04.05.2011
0

Поделиться

Глава 10

Найджел Элдкрофт Джексон и Майкл Говард

Столпы Тубал Каина

Глава 10

Лампа Лилит

Я стал как филин на развалинах (Пс.101:7)

В английском фольклоре и поэзии для луны используется архаический термин«лампа Лилит». Но кем была Лилит? Почему она ассоциировалась с луной и каксвязана с Люцифером? Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно вернуться натысячелетия назад, когда ее считали демоном-вампиром, похищавшим младенцев изколыбелей, соблазнявшим мужчин эротическими снами и порождавшим демоническое потомство.В еврейской мифологии Лилит была известна под многими именами, среди них:«прекрасная дева», «призрак», «шлюха-вампир», «призрак в ночи», «суккуба»,«царица демонов», «ночное чудовище», «мать ведьм» и «филин». Эти имена отражаютнародную веру в то, что она похищала детей или пила их жизненную энергию икровь, вызывала выкидыши у женщин и собирала семя, извергнутое мужчинами вовремя эротических сновидений или мастурбации, чтобы создавать демонов иэлементалей.

На первый взгляд Лилит покажется фигурой весьма неприятной, но как мывидели в этой книге, божества древних религий часто демонизируются новыми.Также верно, что исторические книги пишутся победителями, и то же касаетсярелигиозных и мифологических книг. Лилит не всегда была еврейским ночным демоном.В шумерской мифологии она изображалась около 2000 г. до н.э. какпрекрасная обнаженная и крылатая женщина с птичьими ногами. На ней рогатаяшапка или головное украшение, а стоит она на двух львах. С обеих сторон ееподпирают совы. В древней Шумерии Лилит, Лилиту или Лилу была предводителемЛилу, вампирической расы женского пола, которые сексуально охотились на людей.Они были духами воздуха, жившими в пустыне и проявлявшимися в штормовую погоду.Эти сущности, как считалось, охотились на беременных женщин и, как в еврейскоммифе, зачинали демонов, похищая семя у онанистов и гомосексуалистов. Лилит быладочерью Нинлиль, богини винограда и ветра, родившей луну. По этой причине Лилитбыла сильнее всего на ущербную луну, «когдапсы ночи освобождаются от цепей, чтобы бродить до утра».

Эпос о Гильгамеше рассказывает историю о богине Инанне, Царице Небесной, ио том, как она нашла священную иву на берегах Евфрата, которая была вырвана скорнем жестоким ураганом. Богиня спасла павшее дерево и посадила в своем саду.Однако дерево отказывалось расти, потому что в его корнях угнездилась змея,свирепый буревестник Азу или Зу уселся на его ветвях, а Лилит устроила в егостволе себе дом. Инанна обезумела от горя и обратилась за помощью кполубожественному герою Гильгамешу. Он убил змею и срубил древо, так что Зу иЛилит потеряли свое обиталище. Лилит отрастила совиные крылья и улетела впустыню, проклиная богиню и ее защитника. В награду Инанна дала Гильгамешушаманский подарок – барабан и палку, сделанные из верхних ветвей и корнейдрева. Этот магический инструмент позволил ему связываться с богами на Небесах(верхние ветви) и спускаться с подземный мир (корни).

Некоторые авторы рассматривали эту историю как метафору убывания силближневосточных богинь по мере того, как власть захватывал патриархат. Джорджпишет: «Древняя богиня птиц и змей,устроившая себе дом в кроне и у корней Древа Жизни, соединяла небеса и землю. Этот образ содержал силу изнание, свойственные крылатой, львиноликой птице и мудрость сексуального обновления,воплощенные змеей» (George 1991:177).В вышеописанном мифе буревестник Зуможно считать Прометеево/Люфицерианской фигурой. Он описан как львиноголовыйорел, вызывающий ураганы в пустыне хлопаньем крыльев. Мы видели, что он как богЗу похитил Скрижали Судьбы у Богов и попытался подчинить себе космическийпорядок. Скрижали дали Зу власть над вселенной, поскольку они управляли силойсудьбы, которая обычно представлялась как богиня. Поскольку Зу осмелилсябросить вызов космическому порядку, его убила молния, Скрижали были возвращены,а в космосе восстановился статус кво. Буревестника можно сравнить с птицейБенну в египетском мифе, фениксом и арабской птицей Рок.

