Перевод

РОЖДЕСТВО В ЧЕРНОМ. Сатанинская психоделия и музыка Дьявола

Поклонение Дьяволу, Трансгрессия и Рок-н-Ролл

 
РОЖДЕСТВО В ЧЕРНОМ 

Сатанинская психоделия и музыка Дьявола

Музыка всегда играла важную роль в культурном мировоззрении и для
 личности. Гимны, походные песни, колыбельные — тысяча различных аспек-
 тов жизни, упорядоченных или вдохновленных музыкальным ритмом. Музыка
 помогает определить ваше культурное племя. 

Сатанинский андеграунд прославился — и в конечном итоге стал мейнстри-
 мом — благодаря музыкантам, находившимся в самом конце психоделической
 эры. В то время как Битлз и Роллинг Стоунз были публичными лицами моло-
 дежной культуры 1960-х годов, другие голоса той же социальной и духовной
 революции пели мрачные гимны восстания. 

За несколько недель до обернувшегося катастрофой фестиваля Альтамонт,
 ознаменовавшего конец краткого заигрывания Стоунз с Князем Тьмы, было
 запланировано более откровенно сатанинское собрание. Фестиваль Black Arts,
 объявленный «сатанинским Вудстоком», должен был состояться на стадионе
 «Олимпия» в Детройте на Хэллоуин 1969 года. 

Мероприятие должен был благословить Антон ЛаВей (довольно нелепо,
 поскольку позже он утверждал, что проклял все движение хиппи в августе
 прошлого года — хотя его враждебность к этой контркультуре не проявля-
 лась в полной мере до 1980-х годов), а также должен был выступить с речью 

Тимоти Лири, гуру LSD, который придумал пресловутую поговорку «вклю-
 чись, настройся, выпадай». Символическим мостом между этими двумя про-
 тивоположными мирами любви и тьмы стала группа-хедлайнер Coven. Однако
 возмущение по поводу такого явно сатанинского мероприятия было сильным,
 и давление со стороны коалиции церквей Детройта вынудило промоутеров
 отменить его. 

Некоторые думают, что, если бы Фестиваль Черных искусств прошел,
Coven мог бы добиться популярности, которая в конечном итоге ускользну-
 ла от них. Первый альбом группы вышел под бескомпромиссным названием
Witchcraft Destroys Minds and Reaps Souls (Колдовство разрушает умы и по-
 жинает души), на обложке которого была изображена группа, участвующая
 в Черной мессе, с привлекательной блондинкой-певицей Джинкс Доусон,
 служащей обнаженным алтарем.


В конце второй стороны альбома есть запись этой Черной Мессы: «На-
 сколько нам известно, это первая Черная Месса, записанная в письменном
 виде или в аудио», — поясняется в примечаниях на обложке (вскоре после
 этого Антон ЛаВей записал свою собственную Черную Мессу). «Это на-
 столько достоверно, насколько могут предоставить сотни часов исследований
 в каждом известном источнике. Мы не рекомендуем его использовать никому,
 кто не изучал Черную магию досконально и осознает связанные с этим риски
 и опасности». Обряд несет в себе отличительный признак серьезного учения,
 с особенно аутентичными элементами средневековых гностических и колдов-
 ских знаний. Общий эффект, однако, удивительно наивен: приказ верховного
 жреца «поцеловать козла» звучит скорее в стиле Монти Пайтона, чем Али-
 стера Кроули. 

Музыка, которая предшествует Черной мессе, является стандартным
 качественно исполненным фолк-роком 1960-х годов, это что-то вроде по-
 трясения — понять, что за нежными акустическими гитарами тексты песен
 исключительно о поклонении дьяволу и черной магии, в то время как со-
 блазнительный вокал Мисс Доусон создает эффект одержимой демонами
 Джони Митчелл. В конечном счете, колдовство разрушает умы и пожинает
 души-это интересное музыкальное исследование традиции колдовства, ко-
 торая пронизывала сельскую Америку с тех пор, как отцы-пилигримы вы-
 садились в Новой Англии более трех столетий назад. Печально известный
 Салемский суд над ведьмами, состоявшийся в Массачусетсе в 1692 году,
 был одним из последних крупных случаев массового уничтожения религиоз-
 ными фанатиками из «Старого света», что сделало термин «охота на ведьм»
 синонимом преследования меньшинства. Как таковой, он вызвал симпатию
 хиппи двадцатого века, таких как Coven, к их сатанинским предшественни-
 кам (Принося жизни двадцати подозреваемых «ведьм» в жертву фантазии
 истеричных детей, он также предшествовал «сатанинской панике» 1980—
 90-х годов). 

