, чтобы он отнес корзину золота для ее родителей, пока она будет готовиться к свадьбе. Вместо золота, однако, девица спрятал своих сестер в корзину, и колдуну пришлось нести этот тяжелый груз обратно к дому, из которого он первоначально их забрал. Получив указание идти, не останавливаясь, колдун нашел свою ношу слишком тяжелой, но, как только он останавливался, чтобы отдохнуть, одна из дочерей выкрикивала, что смотрит на него из маленького окошка. Чародей, думая, что это его невеста разговаривает с ним, продолжал идти, и, наконец, обессилевший, он пришел в дом родителей.

Невеста приготовила свадебный пир и разослала приглашения друзьям волшебника, а сама взяла череп, убрала его украшениями и цветами и поставила его смотреть из верхнего окна. Потом сама обмазалась медом и перьями так, что стала похожа на чудесную птицу. Она обманула жениха-колдуна, который решил, что череп был невестой, а она сама была птицей.

Когда колдун с друзьями зашел в дом, приехали братья и родственники невесты, заперли двери дома и подожгли его. Колдун и его свита сгорели.

Так закончил Мага сказку о волшебнике и девицах. Он посмотрел на меня, словно спрашивая меня о толковании или реакции. Я ответил сразу, что узнал сказку о пресловутой Синей бороде, подлом и жестоком человеке из мифов и сказок, который не только желал многих, как Дон Жуан, но был жестоким, злобным, агрессивным и кровожадным.

«Так много эпитетов, Внук рыцаря, – сказал Маг. – Ты судишь очень быстро. Ты не забыл, как ты ошибся с Доном Жуаном? Не слишком ли быстро ты готов добавить осуждения к тем, что уже обрушились на этого необычного мужчину? Не слишком ли ты готов осуждать? Разве ты не заметил, что вещи не всегда такие, как кажутся?»

Мне пришлось признать, что это было, конечно, верно, исходя из моего опыта, полученного с помощью Мага, с Доном Жуаном, но мне было трудно поверить, что была какая-то искупительная добродетель в такой кровавой и жестокой фигуре, как Синяя Борода. Впрочем, я достаточно уже узнал от Мага, чтобы быть открытым тому, что он должен был бы сказать.

Замечания Мага были в характере интерпретации сказки, я был несколько изумлен, обнаружив, что сейчас его наставление принимает эту форму. Я попытаюсь восстановить то, что он сказал, хотя не могу с уверенностью утверждать, что я слышал все, и не ручаюсь за абсолютную точность того, что он сказал. Однако суть интерпретации вполне определенная, и последующий опыт убедил меня в этом. Теневой характер формы Мага, на этот раз – то, что объясняет, мне кажется, мою неспособность формулировать общую точность сказанного. Поэтому послушайте, без дальнейших оговорок на этот счет, что Маг сказал:

«Чародей, Синяя Борода – далеко не просто колдун; темный и странный лиходей является никем иным как темным Богом Любви. Это может поразить тебя, но это правда. Подумай, не темный ли Бог Любви был отверженным и несчастным образом на протяжении последних тысяч лет Западной истории? Он не ищет ли он хлеба как жизни, тела как пищи? Не любовь ли это в ее темной форме, что «прикасается» и ловит девушек, особенно красивых девушек, и, вне всякого сомнения, когда они кормят этого демона хлебом-плотью своих тел, своего желания и страсти? Ведь, довольно молодые девушки, которых единожды коснулись, сразу пробуждаются, «захваченные» любовью демона, уносящего их в темный лес природы, в великолепный дом, где все желания исполняются! И Синяя Борода – это темная, но духовная (как синева неба, духа, как Синяя птица, например) сила, которую отвергли, но которая возвращается за пищей, за властью, за местью. Он ищет невесту, которая будет ему подчиняться; ту, кто полностью покорится его воле. Но, нет, ни одна женщина не может этого. Не может сама душа, будь то мужчина или женщина. Потому что любви не достаточно. Всегда любопытно узнать, понять. Эроса всегда недостаточно, человеку нужен также Логос. И целью любопытства забывчивой души, ранимого сердца, становится желание разузнать, выяснить. И, само собой, следом человек подвергается ужасам любви! Он, действительно, оказывается растерзанным этим расчленяющим опытом любви, он разорван на части!

