Перевод

Переходы Жизни

Нестареющая душа

 
В конце концов, единственные события в моей жизни, о которых стоит рассказать, – это те, когда нетленный мир прорвался в этот преходящий. 

– К. Г. Юнг 

 

 

Хоть я и поддерживаю старю идею о том, что мы, люди, рождаемся с душой, полной всего необходимого и личностных задатков, все же мы начинаем с пустыми руками. Просто удивительно, сколькому нам нужно учиться у других и продолжать это делать до самой старости. Многие из нас становятся мудрее и способнее с годами. Мы взращиваем в себе сильную личность и некоторую степень индивидуальности, но для этого требуются усердный труд, настойчивость и интеллект. 
Мы учимся и тем самым становимся более утонченными, сложными людьми благодаря опыту и даже через свои ошибки. Мы «ужалены» жизнью: неудачная работа, болезни, потерянные отношения – и в этой боли мы можем стать более осознанными и более подготовленными к грядущим испытаниям. Эмоциональная боль может стать катализатором размышлений и внутреннего стержня. Она может пробудить нас, хотя бы на мгновение. 
Но как психотерапевт, серьезно проработавший с людьми более сорока лет, я могу с уверенностью сказать, что все мы развиваемся своим темпом. Тем, кто имел в детстве травматические переживания, такие как сексуальное или физическое насилие, может быт трудно столкнуться с переходами взрослой жизни. У них есть склонность застревать в воспоминаниях. Травматические образы остаются сильнодействующими и вспыхивают всякий раз, когда назревает проблема. У многих из нас были более незначительные проблемы, но даже они мешают устойчивому прогрессу в том, чтобы стать глубоко укоренившимся, чувствительным, осознанным и зрелым человеком. Кажется, все мы находимся на разных этапах или в разных точках нашего личного путешествия, и многие из нас достигают старости недостаточно подготовленными. 
Позвольте мне подчеркнуть здесь одну из основных идей этой книги: дабы получать удовольствие и преуспевать в старости с позитивным мировоззрением и творческим подходом во всех сферах жизни, мы должны созревать на каждом этапе жизни. Даже детям приходится сталкиваться с нелегкой работой на пути к старости, проходя через определенные стадии и сталкиваясь с ужасающими стражами у ворот новых достижений. Им нужно понять, как справляться с хулиганами и требовательными друзьями, как уживаться с родителями, несмотря на их недостатки, как выжить в культуре, которая зачастую не знает, что делать с детьми. Я помню, как в детстве думал: «Когда я стану взрослым, я буду помнить, какого быть ребенком, и с пониманием относиться к детям». 
Мы все время стареем, и то, как мы приходим к настоящей старости, во многом зависит от того, как мы справлялись с поворотными моментами и переходами на протяжении всей жизни. Таким образом, старение касается не только старых лет, но и всей жизни. Речь идет не только о пожилых людях, но и о молодежи, у которых есть выбор: жить полноценно или избегать жизненных трудностей. Важно продолжать двигаться вперед, раскрывать свой глубинный потенциал, становиться подлинной личностью, любить жизнь все больше и больше и приходить к старости подготовленными. 
Задача состоит в том, чтобы давать советы и направлять молодых людей в их стремлении стать теми, кем они являются по существу. Как мы увидим, дело жизни пожилого человека – стать старейшиной и оставить наследие будущему поколению. Но у вас получится сделать это эффективно, только если вы успешно постарели на всех этапах жизни. Позвольте мне вернуться к отрывку из эссе Ральфа Уолдо Эмерсона «Сверхдуша», которым я руководствовался многие годы. Я процитирую его довольно подробно, чтобы он оказался и для вас полезным: 
 
Душа знает только душу;Сеть событий – это струящаяся одежда, в которую она одета.Скорость ее продвижения должна быть вычислена по ее собственному закону, а не с помощью арифметики. Продвижение души не происходит путем постепенного изменения, которое может быть представлено движением по прямой линии, а скорее путем восхождения, которое может быть представлено метаморфозой – от яйца к червю, от червя к мухе.2 

 