Связь Лилит, живущей в Мировом Древе или Древе Жизни со змеей и птицейимеет определенное мифическое значение. Эндрю Коллинз тесно связывает птицу Зус библейской легендой об Азазеле и Стражами, а также со звездными циклами,связанными с космическими циклами судьбы (Collins 1996:226-28, 353-55). Мотив орла или какой-томифической птицы, живущей в ветвях священного древа с драконом или змеей укорней можно найти повсюду от северной Европы до Ближнего Востока.

Священными животными Лилит были кошки, совы, змеи, козодои и черные псы. ИИнанна, и Иштар были известны как «Божественные Совиные Госпожи», и эта птица вдревних мифах является двойным символом мудрости и смерти. В единственномбиблейском упоминании о Лилит сказано, что она живет «Ис. 34:14». Сатиры – это,конечно, сеирим, или «волосатые», следующие за своим повелителем, козлинымбогом Азазелем.

В Шумерии Лилит была связана с Эрешкигаль, старшей сестрой Инанны, а вВавилонии с Иштар (Венерой). В Финикии она была Баалит, или «Великой Госпожой»и спутницей Баала. Говорят, что когда Инанна задумала сбросить Эрешкигаль, онаоблачилась в лучшие драгоценности. Затем она посетила сестру в еелабиринте-дворце, который был построен как паучья сеть и имел семь врат.Эрешкигаль узнала о ее приходе и приказала стражам останавливать Инанну укаждых врат и снимать с нее часть одежды или драгоценностей. Достигнув центрадворца, она оказалась совершенно голой. Затем младшая сестра повесила ее.

Вероятно, евреи впервые столкнулись с Лилит, когда вторглись и захватилиХанаан, ведь тогда ее культ распространился за пределы места его зарождения,Шумерии. В каббалистической традиции Лилит стала первой женой Адама до Евы. Он,как говорят, просил Яхве о женщине-спутнице, ведь он устал от мастурбации искотоложества – и то, и другое, было обычным делом среди ближневосточныхпастухов, которые часто вели жизнь одиночек. Получив полового партнера,неблагодарный первый человек возмутился отказом Лилит от традиционноймиссионерской позы и претензиями на доминирование. Когда Адам возразил, Лилитответила: «Почему я должна быть подтобой? Я тоже была создана из праха и потому равна тебе!» В немного иныхобстоятельствах Лилит отвергла требования Бога поклониться и почитать еготворение, Адама. В конце концов, первый человек был хорошим еврейскиммальчиком, и он не уступил Лилит. В ярости Лилит превратилась в сову и улетелав пустыню, чтобы стать изгнанницей, «странствующей по пустошам».

После того, как Яхве уступил требованиям Адама о новой женщине-спутнице, ипара была изгнана из Эдема, Лилит вернулась из пустыни. Хотя Адама в это времявоздерживался, что использовала его ночные испускания, чтобы создать расудемонов и гигантов. На самом деле, говорят, что Лилит породила расу фей илиэльфов, которые почитались ортодоксальными патриархальными религиями задемонов. Древние евреи, как и позднее христиане-пуритане, похоже, имели какое-тоособое отвращение к мастурбации и другим формам секса, не приводящего кпоявлению потомства. Например, когда Яхве увидел мужчин, «изливавших семя надеревья и камни», он наказал их за греховное поведение. Хотя на самом деле этопохоже на ритуалы плодородия, когда энергия подносилась природным объектам,наделенным, как считалось, божественными силами.

В патриархальной еврейской пропаганде Лилит опасались из-за ее сексуальнойнезависимости от мужского доминирования, ее мощной сексуальности и власти надлюдьми. Слово «Лилит» происходит от еврейского «Лайил», означающего «ночь», ишумерского «лил», означающего «ветер» или «смерть». Она в буквальном смыслеГоспожа Воздуха и «смерть, приходящая с ночным ветром», идеальная спутницаАзазеля или Азраэля как Ангела Смерти. Альтернативное происхождение ее именивозводят к шумеро-аккадскому слову, обозначающему «песчаную бурю». Этот словоприменялось к неупокоенным привязанным к земле духам, странствующим вместе светром, бывшими «пылью земной» (Baring and Cashford 1991:510). Асфодель Паулина Лонг (Asphodel Pauline Long) предполагала, что Лилит была не «демоном ночноговетра», а первым «дыханием жизни». Она указывала, что согласно мифу творения вкниге Бытия Элохим или Боги вдохнули жизнь в Адама, так что он стал душою живою(1992). Кэти Спьюрин (Kathy Spurin) видела в энергии Лилит женский огонь – огоньхаоса и разрушения, который ускоряет изменения и новые начинания, необходимыедля эволюции. Это люциферианская концепция, и, как и ее мужское альтер-эго, онаво многом «богиня извне», восставшая, анархистка, отказавшаяся принятьустановленный порядок, пошедшая собственным путем как вольный дух.