Разве любовь, темная и страстная, не трагична? Не большинство песен – песни о любви? Не большинство ли песен о любви – песни о боли? Не творчество петь о любви из агонии? Похоже, что так. Кроме того, расчленение подобно расчленению ведьмы. Она разорвана, плавает в крови страсти. Ключ принадлежит человеку, конечно. Это всегда свободный выбор человека, разве нет? Подумай о другой фигуре, Боге Адама и Евы, который так же дал им свободу и все хорошее, предписывая только одно табу. Подумай также, что это Бог должен был хотеть, чтобы Адам и Ева вкусили с Древа познания, чтобы обрести знание. Потому что он хотел компании, он нуждался в ком-то, настолько же сознательном, как и он, или более сознательном, возможно. И в его «нет», как для маленького ребенка, также было подталкивающее «да».

Подумай теперь о Синей Бороде, форме Бога Любви. Не его ли область – яйцо, совсем как в мифе? Не родился ли сам Эрос из Мирового Яйца? Не была ли Любовь там даже раньше, чем там появились Боги? И не яйцо ли, изначальное начало, плавает в крови боли, страсти, разорванности? И не опыт ли это любви, в которой зарождающийся, нерушимый Бог купается в боли и страсти человека? Таковы история и миф.

Подумай еще. Человек обладает ключом, но он не умен обычно. Он вступает в противоречие с волей Бога, и платит цену болью или работой, или и тем, и другим. Но, подумай о хитрой дочери; порассуждай об уме последнего, младшего ребенка. Она – та, кто также не поддается воле Бога, она самая коварная, самая сознательная из всех! Она так умная, такая знающая, что даже умнее самого Бога Любви. Послушай, она обманывает его. Как? Тщательно заботясь о яйце любви. Она бережно кладет его в сторону. Ей, должно быть, был дан намек на неспособность человека бережно хранить любовь, когда он видит боль и ужас ведьминского, дьявольского состояния расчленности. Поэтому она заботилась о любви на то время, когда будет смотреть, чтобы познать. Разве она не любит своих сестер? Даже в ужасе видя их расчлененность, она контролирует себя, пытается навести порядок. Она приносит порядок смысла в эту чудовищность страсти. При этом, пытаясь собрать все части в характерный для человека образ, способная справляться, сохранять себя посреди крови, она устраивает поприще для свершения чудес. Она, душа, женщина, является человеком, она не может сотворить чудо; но она может, как и мы, как человек, соединить части и надеяться на исцеление, на объединение в целое. И это происходит: жизнь возвращается, происходит перерождение. Смерть иллюзорна, душа возрождается.

И таким демонический, жестокий характер любви обуздывается. Таким образом дьявольское в любви теряет свою власть и сейчас душа мужчины – и женщины – обретает власть. Что же она делает дальше, это мудрейшая и самая юная Дева? Она заставляет саму Любовь подчиниться себе. Теперь он, тот, кто обладал властью и заставлял души страдать, он должен теперь нести бремя души. Он, этот демонический любовник, должен держать эту тяжесть души; он должен нести ответственность. Он должен почувствовать ее тяжесть, и он делает это. И душа следит, потому что любовь должна осознать себя! Так же, как Бог Адама и Евы нуждался, но через тысячу лет после них, как Иов, предвидел, что осознает себя. Бог должен видеть так же, как и действовать! И Он видит.