Этот отрывок полон откровений. Пусть вас не пугает стиль письма Эмерсона девятнадцатого века. Читайте по несколько слов за раз. Например, современная психология изменилась бы в одночасье, если бы восприняла буквально фразу о событиях, облекающих душу. Это означает, что наш опыт, наша жизнь на поверхности имеют отношение к душе, находящейся за их пределами. Недостаточно изменить образ жизни. Вы должны увидеть и прикоснуться к тем душевным вопросам, которые заключены в нем. 
Затем Эмерсон говорит, что мы не развиваемся по прямой линии от младенчества до старости. Вместо этого мы проходим фазы, одно плато за другим. Переход от одного к другому меньше похож на постоянно текущий поток, а больше похож на реку, заполненную шлюзами, где лодки должны останавливаться и подниматься или опускаться на другой уровень. Эмерсон называет этот процесс «восхождением». Он не использует метафору устойчивого роста, а выделяет моменты трансформации. Вы можете жить своей привычной жизнью, когда что-то внезапно заставит вас осознать, что у вас более высокое призвание. Я встречал много людей, которые внезапно бросали работу, чтобы больше внимания уделить своей душе. 
Но переход с одного уровня на другой не происходит автоматически. Вы должны содействовать процессу и пережить превращение из червя в бабочку. Переход обычно непростой. Вы должны посмотреть в лицо самому себе и позволить произойти серьезным изменениям. Например, выпускнику колледжа может быть нелегко распрощаться с безопасностью и комфортом учебного заведения, чтобы войти в жизнь, где необходимо ходить на работу и много трудиться. Это момент «восхождения», продвижения через метаморфозу, который имеет свои награды, но все же очень сложный. Некоторые предпочитают оставаться вечными студентами, а некоторые предпочитают никогда не расти. 
 
 
Мертвая точка 
Многие из нас доходят до точки в жизни, когда мы застреваем. Река жизни застывает, когда наступает зима неопределенности и тревог. Я вижу это на лицах друзей и людей, которых встречаю в своих путешествиях. Я вижу беспокойство в их глазах, печаль на губах и разочарование в жизни, которая не складывается, как хотелось бы, в их сутулых плечах. 
Так много людей одарены, опытны и умны, но что-то в них, если не во всей их жизни, зашло в тупик. Вы смотрите на них, и почти все, что вы видите в них, привлекательно и живо. И все же есть часть, которая не двигается, которая, кажется, оцепенела от страха или неуверенности в себе. 
Часто эта холодная, замороженная часть настолько сильна, что сдерживает всю жизнь, и человек никогда не достигает того, чего хотел. Он постоянно испытывает разочарование и зависть к людям, не поддавшимся сомнениям. Эти жизни не полны катастрофы; они могут быть до некоторой  степени благополучными. Быть может, именно поэтому люди не смогли перешагнуть через свою замороженную часть – они недостаточно обеспокоены своей жизнью, чтобы сделать весомый шаг. Они могут жить довольно счастливо и поэтому не прилагают дополнительных усилий, чтобы разбить ледяной затор. Они кажутся отчасти смиренными, а смирение – один из самых неблагоприятных способов решения жизненных проблем. 
Подавление даже небольшой доли творческого потенциала может вызвать гнев. Печаль, которую я вижу у некоторых людей, часть души которых заточена во льду, часто сопровождается слегка бурлящим гневом, который никогда не взрывается, но всегда присутствует с характерной фригидностью. Гнев может быть полезен, но в подобном состоянии он только удерживает крайне важные ресурсы, необходимые для полноценной жизни. Он препятствует отношениям и портит счастье. 
Когда я сталкиваюсь с мертвой частью в живой личности, я часто что-то предпринимаю. Я призываю своих друзей пойти на риск. Я заверяю их в таланте, который вижу в них. Примером может служить друг, писатель, который не преодолел своего чувства неполноценности. У него низкие ожидания от самого себя, поэтому он всегда разочарован, завидует и, да, смиряется. Я пытаюсь дать толчок процессу размышления и обновления в этих людях. 
Я не говорю, что я преуспел в этом, в то время как другие не сумели. У меня есть свои ледяные участки, которые я бы хотел растопить. Например, иногда мне хочется, чтобы мой голос был весомее и я оказывал прямое влияние на политику и правительство. Я знаю, что вырос в семье, которая довольствовалась своей скромностью и предпочитала оставаться в тени. Эта семейная черта скрывается в моей памяти, сдерживая меня и заставляя быть тихим. Над этим необходимо поработать. С другой стороны, моя склонность быть тихим имеет свои преимущества и помогает мне делать мою работу по убеждению людей пробудить их души и перестать смиряться. 
Смирение связывает руки. Возможно, вы настолько разочаровываетесь, что вместо того, чтобы вести длительную борьбу, вы изначально сдаетесь. Я встречаю много смиренных людей, и их отсутствие энергии и интереса к жизни ощущается очень явно. Вы чувствуете это в атмосфере вокруг них. 
А в часто цитируемом отрывке из «Уолдена» Генри Дэвида Торо, где объясняется, почему он изолировался у лесного пруда, понятие смирения применяется в контексте отшельничества: «Я не хотел жить поделками вместо жизни, жизнь слишком драгоценна для этого; не хотел я и самоотречения, если в нем нет крайней надобности. Я хотел погрузиться в саму суть жизни и добраться до ее сердцевины». 
 
