05.08.2014
0

Поделиться

Обретение Себя через Таро -Глава 11. Архетипы и Коллективное Бессознательное

Роза Гвейн

Обретение Себя через Таро — Юнгианское руководство по архетипам Индивидуации.

Глава 11. Архетипы и Коллективное Бессознательное

Архетипы – это невидимые энергетические центры в коллективном бессознательном, которые являются источником инстинктивной энергии. Коллективное бессознательное (именуемое подсознанием в метафизической литературе) – это глубинный слой бессознательного, который является общим для всех людей и во все времена. Опыт прошлых жизней – это опыт коллективного бессознательного. Это коллективное бессознательное поглощает психотиков, являясь причиной того, что вся их личность или ее часть диссоциируются от их сознательного поведения.

Эти энергетические центры служат «руслами рек, по которым психическая жизнь текла всегда»[vi]. Когда архетип облекает себя и проявляется, сознательный ум способен его воспринять и мы говорим о нем, как и символе. Функция символа – вызывать движение энергии, и когда некто переживает контакт с символом, результатом может стать трансформация.

Хотя символ является проявлением архетипа, мы склонны воспринимать символ как архетип, ибо таково наше сознательное восприятие. Многие думают, что такие архетипы как «мудрый старец» или «Великая Мать» — это личности, но архетипы «…не личности, но типические ситуации, места, пути и значения, которые символизируют определённый вид трансформации в возможность…»[vii]. Мы символизируем определенные трансформационные энергии как люди, например, как Верховная Жрица или Королева Мечей, потому что типы людей олицетворяют процесс, проживая определенные типические ситуации, положения, пути и значения.

Когда мы рождаемся, архетип ребенка вводит нас в мир коллективного бессознательного во всей его полноте, со всеми его архетипами. Они доступны, мы используем их в процессе становления нас как уникального живого бытия; каждый из нас обладает таким потенциалом, так как архетип ребенка стремиться к реализации, выражению. Проходя через жизненный опыт, олицетворяемый картами Таро, мы можем подключаться к коллективной мудрости человечества. Символ Туза Кубков, появляющийся в Ваших раскладах Таро в период, когда Вы вовлечены в материнско-детский конфликт, подключает Вас к мудрости веков, собранной в бессознательном из всех конфликтов любви и стремления к независимости, через который проходили каждая мать и каждый ребенок.

Архетип стремиться к реализации и проявиться так или иначе, в той или иной форме. Архетип ребенка покидает матрицу лона матери и входит в мир. Он ищет другую матрицу, взращивающую среду, которая позволит ему расти и развиваться, так же, как семя ищет почву. Его инстинкты ищут выражения и в первые четыре-пять лет жизни он проходит через следующие стадии развития: потребность в базовом физическом уходе и заботе, потребность в отделении, потребность в автономии, потребность в самоутверждении и потребность в любви с нотками сексуальности. Если матрица дает необходимую поддержку, инстинкты архетипа ребенка будут продолжать выражаться и ребенок начинает изучение всех возможностей становления как уникальной личности. Однако если на одной из этих ранних критических стадий происходит травма, обретение собственной уникальности становиться небезопасным, и с яростью, ужасом и горем индивид вновь начинает процесс выработки «адаптированной версии себя», которая позволит ему легче совладать с его жизненной ситуацией. Но архетип ребенка, целью которого является становление уникального истинного Я, продолжает бороться за внимание, истощая силы и вызывая депрессию, пока его цель не найдет выражение. Маленькая часть Истинного Я хранит надежду, что где-то, кто-то, когда-то полюбит человека таким, каков он есть, его Истинное Я[viii]. Эта надежда может быть проводником индивида в глубокой внутренней работе по осуществлению трансформации. Но если индивида отвергали каждый раз, когда он проявлял свое Истинное Я, повзрослев, он будет испытывать страх перед такой трансформирующей работой и бояться довериться другому человеку, необходимому помощнику в этой работе.