Затем последовал второй альбом Coven — Blood on the Snow, но, несмо-
 тря на демоническую обложку, сатанинские элементы были гораздо более
 сдержанными. К третьему альбому с очень оригинальным названием Coven
 зловещие элементы практически исчезли, их заменил материал, стандартный
 для хиппи. Лишенный отличительного образа их первых дней, Coven исчез. 

По другую сторону Атлантического океана британские хиппи также ув-
 лекались темной стороной. Рок-группа Lucifer, основанная в 1971 году,


 

 |  | COVEN 

 |  | 1 1 
Ковен психоделических сатанистов с пе-
 вицей Джинкс Доусон, вверху справа —
 и их второй альбом Blood on the Snow.
 
представляла собой любопытную коллекцию персонажей, чьи сардонически-
 дьявольские рекламные фотографии изображали образ, навеянный Мэн-
 соном. Они рекламировали свой материал по почте в легендарном хиппи
 -журнале «Оз», чтобы «создавать злую музыку и продавать ее напрямую,
 без обычной чуши и мошенничества». Нравится Ему это или нет (а Он, ве-
 роятно, не хотел этого), Дьявол был привлечен к борьбе с системой капита-
 листических свиней. 

Lucifer выпустили два альбома «Big Gun» и «Exit» и сингл «Fuck You»,
 который был конфискован полицией. «Люцифер — англичанин, — заявили
 участники группы, — но у нас есть пещера в Аризоне, где мы записываем
 большое количество нашего материала». К сожалению, это звучит именно
 так — хотя, возможно, под грохочущим гаражным роком и есть некоторые
 сатанинские идеи, но они редко проходят через примитивное производство. 

Примерно в то же время в США появилась еще одна группа под названием
Lucifer. Американский Люцифер, основанный неким Фёртом Гарсоном, выпу-
 стил альбом под названием Black Mass с подборкой оккультной электроники.
 Типичный для экспериментальной музыки начала 1970-х, он сильно устарел.
 Этот Люцифер, как и их британские тезки, свернулся и исчез.


Самый выдающийся из сатанинских психоделиков, Рокки Эриксон был
 лидером Техасской гаражной группы середины 1960-х годов the Thirteenth
 Floor Elevators, пока его не арестовали за хранение марихуаны. Ему грози-
 ло длительное тюремное заключение по ханжеским законам штата одинокой
 звезды, и вместо этого он отправился в психиатрическую лечебницу. Это была
 ужасная ошибка. Три года спустя, в начале 1970-х, влюбленный в галлюцино-
 гены Эриксон вышел из психушки значительно более безумным, чем вошел. 

Загадочная культовая фигура, прославившаяся лирическими трибьютами
 к его любимым фильмам ужасов 1950-х годов, в больнице установила тесные
 отношения со своим личным Сатаной. Я не боюсь дьявола, дьявол — мой
 друг. Он выбрал меня, чтобы исполнять его приказ, — протянул невменяемый,
 но любвеобильный Эриксон. «Эти врачи и медсестры.. .Им нельзя было свя-
 зываться с избранником дьявола». Чтобы закрепить этот нечестивый договор,
 Эриксон позже озвучил свои личные адские видения в безумно искренних
 песнях, таких как ‘I Think of Demons’ — «Я думаю о демонах» и ‘Don’t Shake
 Me Lucifer’ — «Не тряси меня, Люцифер». 

Безусловно, самой интересной из сатанинско-психоделических групп
была Black Widow. Их дебютный альбом 1970 года, Sacrifice, стал резуль-
татом исследования гитариста Джима Гэннона в области Темных Искусств,
с оккультными текстами, сопровождающими смесь традиционной фолк-му-
зыки и прогрессивного рока. Почти вездесущий Алекс Сандерс предупре-
дил группу, что они слишком хорошо выполнили домашнее задание и могут
привлечь темные силы. На этот раз он был
прав, хотя только потому, что лирика Гэннона
может похвастаться изрядной степенью до-
стоверности, а некоторые песни — например,
запоминающаяся «Come to the Sabbat» —
очень напоминают средневеково-европейские
сатанинские традиции. Другие моменты —
например, ужасное саксофонное соло, ко-
торое Сатана использует, чтобы соблазнить
бедных невинных людей на «Seduction», —
дьявольские в другом смысле. 

Группа укрепила свой имидж с помощью 

тщательно продуманного сатанинского сце-
 нического шоу, профессионально поставлен-
 ного театральной труппой Лестера, с жертвенными кинжалами и обнаженной
 девушкой, украшавшей алтарь (в какой-то момент это была жена Алекса
 Сандерса, Максин). Они получили награду за свою странно увлекательную
 работу: Sacrifice попала в топ-40 британских альбомных чартов. Однако их
 второму альбому Black Widow не хватало сатанинских тем и мощи своего
 предшественника. Официальное объяснение этого состояло в том, что, как
 и предупреждал Сандерс, начали происходить странные вещи — что наибо-
 лее тревожно — почти смертельные автомобильные аварии (Сатана, кажется,
 особенно заинтересован в том, чтобы вызывать дорожно-транспортные про-
 исшествия, однако гораздо более впечатляющими могут показаться молнии
 или обращающиеся в паническое бегство слоны). 