 
Доверчивое эго 
Для старения душой необходимо управиться с множеством испытаний, которые преподносит нам жизнь. Иногда кажется, что есть план только для вас, что каждая задача – это именно то, что вам нужно, чтобы стать тем, кто вы есть. Но люди часто отклоняют приглашения жизни. Статус-кво слишком удобен, поэтому они не стареют. Они просто отживают свои годы. Они взрослеют, не старея, и их жизнь превращается в сплошную трагедию, полную нереализованных амбиций. 
Можно представить всю жизнь как длинный ряд переходов. Кажется, мы постоянно через что-то проходим. Но если мы оглянемся на историю нашей жизни, мы, вероятно, увидим особые поворотные моменты или проблемы, которые помогли нам повзрослеть. Когда я размышляю о своей жизни, я сразу же обнаруживаю около дюжины решающих поворотных моментов. В каждой ситуации я мог бы отклонить приглашения жизни двигаться дальше, как в случае, когда спустя тринадцать лет я решил оставить монашескую жизнь. Я расскажу эту историю позже, вместе с другими переходами, которые я прошел. 
Я не считаю себя человеком c героическим темпераментом или крайне решительным. Напротив, я тихий и замкнутый. Тем не менее, во мне есть что-то, что все это время было готово совершить изменения и сделать следующий шаг. В некоторых случаях моя готовность мне и моим друзьям казалась безрассудной, но я слепо шел вперед. Если во мне и действует одна из главных мифических, архетипических фигур, то  это Парсифаль – молодой рыцарь за Круглым столом короля Артура, который был чрезвычайно близок со своей матерью и большую часть времени вел себя как молодой глупец. И все же он сыграл свою роль и в конце концов нашел Святой Грааль. Он мой герой. 
Я не предлагаю никому проявлять героизм в этом процессе старения. Я не думаю, что вам нужно сильное эго и сила воли. Но я думаю, что нужно любить жизнь и осторожно ей доверять. Вы должны быть внимательным наблюдателем, чтобы увидеть, как устроена жизнь, а затем понять, что у вас есть два выбора: жизнь или смерть. Вы можете следовать жизненному принципу, предполагающему движение вперед и принятие вызовов жизни для большей энергичности. Или вы можете выбрать принцип смерти, что означает оставаться на месте, избегая новых идей и новых экспериментов в жизни. Путь смерти, я имею в виду смерть души, а не буквальную смерть, более безопасен и в некотором смысле более удобен. Все предсказуемо, и не вам нужно быть обеспокоенными изменениями. Но смерть есть смерть. Вы не чувствуете себя живым, и ваша жизнь не имеет смысла и цели. 
 