Лилит часто считали самостоятельной богиней. Барбара Уолкер (Barbara Walker) видит в ней фигуру«Великой Матери» для оседлых земледельцев, противостоявших вторжениям номадическихпастухов (1983:541). Возможно, древние евреи невзлюбили Великую Мать за то, чтоона испила крови Авеля, пастуха, убитого Каином, повелевавшим земледелием икузнечным делом. Предположительный первый убийца был связан с Лилит через ееотождествление с Неемой, Пряхой, сестрой Тубал-Каина. Иногда она была известнакак Лилит Младшая. Неема была так прекрасна, что вполне могла сбить с путиТубала (Азазеля).

Лилит Бабеллон (Lilith Babellon) связывает происхождение ее имени с мистериями,практиковавшимися на греческом острове Самофракии, и это снова связывает ее с(Тубал) Каином. В обрядах, проводившихся на острове, темная богиня Гекатарождала вампирических духов, известных как ламии или лиллим. Блаватская описываетдемоническую расу кабаров или кабиров, с которыми мы уже сталкивались, каккультурные образцы для подражания, научившиечеловечество земледелию и кузнечному делу. Она также отождествляет их сгреческой расой гигантов Старших Богов, известных как титаны, и семьюпланетарными правителями (1983:408-9). Найт утверждает, что кабиры были «линией древних подземных богов и слугамиВеликой Матери – они были морскими богами и кузнецами» (Knight 1985:58). Ихописание морских богов, возможно, означает, что они были Старшими, которых вдревних мифологиях называли «обитателями бездн».

Хьюсон описывает кабиров как «мистическуюрасу… происходящую от изначального божественного сочетания, под другими именамиона известна как эльфы или ведьмы…» (Huson 1972:100-101). Греки делили кабиров на две группыв соответствии с их полом. Женщины были ведьмами, творившими заклинания изаговоры, а мужчины были кузнецами и мастерами по работе с металлом. Они моглиразрушать заклятья женщин своего народа и похожи на исторических «умельцев».Мужчины-кабиры также изобрели алфавит и математику.

Мужчины также специализировались на использовании бронзы вместо железа. Изэтого материала они изготовили серп Хроноса-Сатурна, который тот использовалдля оскопления своего отца Урана, трезубец морского бога Посейдона-Нептуна(бога-покровителя Атлантиды), молнию Зевса-Юпитера, шлем невидимостиАида-Плутона и пояс Венеры-Афродиты. Имя кабиров происходит от «laberoi» и финикийского «qabirim»и означает «могучие». Блаватская утверждает, что Каин принадлежал к кабирам ибыл «наставником каждого работающего с медьюи железом». Она также упоминает о «загадочныхкузнецах по железу с острова Родос, они первыми возводили статуи богов,предоставляя им оружие, а людям – магические искусства». Она добавляет: «И они не погибли в Потопе, устроенномЗевсом, как каиниты были уничтожены Иеговой». Кабиры, как утверждается,были детьми греческого бога огня, молнии и кузнечного дела Гефеста, а физическиони были темными, уродливыми и низкорослыми. Гефест изображался в коническойшляпе, которую носили и кабиры. Они носили пилеус, или фригийский остроконечныйколпак, который также носили Аттис и Митра. Он также стал символом алхимика иволшебника. Вероятно, не случайно колпаки стали ассоциироваться с гномами,феями и гоблинами, которые являются духами земли.

Каин или Кайин также считается шумерским мастером по работе с металлом.Лоуренс Гарднер утверждает, что он появляется в шумерской истории как Ар-ви-ум,царь Киша и сын Масда. Имя Масда означает «как змей», и Ар-ви-ум в еврейскомозначает змея. Масда или Мазда, «Господь», в Персии был Ахура Маздой, или богомсвета. Его также называли Ормаздом, «змеем света». Гарднер утверждает, чтоперсидскую магическую традицию можно проследить до Масды и Ар-ви-ума/Каина, аони были предшественниками Зороастра (Gardner 1999:105-106). В священной книге мандеев Лилит –это жена Мазда, царя света и гнозиса. Гарднер утверждает, что он – эквивалентеврейского ангела Самаэля, который был ангелическим мужем Лилит.Сестру-близнеца и жену Каина звали Лулува, что значит «жемчужина», и она быламатерью Эноха (Быт. 4:17). Говорят, что Лулува была дочерью Лилит и Самаэля.

