04.06.2011
0

Поделиться

Глава 12. Искусство Гермеса

Найджел Элдкрофт Джексон и Майкл Говард

Столпы ТубалКаина

Глава 12

Искусство Гермеса

«Чистая философия – это духовное устремление к истинному знаниюпосредством постоянного созерцания» — Гермес

Одна изосновных мифических фигур, соединяющих классическое язычество и средневековуюмагию, или теургию, с люциферианской традицией – это Гермес Трисмегист, илиТрижды Великий. Доктор Фрэнсис Йейтс пишет: «Большой корпус литературы на греческом, появившийся под именем ГермесаТрисмегиста, посвящен астрологии и оккультным наукам, тайным свойствам растенийи камней и симпатической магии, основанной на этих свойствах, изготовлениюталисманов для привлечения силы звезд и так далее» (1969:2). Эта natura magica илинатуральная магия – то самое оккультное знание, которое падшие ангелы сообщилираннему человечеству.

Так кем же былГермес и как он превратился в фигуру, оказавшую такое важное влияние на магиюсредневековья и ренессанса? Изначально в своей родной Греции Гермес был весьмапримитивным божеством. Он существовал до появления олимпийского пантеона, хотябыл успешно адаптирован к нему, как и некоторые другие ранние божества.Утверждается, что его существование можно проследить до неолитических времен, иистоки его культа лежат в почитании духов земли, населяющих пещеры. Он такжесвязан с почитанием деревьев и нимф, повелевающих священными рощами иисточниками. Он, вероятно, был первым пасторальным богом стад, почитаемымкрестьянами и кочевниками-пастухами. В древности Гермеса грубо изображали ввиде фаллического столпа или камня, а на нем иногда вырезали бородатое лицо игениталии. Эти гермы, как они назывались, возводились на перекрестках, аместные жители оставляли у них сыр, хлеб и кувшины с вином как подношения богу.Проходящие путешественники питались этими подношениями, а взамен оставлялимонеты. Имя Гермеса происходит от cairn или куч камней,которые изначально возводились как святилища у перекрестков.

В своихпоздних проявлениях Гермес стал богом-покровителем торговцев, лжецов, воров,дипломатов и путешественников. Сегодня он, вероятно, являетсябогом-покровителем политиков. Он повелитель написанного и произнесенного словаи трикстер, но кроме того умелый ремесленник. Будучи принят в олимпийскийпантеон, он стал отцом бога-козла Пана. Зевс также назначил егоангелом-посланником богов. Как римский Меркуриус или Меркурий он был облачен вкрылатый шлем и крылатые сандалии. В этой роли он также стал психопомпом илипроводником мертвых, известным как «спутник темной ночи». Гермес – этоязыческая форма архангела Рафаэля, и потому их вызывали (и вызывают) маги,ищущие сообщения между земным и небесным мирами. Как управительастрологического знака Близнецов он правит над торговлей и коммерцией,журналистикой и всеми формами коммуникаций. Он действует как посредник междуполярностями мужской и женской энергий и является спутником богини Венеры.

Основнойсимвол Гермеса – это жезл кадуцея, который, возможно, происходит от пастушьегопосоха или фаллической гермы или вертикального камня. Еще одна интерпретация –это «говорящая палочка», передававшаяся на собраниях, чтобы каждый получилвозможность высказаться. На эзотерическом уровне кадуцей символизируетандрогинную природу Гермеса. Две змеи, обвившиеся вокруг него – это солнечная(мужская) и лунная (женская) энергии, они также представляют собой кундалиниили змеиную силу. Жезл или посох – это человеческий позвоночный столб, которыйдоставляет змеиную или драконью силу в мозг. Посредством этого магическогопроцесса активируется Третий Глаз, или шишковидная железа, а маг обретаетпсихические силы и на высшем уровне – духовное просветление. В люциферианскойтрадиции третий глаз – это изумрудный камень, павший со лба Люцифера. Он такжесвязан с Меткой Каина, которую астрально носят причастные к «крови ведьм».Примечательно, что Лилит Бабеллон пишет: «Гермес– это восставший ангел, тот импульс разума, который заставил человечествообратить свою энергию на искусства и ремесла».