Процесс старения 

Теперь позвольте мне внести уточнения о ритуалах перехода и процессе становления глубокой личностью, что я считаю предпосылкой для старения, а не просто становления старше. Обратите внимание на слово «процесс». Старение – это процесс, благодаря которому вы становитесь кем-то настоящим и живым. Процесс идет всегда, но временами он становится особенно интенсивным. Вы можете посторониться и прозябать какое-то время, или вечно, если очень боитесь. 
Я, как терапевт, наблюдал за людьми, которые обращались ко мне за консультацией. Они обычно выражают желание работать над своей жизнью и лучше понимать себя. Часто у них присутствует конкретная проблема, которая сводит их с ума или причиняет им боль. Некоторые не знают, как им быть в терапии, поэтому я даю им опыт и представление о том, что это такое. 
Теперь многие хватаются за работу и погружаются в нее. Они вовлечены и вдумчивы в работе над собой. Другие, кажется, сдерживают этот процесс. Они держат его на расстоянии, даже приходя на прием. Я понимаю, что они боятся раскрыть себя, признать свою слабость или показать своих скелетов в шкафу. Я надеюсь, что они найдут какую-то форму терапии, которая позволит им войти в этот процесс. 
Те, кто находятся в этом процессе, часто бывают удивлены тому, как много времени это может занять. Обычно я стараюсь не торопить события, потому что не думаю, что мне подвластно время. Человек, которого в детстве регулярно избивали, не сможет пережить воспоминания об этой травме в одночасье. Я призываю к терпению. Многие из моих клиентов остаются с этими воспоминаниями в течение приличного периода времени и добиваются определенных успехов. 
Иногда люди отказываются от участия в этом процессе в особенно трудный момент, и мне хочется возразить. Я вижу, что они сталкиваются огромными испытаниями, и думаю, что они могут существенно изменить свою жизнь, проявив терпение. Недавно ко мне пришел мужчина и начал рассказывать о типичных конфликтах в его браке. Однако благодаря работе со сновидениями мы быстро обнаружили некоторые важные детские конфликты, которые, казалось, оставались в его душе. Эти конфликты также имели последствия в виде физических симптомов. Но когда я подумал, что мы подошли к сути проблемы, он сказал мне, что намерен закончить терапию. 
Во время этой работы я стараюсь избегать комплекса бога, поэтому не делаю вид, что знаю, что лучше для этого человека. Он сделал свой выбор, и я буду его уважать. Я не могу не думать, что он струсил, но кто знает? Возможно, он найдет другой вид терапии, но он оставил процесс, в котором был, и теперь он вполне может перестать стареть и просто продолжать становиться старше. Я надеюсь и молюсь, чтобы ему все-таки пришлось столкнуться с некоторыми ключевыми задачами, чтобы он смог подняться на новое плато. 
Старение требует смелости. Это серьезная инициатива. Вы берете ответственность за свою жизнь. Вы принимаете вызовы жизни. Вы читаете знаки. Вы не отступаете, не находите оправданий. Вы выходите из зоны комфорта. 
У каждого есть проблемы из-за опыта прошлого, которые требуют решения. Я рассматриваю их как основу для создания жизни и личности. В алхимии накопленный материал нашего опыта на латыни называют prima materia, или сырым материалом. Но для работы с этим материалом требуется смелость и проницательность. Многие избегают этого, потому что это вызывает слишком много эмоций. 
Позвольте мне привести пример того, как это работает. 