Так является ли демоница Лилит на самом деле богиней? Джордж утверждает,что ее отталкивающая репутация убийцы детей указывает на женский менструальныйцикл и темную сторону луны. Она пишет: «Вее менструальном аспекте Лилит возненавидели за отказ служить мужчинам изачинать их детей» (George 1992:193). Это часть патриархальной иженоненавистнической реакции на женское начало и, как указывает Блек Колтув: «Лилит – это часть Великой Богини, которуюотвергали и гнали в постбиблейские времена. Она представляет качества женскойсамости, которые не несет в себе Шехина. Первое из этих качеств – лунноесознание, то есть связь с циклами убывающей и прибывающей луны, жизнью, смертьюи перерождением; и богини как девы, матери и старухи. Лилит Младшая – этоНеема, дева и соблазнительница, Лилит, Древняя, является убийцей детей,старухой и воровкой, тогда как сама Лилит – это мать смешанного многообразия ибогиня Жизни и Смерти, пламя обращающегося меча» (Black Koltuv 1986:121).

В каббалистическом тексте XIII в., известном как «Зогар», или «Книга Сияний», ненависть Лилит к Яхвепоявляется от того, что она была создана как «меньший свет» после солнца(Люцифер), и считается ортодоксами его противником. В еврейской оккультнойтрадиции она была создана или одновременно с Адамом, или раньше его. Вместе сосвоим ангелическим спутником Самаэлем она считалась аспектом «силы Божьей» ипредставлена на Древе Жизни как сефира Гебура. Самаэль и Лилит изначально былиандрогинным существом. Они считались клиппотическими, или демоническими,противоположностями гермафродитным Адаму-Еве.

В эзотерической астрологии Лилит – это «темная луна» или астероид, онахождении которого на орбите между Землей и Луной астролог Сефериэль заявил вначале XX в.В этом отношении она иногда называется «старой луной» и, возможно, появиласьраньше нашего спутника. В карте рождения темная луна Лилит – это тень самостиличности, которая толкает нас на самовозвеличивание и, в конечном счете, ксамоуничтожению. Она вызывает странные влияния, неконтролируемые желания,заблуждения, сводящие с ума страсти и слепую одержимость, которые появляются внашей жизни как гром среди ясного неба. На более позитивном уровне Лилит можетбыть учителем, помогающим нам справиться с неприятными эмоциональнымипереживаниями и противостоять нашим сильнейшим страхам. Астролог Линн Стил-Смит(Lynne SteeleSmith) утверждает, чтопослание Лилит таково: «Прими свои тени.Затем выбери нить в своей жизни, и я выведу тебя из лабиринта к светусамопознания, к высшей духовной цели». Весьма люциферианский совет.

Другой позитивный астрологический аспект Лилит заключается в ее роли«темной госпожи» или музы, вдохновляющей поэтов и писателей. Но и тогда еевлияние может оказаться обоюдоострым мечом. Роберт Грейвс писал о ее аспектеБелой Богини, а поэт Питер Редгроув видел в ней Черную Богиню. Она может быть и«ночным духом», устроившим себе гнездовысоко в ветвях деревьях, сплетя его из костей мертвых поэтов; пробудившись,она может принести смерть и безумие. Астрономически с Лилит ассоциировалинеподвижную звезду Алгол (Бета Персея), а также ее (иногда) губительное влияниена человеческие жизни. Это имя означает «призрак» или «демон» на арабском, оносвязано с жестокой смертью через повешение, обезглавливание (расчленение),утопление и отравление. Но тогда Лилит – это «смерть, приходящая с ночнымветром» и жена Самаэля-Азраэля, Ангела Смерти. Она тот аспект женского начала,который мы должны уважать и (это особенно касается мужчин) противостоять насвой страх и риск.

Однако для такой ужасающей фигуры, демона, вампира, убийцы детей ипосланницы Смерти, карьера Лилит заканчивается при странных обстоятельствах нанеожиданно высокой ноте. Яхве отослал Матринот-Шехину, женский аспектКосмического Творца, и заменил ее «рабыней египетской», т.е. Лилит. Этопроизошло после разрушения храма Соломона и пленения евреев в Вавилонии в концеVI в. до н.э.Это предполагает, что Шехина сохранялась в храме или в Ковчеге Завета. Лилиткак Матринот-Шехина связана с сефирой Хокма на Древе Жизни. Эта сфера – аспект«мудрости» четверичной природы YHVH или Яхве. Она также связана с Биной как ТемнаяМать Горького Моря, которую иногда рассматривают как Благословенную Деву Марию.Хокма, или Мудрость, как написано, была с Яхве с начала творения.