Более вероятно, что, как и многие рок-группы, использующие мощные са-
 танинские образы, Black Widow, возможно, начали верить, что те же образы
 сдерживают их карьеру. Однако, в то время как многие научились на своем
 горьком опыте, чаще бывает наоборот — немногие рок-звезды возвращают
 прежнее воодушевление, когда перестают играть музыку Дьявола. Достаточно
 сказать, что Джим Гэннон, главная творческая сила группы, не мог чрезмерно
 волноваться из-за проклятия, когда пытался устроить сценическую музыкаль-
 ную версию шоу Black Widow на Бродвее. К сожалению, она так и не вышла,
 и Черная Вдова, лишенная поклонения дьяволу, погрузилась в безвестность. 

Дальнейшие сатанинские музыкальные странности пришли в форму при-
 чудливой греческой прогрессив-рок-группы Aphrodite’s Child. В 1972 году они
 выпустили 666 — The Apocalypse of St. John, любопытно амбициозный кон-
 цептуальный альбом, основанный на библейской Книге Откровений, в кото-
 рой конец света звучит как удивительно веселое дело. Среди участников были
 маэстро электронных клавишных Вангелис и одетый в кафтан дирижабль-
 фальцет Демис Руссос, не меньше. 

Monument получился более зловещим. В примечаниях к обложке их дебют-
 ного альбома 1970 года «The First Monument» говорится, что «Monument —
 не первая рок-группа, проявляющая интерес к колдовству и оккультизму,
 но в их случае это не просто диковинка [sic]. Вокалист и клавишник Сти-
 вен Лоу был одним из основателей процветающего ковена ведьм в Эссексе,
 а остальные три члена группы разделяют его преданность оккультизму... При-
 зрачный, жуткий, мистический, даже временами немного пугающий тех, кто
 находится за пределами призрачного полумира оккультизма, но неотразимый
 и требующий нашего внимания.


Граммотный, но ничем не примечательный прогрессивный рок Monument
 действительно имел слегка мрачный оттенок — в то время как их колдовской
 образ помог их альбому завоевать подпольную репутацию чего-то зловещего.
 Но даже в этом случае он не привлек достаточно внимания, чтобы Монумент
 не исчез в клубах дыма. 

Одной группой, чья «преданность оккультизму» всегда была немного подо-
 зрительной (на самом деле, это почти наверняка «просто трюк»), была Black
 Sabbath. Однако они пережили гораздо больше, чем их современники. 

Основанная в 1967 году группа Polka Tulk, затем переименованная в Earth,
 состояла из четырех приземленных парней из рабочего класса из Бирмингема.
 То, что они были средством, с помощью которого инфернальное стало опорой
 рок-музыки, было скорее случайно, чем намеренно. 

Происхождение названия Black Sabbath, как и все связи группы с ок-
 культизмом, несет на себе их фирменный знак добродушной путаницы.
 В зависимости от того, какую историю вы услышите, название может быть
 заимствовано из ранней песни группы с тем же названием — зловеще мрачный
 хэви-метал, вдохновленный романом Денниса Уитли, который читал басист
 «Гизер» Батлер (другие байки предполагают, что название песни и группы
 были вдохновлены итальянским фильмом ужасов Black Sabbath). 

«Я был воспитан католиком, поэтому действительно верил в Дьявола», —
 ретроспективно признался Батлер. «Я начал читать еженедельный журнал
 «Человек, мифы и магия», посвященный Сатане и прочему. Это и книги
 Алистера Кроули и Денниса Уитли, особенно «И исходит дьявол», который
 задумывался как поучительный рассказ, но читается как руководство о том,
 как быть сатанистом. 

«Я переехал в эту квартиру, которую выкрасил в черный цвет и украсил пе-
 ревернутыми крестами. Оззи [Осборн, дружелюбно-сумасшедший вокалист]
 дал мне эту книгу шестнадцатого века о магии, которую он откуда-то украл.
 Я положил его в сушильный шкаф, потому что не был уверен, стоит ли ее чи-
 тать. Позже той же ночью я проснулся и увидел эту черную тень в изголовье
 кровати. Это было ужасное присутствие, которое напугало меня до смерти!
 Я побежал к сушильному шкафу, чтобы выбросить книгу, но она исчезла. По-
 сле этого я отказался от всего этого, это меня до чертиков напугало». 