Назовем клиента Брендой. Бренда – образованная женщина. На первый взгляд, она полностью контролирует свою жизнь. Она успешна и обладает значительным психологическим пониманием. Ее проблема в том, что она постоянно позволяет людям пользоваться ею. Однако из нашего разговора кажется более вероятным, что ей тоже нужно, чтобы люди были признательны ей. Она заботится о них, платит за них, а потом хочет, чтобы они не обременяли ее. У нее мало времени для себя, она чувствует себя подавленной и слегка депрессивной. 
Я спрашивал о ее родителях. Я не свожу все проблемы взрослых к влиянию родителей в прошлом, но это помогает обратить внимание на детские паттерны, которые сохраняются во взрослой жизни. «Мой отец всегда говорил мне, что делать» – говорит она. 
Ей около пятидесяти. 
– Сколько я себя помню, он знал, что для меня лучше всего, и он отказывается обсуждать мои чувства или как мы могли бы лучше относиться друг к другу. Он не любит такие задушевные разговоры. 
– Вы все еще видитесь с ним время от времени? 
– Я вижу его несколько раз в неделю. Я спрашиваю у него совета». 
Не хочу сводить конфликты взрослых к прошлым отношениям с родителями, но интересно, сколько людей в зрелые годы все еще разыгрывают старые модели поведения со своими родителями. Реальные отношения со всеми сложностями для них могут быть упущены, потому что они кажутся более запутанными по сравнению с тем, что было в детстве. Однако все еще присутствуют и важны. 
Мы обсуждаем как детские паттерны, так и взрослые отношения, и я внимательно слушаю многие истории из обоих периодов. Но не всегда достаточно слушать. Я остро осознаю динамику между нами, и иногда я чувствую конфликт в себе: с одной стороны, я не хочу доводить свою клиентку до такой степени, что она не сможет справиться с интенсивными эмоциями, а с другой стороны, я знаю, что мы должны погрузиться в историю глубже. Затем я иду на риск и сталкиваю ее с эмоциями. 
– Тебе все еще нравится быть маленьким ребенком со своим отцом? 
– Я не веду себя как ребенок. Это все мой отец. Кажется, он не может отказаться от своей роли. Это он обращается со мной, как с трехлетним ребенком. 
– Но станет ли он относиться к вам подобным образом, если вы не будете играть свою роль в этой маленькой драме? Может быть, вы нуждаетесь в его защите и одобрении? 
Она останавливается, опускает голову и задумывается. – «Похоже на то, не так ли? Я отношусь к нему так же, как и в детстве. Я жалуюсь, но все равно продолжаю делать это». 
Мы сделали одно небольшое движение к ее глубоким, базовым и неосознанным эмоциям. Теперь она видит то, чего не замечала раньше. Вот как происходит обработка психологического материала, зачастую по одному маленькому шагу за раз. Но вскоре маленькие шаги сложатся и достигнут переломного момента. И тогда могут возникнуть существенные изменения. Так происходит постоянно в терапевтических условиях, и, также это может происходить в обычной жизни, если процесс продолжается. 
Это небольшое открытие изнурительного паттерна делает эту женщину старше. Она хотя бы немного освобождается, от паттерна, из-за которого оставалась незрелым ребенком в своем выборе. Она подросла. Можно сказать, что теперь возраст ее души больше соответствует ее физическому возрасту. Она уже не ребенок во взрослом теле. Не в полной мере, конечно. Ведь ей предстоит сделать еще много открытий, раз за разом, пока у нее произойдут глубокие перемены. 
Проблема старения заключается не только в том, что мы сопротивляемся физическому старению, но и в том, что мы не хотим расти эмоционально, интеллектуально и духовно. Мы не заботимся о том, растет ли наша душа. Но если бы мы старели не только телом, но и душой, мы бы приняли нашу зрелость и больше не было бы конфликта между нашей личностью и временем. Конгруэнтность души и тела облегчает старение. 
 