КолонизировавЕгипет, греки отождествили своего Гермеса с египетским богом мудрости Техутиили Тотом. Цициро пишет, что Гермес бежал в Египет после убийства многоглазогобога Аргуса, которого Гера-Юнона обратила в павлина. Тогда Гермес далегипетскому народу их «законы и буквы» и получил имя Тот. Ссылаясь на Книги Тота, христианский автор IV в. Лактаций, наставник придворе императора Константина Великого, описывал его как «трижды великого». Этоттермин использовался для указания, что он владел всеми знаниями мира. Лактацийутверждал, что Тот-Гермес изначально был смертным в «глубокой древности» и былподкован в каждом искусстве и науке. Гермес, кроме того, написал много книг о «гнозисе вещей божественных». Конечно,самая известная среди этих Книг Тота –это Таро, но вполне возможно, что эта причудливая идея была выдуманаоккультистами XVIII в.Гермесом также называли египетского фараона, который научил свою нацию письму,астрономии и математике.

В египетскоймифологии Тот был додинастическим богом, который, по видимому, был на землезадолго до прибытия Исиды и Осириса и их божественного семейства. Тот и птицаБену, египетский феникс, откладывавший яйцо творения, как сказано, появилисьодновременно. Ибис был оригинальной формой Тота, а позже стал его священнойптицей. В сабейской традиции Тот предстал как Сет-Анубис и Сириус, собачьязвезда. И Тот-Анубис, и Гермес имели среди священных животных собак и обезьян.Греческий историк Геродот писал, что бабуины были священными животными Тота,поскольку были указателями времени, т.е. менструирующая самка обезьяны издаваланочные крики во время лунного месяца. (Grant 1994:49)

В «The Hermetica»сказано: «Они [Осирис и Исида] получатзнание всех моих тайных писаний и постигнут их значение, а некоторые их этихписаний оставят себе, но только те, что послужат на пользу людям, они начертаютна плитах и обелисках». Гермес записал свои тайны на обелисках и табличках,которые затем сокрыл для будущих поколений. Самая известная из них – ИзумруднаяСкрижаль, содержащая знаменитую герметическую аксиому «То, что наверху, подобно тому, что внизу» или проще «Что наверху, то и внизу». Это указаниена мир как микрокосм макрокосма или вселенной, укрепляющее концепцию магическихсоответствий. Предположительно, Изумрудная Скрижаль была основана на СтолбахСифа-Еноха-Ноя-Тубал Каина, которые Гермес нашел в пещере.

Говорят, чтоГермес-Тот обладал всем тайным знанием об истории мира на 36535 свитках. Онибыли скрыты для «того, кто достоин», кто использует это знание для развитиячеловечества. Некоторые оккультисты считают, что эти документы содержатся в«тайном чертоге» или в Великой пирамиде в Гизе или в знаменитом Зале Записейпод Сфинксом. Сегодня археологи делают серьезные попытки обнаружить этимифические таблички с древней мудростью, которые, как они считают,действительно существуют на физическом уровне.

В СтарыхХартиях масонства Гермес описан как философ, цари и жрец из Египта. Он такжевнук Куша, бывшего дедушкой Ноя. Старые Хартии сообщают, что Гермес быластрономом, разделившим день на двенадцать часовых периодов, а зодиак – надвенадцать знаков. Он также изобрел письмо и «различные науки». Гермеспроисходит от титана по имени Атлас и Прометея, укравшего огонь с небес. Этимасонские взгляды на Гермеса сообщают нам больше информации, чтобы предположитьв нем по сути люциферианскую природу и важную фигуру в наших исследованияхмистерий Падших.

В середине XVI столетия македонскиймонах привез во Флоренцию в северной Италии манускрипт, написанный нагреческом. Этот монах был агентом, нанятым Козимой де Медичи, чтобы охотитьсяза редкими историческими документами. Манускрипт, который он предоставил своейпокровительнице, был копией Corpus Hermeticum, предположительно, авторства Гермеса. Он былпереведен на латинский с греческого, и в то время считалось, что изначально онбыл записан египетскими иероглифами. На самом деле Corpus былсобранием гностических текстов, предположительно, записанным в Александрии вначале новой эры.

В ученияхГермеса, описанных в Corpus Hermeticum, Божество представлено «скрытым, но очевидным во всем… Он единство всех вещей, так что мыдолжны знать Его под всеми именами и все называть Богом».

Этопантеистическое мировоззрение весьма сходно с современными нео-языческимиубеждениями. Однако у герметического учения есть и гностическое измерение,поскольку в нем описывается светоносное Слово Божье или Логос, являющийся изтьмы как сын Бога. Целланий писал, что Гермес называл солнце «невидимым богом»и правителем вселенной. (Harmonica Macrocosmia1660). Есть здесь и упоминание о Демиурге, описанном как бог огня, создавшийсемь правителей – ангельских регентов семи классических планет.