Архетип проявиться. Если инстинктивная энергия не будет выражена сбалансированным, гармоничным способом – механизм компенсации будет пытаться привнести баланс и помочь в проявлении архетипа. Например, если сексуальная энергия не находит выражения, в снах может появится архетипический символ, теневая фигура, изображающая секс в странной или причудливой манере. Карты Двора, Двойка Пентаклей или Сила будут появляться в Ваших раскладах, чтобы обратить Ваше внимание на дисбаланс и необходимость признания, выражения или развития определенных энергий.

Когда мы интегрируем наши аспекты, неприемлемые для Эго, мы возвращаем себе инстинкты, которые постоянно стремились найти выражение через архетипические паттерны, формирующие человеческую жизнь. Тогда мы снова становимся ребенком. И как истинное дитя, мы – это Шут, который вновь обрел свою маленькую собачку, свои инстинкты[ix].

Архетипы, содержащиеся в коллективном бессознательном, труднее осознать и интегрировать, нежели те, что находятся ближе к Эго, в личном бессознательном – функции (подчиненная функция), установки (противоположная доминирующей) и индивидуальная Тень. Архетипами, представляющими наибольший интерес для нас являются Самость (проистекает из архетипа Шута), Анима и Анимус (происходят из архетипов Высшей Жрицы и Мага).

Анима и Анимус

Персона является нашей внешней личностью; согласно закону компенсации, мы ожидаем обнаружить внутреннюю личность, которая представляет собой полную противоположность сознательной. Такая внутренняя личность действительно существует. В бессознательном женщины есть определенные мужские качества, совокупность которых называется Анимус. Анимуса в бессознательном олицетворяют фигуры, наделенные этими качествами. У мужчин внутренняя личность, обладающая женскими чертами и установками, представлена женскими персонификациями, носит название Анима. Обычно, но не всегда, эти архетипические фигуры скрыты в личной Тени, и только когда мы начинаем интегрировать Тень, архетипические фигуры Анимы и Анимуса начинают проявляться и становятся доступны для сознательного ума. Принятие своей внутренней женственности вызывает большие трудности у мужчин — возможно, из-за той роли, которую они вынуждены играть в обществе долгое время[x] – чем у женщин принятие своей бессознательной мужской противоположности. Душа – женского рода, и вполне может быть, что женщина никогда с рождения не отделяется от своей души, как это происходит с мужчиной, который отделяется от своей матери. Мужчина может вновь обрести свою душу через фигуру Анимы. (Возможно, Вы обратили внимание, что в большинстве колод Таро на карте Влюбленных изображен мужчина, который смотрит на женщину, смотрящую на ангела, олицетворяющего душу или Высшую Самость). С другой стороны, женщина вновь обретает свою душу, от которой никогда не была отделена, только не осознавала ее, с помощью света Логоса, представленного ее Анимусом.

В той степени, в которой мы способны признавать наше бессознательное и отличать его от нашего Эго или Персоны, мы способны вступать в отношения с нашими Анимой или Анимусом. В той степени, в которой мы неспособны производить такое различение – мы будем идентифицировать себя с Персоной. Тогда Анима или Анимус будут проецироваться на другого человека, от которого мы попадаем в глубокую зависимость. Такая ситуация может стать трагичной по двум причинам. Во-первых, человек, на которого осуществляется проецирование Анимы-Анимуса ложиться тяжкое бремя воплощать эту идеализированную роль и, следовательно, его лишают возможности быть узнанным и любимым таким, каким он есть. Во-вторых, внутренний образ Анимы-Анимуса является мостом, ведущим нас к Самости; если этот образ проецируется, то возможности для психологического и духовного роста блокируются.