 
Критические точки перехода 

Большинство путешествий, от мореплаваний до походов в лес, сталкивают с кризисами, которые проверяют характер путешественника. «Одиссея Гомера» – о таких критических точках на пути. Это не просто препятствия, а испытания. Если вы сможете пройти тест, вы изменитесь в лучшую сторону и больше не будете человеком, что были прежде. Это испытание преображает вас и делает вас поистине старше. 
Помните, что если вы не пройдете через это испытание преображенными, вы останетесь в фиксированном, неразвитом состоянии, не постареете в моем понимании этого слова. Нам всем нужно проходить через этапы старения с некоторой регулярностью, чтобы стать достаточно зрелыми, чтобы иметь индивидуальность и быть созидательными в этом мире. Если нам не хватает этих вещей, наша душа слаба или даже отсутствует. Мы полые и пытаемся заполнить эту пустоту бесполезными пристрастиями и бессмысленными поступками. Отсутствие идентичности ведет к бесцельности и экзистенциальной депрессии, в то время как неспособность проявить творческий подход к жизни порождает подавленность и гнев. Старение имеет большое значение. 
 
 
 
 
Брак – это ритуал перехода 

Типичным переходом, через который проходит большинство из нас, является брак. Я предполагаю, что многим людям будет трудно сформулировать, что такое брак и в чем заключается его смысл. Это выражение жизни, совместной жизни, преданных отношений. Но это также инициация в новое положение жизни. В браке часто возникают проблемы, потому что супруги думают о нем как о статусе, статусе брака, а не как о переходе. Брак может выдаться трудным, потому что каждого из нас просят быть совсем иным человеком, нежели тем, кем мы были до брака. Нас просят по-другому воспринимать жизнь – теперь все происходящее относится не «ко мне», а «к нам». Движение от «я» к «мы» эпично, это фундаментальный сдвиг в реальности. 
Может потребоваться много времени на то, чтобы изменить свое восприятие и перейти от «я» к «мы». Испытания велики и полны неизвестности. Часто приходится бороться за то, чтобы оставаться верным себе и открытым для другого, и здесь возникает проблема – частично уступить место мировоззрению и образу жизни другого человека. Это простой факт, что брак редко бывает союзом одинаковых людей. Почти всегда это сочетание фундаментальных различий. Неудивительно, что иногда супругам требуются десятилетия, чтобы преобразиться настолько, чтобы глубоко понять суть супружества. 
Многие люди застревают на нейтральной полосе, где они наполовину женатые и наполовину неженатые. Они находятся в этой тягостной ситуации, когда они в браке, но совсем не хотят в нем быть или женаты с одним человеком, но желают быть с кем-то другим. 
Если женатый человек вечно пытается подавить свое желание уйти из брака, то брак может никогда не принести полного удовлетворения, и он или она возможно никогда не примут этот брак полностью. Итак, у нас имеется состояние, когда человек полностью не принимает ту жизнь, которая ему дарована. Он сопротивляется жизни и поэтому в действительности не стареет. Время идет, а жизнь человека не становится глубокой. Он словно застревает в пустом пространстве, где время не время и развитие иду вразрез. В этом случае брак перестает быть чем-то, что обогащает душу. 
Я видел много примеров подобного семейного тупика. Например, одна женщина, Джоани, вышла замуж и родила ребенка от мужчины, который ей нравился, но которого она не любила. Она сказала мне, что вышла замуж за этого человека с пониманием того, что он из богатой семьи и сможет обеспечить ей безопасность и комфортную жизнь. Она была из неблагополучной семьи, и безопасность и комфорт для нее много значили. Они с мужем были друзьями, и она думала, что может жить без любви, которая, как ей часто казалось, не очень реальна. Но со временем она обнаружила, что брак становится все более и более пустым. Она ошибалась: даже для нее любовь была жизненно необходима. 
Но любовь – это одно из главных переживаний, которое позволяет вам стареть, чувствовать, что жизнь идет полным ходом и имеет значение. Когда Джоани пришла ко мне, она была недовольна своей жизнью. Она не хотела разводиться, потому что для нее это было бы серьезным провалом. Никто в ее семье прежде не разводился, а также не хотела причинять боль своему сыну. Она оказалась в тупике, в котором находятся многие люди, когда они чувствуют себя увязшими и неспособными сделать шаг в лучшую сторону. 
В тупике отношений, который я довольно часто наблюдаю в терапии, я стараюсь не увлекаться игрой человека, который обдумывает одно решение за другим. Такой подход только делает тупик более ощутимым и сводящим с ума. Вместо этого я исследую истории из жизни человека, истории из брака, страхи и желания, мечты, надежды на жизнь. 
Мой подход к терапии в целом состоит из пяти основных правил: 
 
1.История: внимательно слушать истории из жизни клиента. 
2.Сны: отслеживать сны, чтобы увидеть бессознательный материал души. 
3.Перспектива: выражайте свою точку зрения, например, не присоединяйтесь к клиенту в его суждениях. 
4.Сражайтесь с демонами: справляйтесь с проблемами, возникающими внутри вас. 
5.Духовность: будьте открыты к вопросам высшего смысла и тайны – духовного измерения. 
 
Цель терапии не в том, чтобы прийти к рациональному, логическому решению проблемы, а в том, чтобы исследовать ее различными способами так, чтобы в конечном итоге возникла новая перспектива и решение появилось в результате интенсивного осмысления в процессе терапии. 
Терапия может помочь процессу старения, позволяя человеку вернуться к жизни и выйти из тупиков. Например, мужчина или женщина могут вступить в брак по-настоящему или развестись. В других сферах жизни может потребоваться аналогичное перемещение, например, увольнение с устаревшей работы или карьеры или переезд в другое место. 
Я обнаружил, что на поверхностном уровне люди могут хотеть перемен, например Джоани с ее разводом. Но перемены пугают, и поэтому они придумывают веские причины не меняться. Иногда рассуждения кажутся настолько верными и убедительными, что мне требуется некоторое время, чтобы понять, что происходит на самом деле. Они сопротивляются и защищаются со всем своим разумом. Они хотят перемен в жизни и в то же время смертельно боятся их. 
Джоани решила, что развод – ее единственный выход, и хотя процесс разлуки занял много времени, в конце концов, она оказалась одна и столкнулась с новой многообещающей жизнью, в которой она чувствовала себя преданной себе. После долгих лет борьбы и несчастий. Те годы были продуктивными внутренне, по крайней мере, ближе к концу, но теперь она была полностью вовлечена в свою жизнь и способна реализовать себя. Она вернулась в процесс старения. Время и жизненная сила вновь сошлись. 
 