Более прозаические рассказы о заигрывании Black Sabbath с оккультными
 образами утверждают, что они были впечатлены интересом, который испыты-
 вали Black Widow к их сатанинскому сценическому шоу. Правда, вероятно,
 представляет собой комбинацию всех этих историй. Как бы то ни было, спра-
 ведливо сказать, что интенсивный интерес к их демоническим аспектам удивил
Black Sabbath так же, как и всех остальных. Их одноименный дебютный аль-
 бом 1969 года был записан за два дня за 600 фунтов стерлингов, был встречен
 прессой с презрением и безразличием — и быстро обрел коммерческий успех. 

Из всех публикаций «Christian Science Monitor» одобрительно отмечает,
 что группа «не потворствует и не поддерживает менее приличные аспекты...
 интереса к оккультным вопросам». Они были правы. Песня «Black Sabbath»
 описывает состояние ужаса рассказчика, когда он стал свидетелем Черной
 мессы. Их отношение к Сатане было в основном традиционным — страхом
 и отвращением, а их тексты даже иногда умоляли слушателей обратиться
 к Богу как единственному источнику любви. Но публика не слушала — они
 хотели создать сатанинскую группу, и именно этим якобы стали Black Sabbath
 ходят слухи, что их менеджмент поместил перевернутый большой крест,
 украшавший внутреннюю часть их первого альбома, без ведома и одобрения
 группы. 

Много лет спустя, в примечаниях к ретроспективному альбому воссоеди-
 нения группы, Фил Александр, редактор британского рок-журнала Kerrang!,
 отмечал: «без ведома группы Black Sabbath был запущен в США с вечерин-
 ки в Сан-Франциско с главой Церкви Сатаны Антоном Лавеем, председа-
 тельствующим на слушаниях. Для Sabbath это почти сорвало их гастрольные
 планы в США, запуск которых последовал за убийством Шэрон Тейт после-
 дователями Чарльза Мэнсона. И вдруг Шабаш стал правой рукой Сатаны». 

Лирика Black Sabbath отражала мировоззрение, отвергающее как дик-
 таторское лицемерие Церкви, так и разрушительные Силы Тьмы. Эта фи-
 лософия наиболее ярко выражена в «Под солнцем» из тома Black Sabbath,
 осуждающем как сатанистов, так и христианских проповедников. Тем не ме-
 нее, Сатана появляется в песнях Black Sabbath как постоянный источник вос-
 хищения и страха, существо, которое вносит цвет в унылое существование,
 но также может представлять подавляющее зло мира. 

В классической ‘War Pigs’ сатанинские ведьмы приравниваются к злу по-
 литиков и генералов, которые бессердечно убивают миллионы в своих играх
 за власть. (По словам гитариста Тони Айомми, название произошло от «Валь-
 пургиевой», ночи, когда зло традиционно правит миром.) Но самое захва-
 тывающее проявление Сатаны в песне Black Sabbath также является самым
 редким: когда они на короткое время позволяют Князю Тьмы говорить за себя.


Тони Айомми, основатель Black Sabbath,
с фирменными перевернутыми креста-
ми. Обложка их альбома Sabbath Bloody
Sabbath иллюстрирует демонические
образы, пронизывающие песни группы. 

В странном и запоминающемся ‘N.I.B.’ Люцифер-создатель поет жалобную
 песню о любви своему величайшему творению и товарищу по страданиям, че-
 ловечеству (песня ‘Lord of this World’ также признает Сатану богом земли).
 Название является источником некоторой путаницы: по словам барабанщика
 Билла Уорда, это было просто его прозвище, появившееся после того, как груп-
 па была под кайфом, и он подумал, что он похож на перо ручки (в оригинале
nib) (!). Обычно фанаты воспринимали более сатанинское значение — для них
N.I.B. расшифровывалось как ‘Nativity in Black’ — «Рождество в черном». 

Во время интервью группу неизбежно спрашивали о таких очевидных ок-
 культных убеждениях. «Мы верим в Бога», — беспомощно объяснил Айомми,
 на что Уорд добавил: «Но иногда я чувствую, что Бог — это Сатана». Возмож-
 но, они выражали убеждения ранних сатанинских гностических групп за полто-
 ры тысячи лет до этого. Или, может быть, они все придумывали по ходу дела... 

Хотя материал Black Sabbath никогда не был таким «аутентичным» или
 хорошо изученным, как материал Black Widow, Coven или любого другого
 оккультного действа той эпохи, они будут оказывать темное влияние на по-
 пулярную музыку на десятилетия вперед, пока их сатанинские современники
 свернутся. Общее настроение их музыки и текстов отражало дух эпохи: похме-
 лье после пьяной вечеринки в эпоху хиппи, горькое осознание того, что опти-

  class="castalia castalia-beige"