Стремление соединиться с Анимой-Анимусом, которое ведет нас к Самости, является наиболее фундаментальной человеческой потребность и архетипически корениться в инцестуозных побуждениях[xi]. В детстве родитель противоположного пола констеллирует этот архетип впервые для нас; и далее мы ищем партнера, олицетворяющего ранее кристаллизованные в бессознательном качества. Обычно в возрасте тридцати – тридцати пяти лет женщина, состоящая в браке или отношениях, начинает снимать свою проекцию Анимуса со своего мужа или спутника и начинает искать эту фигуру в себе. Часто в этот период женщины начинают обращаться за советом к картам Таро. В браках, которые переживают трудные периоды развития, мужчина снимает свою проекцию Анимы с женщины и начинает искать этот образ внутри себя, так как женщина в этот период отказывается быть носителем его внутренней женственности. Такой кризис в браке или отношениях означает, что сейчас эти два индивида строят взаимоотношения на основании того, кем они являются в действительности и по собственной воле – без принуждающего влияния проекций. Если брак распадается по одностороннему или обоюдному желанию, если в нем не было больше потенциала для развития, просто необходимо найти нового партнера, на которого бы проецировался образ души; и конечно же, если новые отношения не будут обладать потенциалом для роста и партнеры по прежнему будут продолжать отказываться признавать свои бессознательные личности – эти отношения также распадутся.

В Таро лучшим олицетворением Анимы или Анимуса выступает карта Двора противоположного пола масти Вашей четвертой, подчиненной функции. Учитесь искать поддержку у этой карты, когда она хорошо аспектированна, и источник проблем, когда она плохо аспектированна. Плохое аспектирование этой карты говорит о необходимости установления контакта с «ино»-гендерным аспектом себя – Анимой или Анимусом. Мужчинам это говорит о необходимости увеличить присутствие Эроса, быть более реляционным, восприимчивым, заботливым, поддерживающим. Или же, если мужчина «Анима-одержим», плохое аспектирование этой карты указывает на то, что качеств Анимы слишком много и они не могут интегрироваться с его маскулинной частью. Для женщин такая ситуация говорит о необходимости увеличить присутствие Логоса, быть более независимой и агрессивной, проявлять способность к рефлексии, анализу и самопознанию. Или же, если она «ведома Анимусом», плохое аспектирование является свидетельством того, что ее мужские качества чрезмерны и недостает феминной реляционности. При плохом аспектировании карты Анимы-Анимуса являют нам образы деструктивной внутренней материнской или отцовской фигуры, которые говорят нам, что мы недостаточно хороши, что мы не сможем сделать что-то, что мы не заслуживаем чего-то, и в крайних случаях – что лучше бы мы никогда не рождались. Будьте внимательны и противодействуйте таким приемам.

Если карта Вашей доминирующей функции:

то Ваша Анима:

Король Мечей

Королева Жезлов

Король Жезлов

Королева Мечей

Король Кубков

Королева Пентаклей

Король Пентаклей

Королева Кубков

Если карта Вашей доминирующей функции:

то Ваш Анимус:

Королева Жезлов

Король Мечей

Королева Мечей

Король Жезлов

Королева Пентаклей

Король Кубков

Королева Кубков

Король Пентаклей

Расклад «Единство противоположностей»

Цель этого расклада – содействовать расширению осознанности и научить Вас слышать бессознательную точку зрения, представленную фигурой Анимы-Анимуса. Изучив сознательную и бессознательную точки зрения, Вы сможете легче находить выход из конфликтов, порождаемых их различностью.

При работе с этим раскладом Вы должны помнить, что работа бессознательного направленна на балансировку сознательной точки зрения. Не следует рассматривать его как истину в последней инстанции и придавать ему гораздо большую значимость, по сравнению с позицией сознательного Эго.

Порядок работы над раскладом «Единство противоположностей»:

1. Извлеките из колоды Таро карту, представляющую Вашего Аниму-Анимуса (определив ее по приведенной выше таблице) и поместите ее на первую позицию в нижней половине расклада. Нижняя половина расклада представляет бессознательное.

2. Расположите карту-сигнификатор Вашей доминирующей функции в верхней (сознательной) части расклада на позиции 2:

3. Карта 3 накрывает карту Анимы-Анимуса и отображает то, как видит ситуацию бессознательное.