 
Переход к старости 

Еще один отрывок, который мы должны рассмотреть – это первый привкус не старения, а старости. Одно дело – стареть в разное время жизни, а другое – действительно приближаться к старости. Я обнаружил, что семьдесят лет было для меня настоящим посвящением в старость. Я начал видеть себя по-другому, отчасти из-за того, как люди относились ко мне. Они начали относиться ко мне как к пожилому человеку. Внутренне я не чувствовал себя старым, но мне нужно было приспособиться к миру, который, казалось, хотел, чтобы я был старым. 
 Затем потребовалось не менее пяти лет, чтобы стать пожилым человеком. Я еще не сделал этого полностью, потому что считаю себя молодым семидесятишестилетним. Но я знаю, что пора принять другую роль в жизни, даже если я делаю все возможное, чтобы сохранить свою молодость. Другими словами, я все еще чувствую себя молодым, но я хочу быть старым в обществе. Я не хочу стареть в браке и не чувствую своего возраста там. Старый человек больше проявляет себя в общественной жизни, где люди обычно реагируют шаблонно. 
Тем не менее, вступление в старость, когда бы оно ни происходило, является ритуалом перехода столь же важным, что и любой прежний сдвиг в идентичности. Он просит вас изменить свое мышление и поведение и принять роль поистине старого человека. Вы, вероятно, будете думать о людях, которых вы знали в их старости. Некоторые из них выглядели преклонными, и теперь вы находитесь на их месте. 
Недавно я смотрел фильм с женой, и там появилась женщина, которая выглядела очень старой и к которой относились как к пожилому человеку. В этом был смысл истории. Затем кто-то в этом фильме упомянул ее возраст, и это был мой возраст. В течение нескольких секунд мне пришлось сделать выводы для себя. Я знал, что мне не обязательно быть таким пожилым по внешнему виду и стилю, как она, но мне нужно было снова смириться со старостью. 
Переход невозможно выполнить раз и навсегда. Вам нужно снова и снова возвращаться к изнуряющим переживаниям, которые заставляют вас переосмыслять свою жизнь, свою личность и по-другому взаимодействовать с миром. Каждый этап перехода немного поворачивает колесо, подталкивая вас к новому осознанию. Каждый момент, каким бы незначительным он ни был, соответствующим образом увеличивает общее воздействие старения на вас. Ваша задача – принять этот поворотный момент судьбы и в то же время наслаждаться своей молодостью, которая не преодолевается старением. Внутренняя молодость и календарное старение – это две стороны одной медали, поддерживающих друг друга. 
Как вы уже поняли, переходы не всегда легко даются. Вы можете посчитать, что это слишком для вас, и застрять в комфортной для вас фазе. В моей профессии я встречаю много писателей, которые мне кажутся недостаточно подготовленными. Они хотят немедленного успеха и, похоже, отчаянно жаждут признания и похвалы. Они просят у меня совета и помощи, но я знаю, что они не станут меня слушать, если я скажу, что им еще нужно расти как писателям. Успех не приходит просто так. Вы должны делать свою работу, проходить через определенные инициации и вырасти как личность. Да, они могут быть успешными. Некоторые незрелые писатели выигрывают в эту лотерею. Только они могут никогда не насладиться чувством  глубокой радости  и удовлетворения, которые дает действительно хорошая творческая работа. Конечно, я не могу им просто посоветовать «вырасти», хотя мне бы очень хотелось. 
С возрастом для многих людей кажется важным в течение жизни проходить через неудобные, требующие изменений периоды. Возможно, будет трудно заметить рост, когда боль выходит на передний план. Философия старения и ваш личный подход, который вы продумали, могут помочь вам увидеть положительную динамику в сложных испытаниях. Это может помочь вам понять жизнь как смесь боли и удовольствия, хороших и плохих времен, чтобы вы не впали в отчаяние, когда жизнь сужается, давит и заставляет адаптироваться. Настоящее старение начинается, когда вы принимаете вызов и осмеливаетесь выдержать еще один переход. 

Случайные книги

по теме

Случайные переводы

по теме

Случайные статьи

по теме

юнгианство

Похожие переводы

  class="castalia castalia-beige"