Изумрудная Скрижаль Гермеса

В Hermetica сущность по имени Поймандрпоявляется во сне Гермесу и наставляет его о природе Бога и его отношениях счеловечеством. Поймандр учит Гермеса: чтобы стать духовным существом, он должен«познать себя», поскольку «тот, кто знает себя, идет к себе». Поймандр говорит,что только человек (человеческое существо), обладающее интеллектом, можетпознать себя. В этом сущность гнозиса или самопознания Божественного,выраженного во внутренних учениях люциферианской традиции. Она выражена всловах, начертанных у входа в Дельфийский оракул: «Человек, познай себя, и ты познаешь Богов».

Герметическаядоктрина также предполагает, что Космический Творец, Высшее Существо, БогБогов, не ответственен за сотворение мира. Это была задача Демиурга, или СынаБожьего, а также созданных им семи управителей. В Corpus Hermetica сказано: «Адам больше, чем человек, он божественен ипринадлежит к расе звездных демонов, божественно созданных управителей… Он дажесчитается «братом» творящего Слова – Демиурга – сына Бога, «второго бога»,движущего звезды» (Yates1969:27). В Книге Люмиэля,эзотерическом и неопубликованном манускрипте, выпущенном Орденом УтреннойЗвезды, Адам и Ева были предводителями так называемых «лучевых людей»совершенно нематериальной природы. Кроме того, Эдемский сад существовал не вфизическом мире, а на духовном плане. Падение человечества на самом деле былопадением нефизической расы из духа в материю. Книга Люмиэля далее рассказывает, как падшие «лучевые люди»сочетались с первобытными людьми. Из этого сочетания появились гиганты, илиТитаны. В результате этих событий Люцифер был обвинен, как ангел интеллекта, вовмешательстве в дела человечества и изгнан из небесного мира.

Откуда жепоявилась копия Hermetica, привезенная греческиммонахом в Италию? Подозрение падает на легендарный город Харран, основанный4000 лет назад в Месопотамии и считающийся библейским городом Уром. Харран былколонизирован ассирийцами и многие столетия был центром поклонения их богу луныСину. Харран, кроме того, был населен многочисленными сабеями илизвездопоклонниками, и в VIстолетии нашей эры они почитали Орион как «Господа Псов». Его жители былипрактикующими язычниками вплоть до XIII в., когда город был уничтожен монгольскими ордами. Кроме Corpus Hermetica,харраниты обладали многими другими греческими манускриптами по алхимии имедицине, которые их старейшины перевели на арабский. Сабеи из Харранапредпринимали частые паломничества в Египет для поклонения пирамидам, которые,как они считали, были построены древними звездными богами. Это позволилонекоторым авторам предположить, что они знали о древней звездной традицииегиптян и астрономических тайнах пирамид. (Gilbert 2000:80)

В VIII в. мусульманский халифУмар II основал вХарране университет, и это привлекло герметистов из Александрии. Эти оккультисты,по-видимому, были элитистами, поскольку отказывали делиться своими секретами нис кем, кроме тех, кто был посвящен, чтобы их знание искусств и наук не былоискажено чернью. Некоторые из этих магов заявляли даже о прямом родстве сГермесом Трисмегистом. Они также заявляли о том, что они написали Книгу Эдриса, это мусульманское имяЕноха, которого они отождествляли с Гермесом. Это отождествление Гермеса с Енохом заставилооккультистов Возрождения считать, что Hermetica имеетдопотопное происхождение. Эти герметисты возводили храмы, «посвященные духам» и«здания магической мудрости». Некоторые оставили Харран и отправились на востокв Индии и Китай, распространяя учение Гермеса.

Харранскиеоккультисты второй группы называли себя «Братьями Гермеса» и были стражамигнозиса, о которых автор XVIIIв. сказал: «они сохраняли его изпоколения в поколение, вплоть до наших дней». Третья группа заявляла, чтосостоит в родстве с сестрой Гермеса, которую звали Теодия Трисмегиста. Они«смешивались с некими чужаками», и так их знание передавалось внешним. Четвертаягруппа называлась «странниками», и они состояли из чужаков, смешавшихся с«детьми Гермеса». Это, вероятно, были местные сабеи и харраниты, забросившиепоклонение Аллаху, и вместо этого почитавшие звезды и созвездия.