4. Карта 4 показывает, как бессознательное видит, понимает ситуацию и пути ее преодоления, иными словами – в чем нуждается ситуация, какие действия необходимо предпринять.

5. Карта 5 – решение, предлагаемое бессознательным.

6. Карта 6 накрывает Карту 2, карту доминирующей функции, и отображает сознательное видение ситуации.

7. Карта 7 описывает восприятие ситуации Сознанием и то, какие действия необходимо предпринять для совладания с ситуацией с его точки зрения.

8. Карта 8 – решение, предлагаемое сознанием, основанное на восприятии ситуации.

9. Карта 9 располагается между сознанием и бессознательным как средство объединения или интеграции этих двух точек зрения. Она являет собой точку, в которой сознание и бессознательное могут встретиться. Она часто указывает на источник проблемы, одновременно предлагая решение.

10. Карта 10 располагается справа от девятой. Это карта подведения итогов, суммирования, а также она частично отображает решение, предлагаемое сознанием.

11. Карта 11 располагается слева от Карты 9. Это карта подведения итогов, суммирования, а также она частично отображает решение, предлагаемое бессознательным.

Расклад «Единство Противоположностей» — это урок на пути Влюбленных: объединение противоположностей – Солнца и Луны, маскулинного и феминного, сознания и бессознательного, Мага и Верховной Жрицы.

Этот расклад работает на разных уровнях:

1. Для уровня сознания это карты шесть, семь и восемь.

2. Индивидуальное бессознательное запечатлено в уровне расклада, состоящим из третьей, четвертой и пятой карты.

3. Коллективное бессознательное отображено в уровне расклада, состоящим из карт три, четыре и пять. После того как Эго приходит в сбалансированное состояние путем интеграции четвертой функции в личном бессознательном, индивид получает доступ к коллективному бессознательному. В этой точке выбор между «правильным» и «неправильным» теряет большую часть своего смысла и становиться больше вопросом определения «правильного» направления, двигаясь в котором индивид находиться в гармонии с потоком универсальной энергии. Это, однако, может быть чрезвычайно сложным, когда границы определения добра и зла становятся размытыми. Сейчас индивид более объективно наблюдает драму, разворачивающуюся в глубинах его или ее души, смыслом которой является борьба за власть между частями его самого.

Расклад «Единство противоположностей» также хороший помощник в поиске ответов на вопросы и определении направления. По сути, он показывает, находятся ли сознание и бессознательное в гармонии.

Самость

Самость также может быть названа Высшее Я, Верховное Я, Душа, Духовное Я, Эволюционирующее Я. Самость – центральный организующий принцип всей психики человека, также содержащий весь психологический опыт человечества[xii]. Самость, объединяющая Эго и Не-Эго, может быть пережита только в символах. Мандала, олицетворяемая окружностью и четвертичностью а также числом 4, наиболее полно символизирует целостность Самости. «Мандалы охватывают, охраняют и защищают психику во всех ее проявлениях от внешних воздействий и стремятся объединить внутренние противоположности. Они представляют собой конструкцию, в центральной точке которой все связанно… мандала помогает интегрировать силы перемен в сознание»[xiii]. Мандала как образ Самости может достичь сознания и тогда бессознательное может узнать свое тайное отражение и объединить силы с сознательным умом[xiv].

О познании Самости Юнг говорил:

«Понять Эго – это детская игра, но познать Самость – нечто совершенно иное. Основная трудность заключается в признании непознанного. Никто не должен оставаться в неведении о том, что он стремиться к власти, что он хочет стать богатым, что при определенных обстоятельствах он был бы тираном, что он сластолюбец, что он завидует окружающим и так далее. Каждый может узнать о себе такие вещи, потому что это всего лишь знание Эго. Но познание Самости это нечто совсем другое, это научение познавать непознанное»[xv].