Но он в очередной раз обманут. Как мы уже видели, на самом деле Дева делает правильно, обманывая его, этого демона-любовника. Она делает вид, что она – сама смерть, она притворяется, что полна цветов, и выглядывает из окна, смотрит, смотрит. Однако, в действительности, она пыталась подсластить себя с медом, и надеть на себя птичьи перья! Не стала ли она сама как птица, как дух, который может парить так же, как и любовь, птица с перьями, витающая в духовном мире? Сама Любовь обманута Смертью, говорят нам. И человек может осознать свою духовную природу, и обмануть бессмертие самой любви.

Наконец, любовь в ловушке и горит. Душа уже купались крови страсти, жизненной силе жара и боли. Но теперь любовь должна прожить этот ад страсти, обращенный против самой себя. Это ли не истинное страдание? Не должна ли эта жестокая, холодная и жесткая любовь из сказки трансформироваться в этом огне? Не должен ли этот Дьявол, этот отвергнутый аспект любви в самом Божественном пройти трансформацию? Должен, но он по-прежнему томится в аду, в огне его собственной жестокости и мучений. Потому что любовь все еще не приняли, не оценили, не вознесли, ей еще не предались. Ее просто изгнали.

И так, Внук Рыцаря, ты знаешь теперь немного об этой сказке. Я обучил тебя. Но ты сам должен спускаться в этот ад Синей Бороды. Ты должен войти в огонь и говорить с ним, спасти его, и узнать, что означает, когда Любовь пылает в огне!»

Так закончилось толкование Мага, насколько я могу представить его, и так я был вынужден нести эту сказку дальше. Так мне, несчастному смертному и человеку, Внуку Рыцаря, было предписано стать герой, как мой отец и дед. Это было против моей природы – войти в огонь мифа, жар этого состояния, и встретиться с Синей Бородой, отверженным демоном темной любви!

Другие главы перевода

29
1. Предисловие

7 мая 2016 г.

2. Глава 1. Внук Рыцаря

7 мая 2016 г.

3. Глава 2. Дон Жуан

7 мая 2016 г.

4. Глава 3. Дон Жуан II

8 июня 2016 г.

5. Глава 4. Внук рыцаря II

8 июня 2016 г.

6. Глава 5. История Волшебника

8 июня 2016 г.

7. Глава 6. Синяя Борода и музы

8 июня 2016 г.

8. Глава 7. Иисус

8 июля 2016 г.

9. Глава 8. Афродита

8 июля 2016 г.

10. Глава 9. Эрос

8 августа 2016 г.

11. Глава 10. Дочь Гвиневры

8 августа 2016 г.

12. Глава 11. Сестры: Сердце и Живот

8 августа 2016 г.

13. Глава 13. Отец и Дочь

30 сентября 2016 г.

14. Глава 14. Сестры

30 сентября 2016 г.

15. Глава 15. Муж и Жена: Гера

30 сентября 2016 г.

16. Глава 16. Мать и Сын: Дева Мария и Розарий

30 сентября 2016 г.

17. Глава 17. Мать и Сын II: Радостные Тайны

8 ноября 2016 г.

18. Глава 18. Мать и Сын III: Скорбные тайны

8 ноября 2016 г.

19. Глава 19. Мать и Сын IV: Славные Тайны

8 ноября 2016 г.

20. Глава 20. Внук Рыцаря и Дочь Гвиневры

8 ноября 2016 г.

21. Глава 21. Рыцарь III и Гвиневра II

8 ноября 2016 г.

22. Глава 22. Йогиня Майя

8 ноября 2016 г.

23. Глава 23. Путь Диониса

8 ноября 2016 г.

24. Глава 24. Дионис и Аполлон

8 декабря 2016 г.

25. Глава 25. Союз

8 января 2017 г.

26. Глава 26. Кронос, Рея и Зевс

8 февраля 2017 г.

27. Глава 26. Области Центров

8 марта 2017 г.

28. Глава 27. Восточно-Западное Древо Жизни и Гимнов

8 марта 2017 г.

29. Глава 28. Гимны

7 апреля 2017 г.

духовный кризис

Похожие переводы

  class="castalia castalia-beige"