Естьсвидетельства, что во время крестовых походов христианские рыцари посетилиХарран. Рыцари-тамплиеры заняли близлежащую Эдессу (один из городов,предположительно возведенных Нимродом). В Харране есть и христианская часовня,возведенная крестоносцами. Она стоит рядом с мечетью, и у обоих зданий общийвход. Викканский автор Дональд Хадсон Фрю видит в этом пример замечательнойверотерпимости в Харране. Здесь язычество, герметизм, ислам и христианстводолго благоденствовали бок обок.

Дрю в американскомжурнале The Pomegranate (Февраль2000) считает, что неоплатонизм, основанный Плотином в третьем столетии н.э.,оказал важное влияние на герметическую традицию Харрана. Он ссылается на теориюПлотина о едином, из которого исходит всякое бытие в иерархии, состоящей изразума (Демиург и боги), душ (даймоны) и, наконец, материя. Согласно Плотину, «все вещи всегда исходят и возвращаются вЕдиное и одновременно существуют на всех уровнях иерархии». Многиенеоплатоники сочетали почитание языческих богов с мистериями Митры и Исиды.Неоплатоник IV в. Макробий пытался примирить всех языческие религии. Он такжеутверждал, что все боги были аспектами солнечного бога, а все богини –аспектами лунной богини, и все они соединялись в Едином. Эта точка зрения былаизменена оккультисткой XX в. Дион Форчун, которая, как известно, сказала: «Все Боги – это единый Бог, а все Богини –это единая Богиня». Эта идея была подхвачена современными викканами,которые, по видимому, не понимают, что это не относится к богу и богине ведьм,поскольку это совершенно особые божества.

В своей статьеДрю ссылается на ученика Плотина, Ямвлиха, который предпочитал подход кЕдиному, называемый «богоделанием», или теургией. Она заключалась в магическихритуалах для контакта с Богом, и среди ее источников были Hermetica, материал из греческого магического папируса и Халдейскиеоракулы, которые, как считалось, дошли от Гекаты и других божеств. Они приписываются магу-неоплатонику II в.н.э. Юлиану, который отредактировал и составил Халдейские оракулы Зороастра.Считается, что он обладал потрясающими магическими силами, включая способностьвызывать богов, управлять погодой и духовно путешествовать в астральной форме.Эта форма теургии фокусировалась на двух отдельных формах «богоделания», одержимостьбожеством и изготовление статуй богов или образов, которые могут быть оживленыдухами или богами. Говорят, что когда Академия в Афинах закрылась в VI в., многие неоплатоникипереехали в Харран. Здесь они основали новую академию, которая действовала следующиешесть сотен лет.

Стоит обратитьвнимание, что император Юлиан, известный как Язычник, поскольку пыталсявосстановить язычество после того, как христианство стало официальной религиейРимской империи, посетил Харран в 363г. н.э. Будучи в городе, Юлиан советовался с оракулами вхраме лунного бога. Его предупреждали о грядущей катастрофе, но императорпроигнорировал предупреждение. В следующей битве он был убит христианскимасассином прямо посреди своей армии. Его тело несли через Харран, и этот городединственным в Римской империи объявил публичный траур о его гибели.

Герметическаятрадиция, как она была выражена в эпоху Возрождения, описывалась как смесьязычества, гностицизма и церемониальной магии. Магические аспекты произошли изработы под называнием Picatrix, написанной в XII в. из арабскихисточников. Считалось, что она сабейского происхождения и, возможно, изХаррана. По большей части она касается изготовления талисманов, но еецентральная тема – вынужденное нисхождение spiritus (духа) в material (материю). Она также перечисляет магические образыпланетарных духов и предоставляет информацию о магических соответствиях,требуемых для их вызова. На самом деле это был один из самых полных гримуаров впрактической магии.

ОписываяГермеса Трисмегиста и тот факт, что он ассоциировался с тайными обществами,Перис (Paris 1990)отмечает следующее: «Знаменитые тайныэзотерических групп – это не столько тайны, сколько ритуалы, посредствомкоторых непосвященные возводились на определенный уровень сознания, на которомони способны понять нечто ранее недоступное их восприятию. Чаще всего секрет –это не что иное, как способность видеть то, что уже и так есть, а в этом исостоит цель посвящения».

Проще говоря,в этом и заключается скрытый ключ к пониманию и герметической, и люциферианскойтрадиций и того, как они взаимосвязаны через мифическую фигуру Гермеса-Тота. Ихконечная цель выражена Пифагором в следующих словах: «Разоблачившись от смертного тела, ты прибудешь в чистейший Эфир, ты станешьбогом, бессмертным, нерушимым, и смерть больше тобой не овладеет»…

Пер Sedric