Четыре традиционных Рыцаря Таро образуют четвертичность, представляющую Самость. Они обладают энергией для нашей трансформации, их совместное или индивидуальное появление в раскладе сигнализирует нам о том, что Самость обладает необходимой энергией и эта энергия доступна для нашей трансформации. Рыцарь Мечей находит и уничтожает зло, часто помещая нас в ситуацию психологического конфликта, дабы пробудить добро и вызволить нас из нашей ментальной тюрьмы. Король Жезлов привносит творческую энергия для наших новых начинаний; он дает нам Дух, в котором мы нуждаемся для трансформации себя. Король Кубков с помощью озарений, которые кажутся внезапными, дает нам знания и силу Правды. Король Пентаклей дает нам любую необходимую энергию для проявления трех других Рыцарей: энергию для изменений, чтобы разбить ограничивающие паттерны и сомнения или же энергию стабильности, для каждодневного тяжелого труда в повседневной реальности.

Рыцари сменяют друг друга, помогая нам: однако в течении длительного времени, возможно даже годами, определенный Рыцарь может работать с Вами усерднее, чем остальные. Часто спящий Рыцарь, как обозначено в следующем раскладе, несет в себе противоположную установку. Если Вы – интроверт, это может быть Рыцарь Жезлов или Рыцарь Мечей, если Вы – экстраверт, это может быть Рыцарь Кубков или Рыцарь Пентаклей. С большой долей вероятности, это Рыцарь масти, с которой соотноситься Ваша подчиненная функция.

Расклад «Спящий Рыцарь»

Расклад «Спящий Рыцарь» (см рис.8) помогает Вам определить Рыцаря, наиболее сильно воздействовавшего на Вас в прошлом, Рыцаря, который наиболее активно работает с Вами сейчас и того, который будет влиять на Вас наиболее сильно в будущем. Оставшейся Рыцарь является бессознательным и несет теневые качества – это Спящий Рыцарь.

Порядок работы с раскладом «Спящего Рыцаря»:

1. Выберите из колоды карты Рыцарей, разложите их лицом вниз полукругом, левой рукой возьмите одного из них и лицом вниз поместите на позицию №1, которая обозначает прошлое. (Не используйте перевернутые карты)

2. Вытащите вторую карту и разместите ее на позиции №2, которая отвечает за настоящее.

3. Вытащите вторую карту и разместите ее на позиции №3, которая соответствует будущему .

4. Оставшуюся карту поместите на позицию №4, которая обозначает Спящего Рыцаря.

5. Переверните карты лицом, одну за одной, в том порядке, в котором Вы их выкладывали.

Энергия Спящего Рыцаря пока еще находиться в бессознательном и является ключевым элементом в Вашем дальнейшем развитии; это очень особенная энергия для Вас. Определите Вашего Спящего Рыцаря и узнайте как можно больше о тех возможностях, которые он перед Вами откроет. Медитируйте на него. Поместите Рыцаря в Бессознательное (позиция №3 на Рисунке 7) в раскладе «Единство противоположностей» и посмотрите, какие карты выйдут рядом с ним.


[vi] К.Г. Юнг «Символы трансформации», CW 5, пар 537.

[vii] К.Г. Юнг «Цивилизация в переходной период», CW 10, пар 80.

[viii] Если ситуация так плоха, что у Самости нет ни малейшей надежды – самоубийство может казаться единственным выходом.

[ix] Во многих колодах Таро Шут изображается с маленькой собачкой, кусающей его за ногу.

[x] Юнг, по книге Барабары Ханна «Стремление к Целостности», стр. 273.

[xi] Обратитесь к работе Роберта Стайна «Инцест и Человеческая Любовь» для более глубокого изучения данного вопроса.

[xii] К.Г. Юнг «Aion: Исследования феноменологии Самости», CW 9, часть II пар 426.

[xiii] Дженис Матч, консультант по мандалам, ведет группы и вокр-шопы, Индианаполис, личные контакты автора.

[xiv] Юнг «Психология и Алхимия» (CW 12), пар. 328.

[xv] The Eidengenossische Techniscbe Hochschule Lecture, vol. 5, p. 83, цитировано по Ханна «Стремление к Целостности», стр 272.