Гарднер (Gardner 1999:115) сравнивал Матронит с Анат или Анаттой, Царицей Небесной идочерью Аштарот, супруги Баала. Согласно гностикам-мандеям: «Лилит знает тайну света и тьмы и объединяетНебеса и Ад. Ее суть в мудрости». Гностики также говорят, что как МудростьЛилит играет важную роль в версии мифа о Великом Потопе. Она вмешалась, когдаЯхве грозил уничтожить человеческую расу за то, что они прекратили поклонятьсяему. Гностический текст сообщает: «Ной иего семья спаслись в ковчеге благодаря брызгам света, исходящим от нее [Мудрости], и через это весь мир был снова наполненчеловечеством» (Pagels 1981:65).

Одна из самых интересных, но зачастую неправильно истолкованных частейлегенды о Лилит заключается в ее сотворении расы демонов от сексуальныхконтактов со спящими мужчинами. Как пишет Лилит Бабеллон: «Поскольку Лилит и Самаэль не человеческого рода, в человеческой расескрыто семя, которое принадлежит другому порядку эволюции. Оно известно подмногими именами, включая демонов, эльфов, фей и фейри. Таким образом, Лилитдействует как «Богиня-Мать Фей», приводящая души эльфов к развитию посредствомчеловеческих форм на тех планах, войти в которые у олуха Адама не хватиловоображения». Р. Дж. Стюарт утверждает, что когда Люцифер «пал» на Землю,существа мира фей пали вместе с ним (R. J. Stewart 1992:79). Он пишет: «Древняя Кельтская Церковь учили, что Люцифер увлек за собой многоангелов, когда пал на Землю, задолго до того, как появилось человечество. Онистали волшебными расами, ангелами Матери внизу» (1995:80). Стюарт описалтак называемый Триединый Союз или Искупление Люцфиера. Это духовная операция вволшебной традиции по объединению трех планов существования – человеческого,эльфийского и ангельского – которые были разделены Падением.

В артурианском мифе, содержащем много люциферианских элементов, рождениеМерлина и его «соблазнение» Нимуэ в старости представляет эзотерические аспектыволшебных браков между людьми и эльфами. В христианской пропаганде Мирддин илиМерлин – результат союза между дьяволом и монахиней. Если отброситьхристианский лоск, это оказывается сочетание между ангелическим существом/богоми человеческой жрицей. В поддержку этой идеи исторический хроникер ДжеффриМонмутский описывает отца архимага как «прекраснейшегомолодого человека, бывшего из рода духов, обитающих между луной и Землей,который мы называем демонами. По природе своей они сопричастны и людям, иангелам, и сочетаются с человеческими женщинами».

Соблазнение Мерлина волшебницей Нимуэ, слугой Госпожи Озера, это еще одинпример волшебного брака. Тогда как с христианской точки зрения падение Мерлинарассматривается как отрицательное деяние, Найт (Knight 1983:164-66) рассматривает его как мощную формуискупления, основанную на «древней магии». Он утверждает: «Когда Нимуэ, дева земли, постигла все звездное наследие Мерлина, аМерлин изучил земное наследие Нимуэ, они оба в космическом браке отправились кзвездам, взяв с собой детей Земли». Это отражено в контактах между МалымНародцем и людьми, задокументированных в протоколах пыток ведьм. Конечнымрезультатом таких встреч является то, что человек получает от своих эльфийскихдрузей тайное знание о травах и психических силах. А что до смерти Мерлина, тоего заточение в «Стеклянной Башне», которую некоторые называют обсерваторией,связывает его со звездной традицией Старших Богов и стражей, выделяя из родалюдей.

Патриархальная пропаганда за столетия демонизировала, изуродовала и унизиламифы и о Лилит, и о ее супруге Люцифере. Эзотерические концепции, такие какбраки между людьми и расой эльфов, были намеренно истолкованы как договоры сантичеловеческими дьявольскими силами. На самом деле эти вторжения в нашупланетарную эволюцию помогли развитию людей как духовно, так и материально. Этиконтакты также поддерживали чистое пламя мудрости и знания, впервые переданноечеловечеству Старшими эоны назад.

Игра слов: «nightmare» — кошмар, а «night mare» -ночной дух; прим. перев.

Пер Sedric