Перевод

Суждения по учению арабов, которые в большинстве признавали перипатетиков, Аверроэсу, Авиценне, Ал-Фараб, Авемпасу, Исааку, Авензоару, Моисею, и Магомеду

Суждения или девятьсот тезисов

 
Суждения по учению арабов, которые в большинстве
 признавали перипатетиков, Аверроэсу, Авиценне,
 Ал-Фараб, Авемпасу, Исааку, Авензоару,

Моисею, и Магомеду

Суждения по Аверроэсу количеством 41

1.7.1.     Пророчество во снах возможно посредством проявления
 действующего интеллекта над нашей душой.

1.7.2.            Природа интеллектуальной души одна для всех людей.

1.7.3.      Высшее счастье человека достигается, когда действующий
 интеллект может продолжаться как форма; это продолжение было
 ошибочно и неправильно понято иными читанными мной латиняна-
 ми, и более всех Жаном Жанденом33, который ошибался не только
 в этом, но и во всех вопросах философии; он же обезобразил и ис-
 казил всё учение Аверроэса.

1.7.4.      Возможно достичь интеллектуального единства: душа моя
 настолько моя, что я не сливаюсь с другими, оставаясь после смерти.

1.7.5.      Любая абстракция зависит от изначальной абстракции
 в трёх родах случаев: формальном, конечном и продуктивном.

1.7.6.      Невозможно, чтобы единый вид рождался и из воспроиз-
 водства, и из разложения (ex propagatione et ex putrefactione).

1.7.7.      Бог движет перводвигатель не только как предел, но также
 и как истинный двигатель, действенный и подходящий.

1.7.8.      Любой небесный двигатель есть душа со своей орбитой,
 вместе с которой они образуют единство большее, чем душа быка
 с его материей.

Отсюда вывод: небесной душе сначала даётся её благородная
 и совершенная орбита, а потом придаётся движение.


1.7.9.   Небо есть простое тело, не составленное из материи и фор-
 мы.

1.7.10.             Три способа используются для доказательства из себя:
 первый, второй и четвёртый.

1.7.11.             Во всех доказательствах, кроме простых, может наличе-
 ствовать повторение по кругу.

1.7.12.     Тяжёлые и лёгкие тела движутся акцидентально, двигая
 собою средние [тела].

1.7.13.     Небеса не одинаковы в родах и различаются в видах, как
 верил Авиценна.

1.7.14.     Ни одна наука не доказывает существования своего субъ-
 екта и ни одну часть начал своего субъекта.

1.7.15.     Универсалии34 существуют в вещах только в возможности;
 в акте — через действия души.

1.7.16.     Измерения безграничны и совечны с бесконечной матери-
 ей, предшествуя в ней любым субстанциональным формам.

1.7.17.     Любое понимание, кроме первого, не понимает ничего,
 кроме первого.

1.7.18.     Безусловно, нет пути доказательства абстрактного бытия,
 кроме пути [доказательства] вечного движения.

1.7.19.         Всё, что порождено (est in genere), можно повредить.

1.7.20.       Объектом метафизики является суть — того, что есть
 суть.

1.7.21.     Определения природных субстанций описывают материю
 не иначе, как через последовательность.

1.7.22.             Доказательство в седьмой книге «Физики» положения
 «все, что движется, движется чем-то другим» есть доказательство
 из признака, а не из причины.

1.7.23.      Ни одна активная сила, даже являясь нейтральной и ин-
 дифферентной к действию или бездействию, не может определять
 для себя другое действие.


1.7.24.       Одна из соотнесённых [вещей] наиболее верно будет
 определяться через остальные, [соотнесённые с нею].

1.7.25.      Пример Аристотеля, приведенный во второй книге «Ме-
 тафизики», о восприятии солнца летучими мышами указывает
 не на невозможность, но на трудность того, что в природе что-либо
 могло быть произведено впустую.

1.7.26.       Предположение, исходящее из «Логики» Аристотеля,
 о необходимости проводить различие между возможным и случай-
 ным, таково, что выводится из необходимых терминов.

1.7.27.      Для определения термина как необходимого, требуется,
 чтобы он сам из себя был единственным термином.

1.7.28.      Когда Аристотель сказал, что из большей необходимости
 и меньшей случайности выводится необходимый вывод, должно по-
 нимать, что для меньшего, которое случайно из себя самого, необхо-
 димость будет случайной.

1.7.29.      При постоянном равноденствии не могло бы быть есте-
 ственного места обитания для всего живущего.

1.7.30.      На небе все естественным образом движется вправо: это
 не меняется, как бы не изменялись части орбиты.

1.7.31.     Кто предполагает у души сложную форму, отрицает дей-
 ственную причину35.

1.7.32.       Единое в метафизике отрицает дробность не в акте,
 но в склонности (aptitudine).

1.7.33.      Единое в метафизике есть основание арифметического
 единого.

1.7.34.      Число в точности такое же в абстрактных [вещах], как
 и в действительных.

1.7.35.      Сущность каждой вещи и её существование реально есть
 одно и тоже.

1.7.36.      Чтойность и сущность различны во всех вещах, кроме
 первой.


1.7.37.      Субстанция существует раньше акциденции не только
 по природе, но и по времени.

1.7.38.         Материя как материя рассматривается физикой.

1.7.39.      Сущность любого понимания субстанционально есть от-
 ношение (ad aliquid).

1.7.40.      Как невозможное дано существование материи, которая
 не содержит в себе начала разрушения; следовательно, если бы небо
 было составлено из такой материи и формы, оно не могло бы быть
 вечным.

1.7.41.     Предел (finis) не является конечной (finaliter) причиной,
 исходящей из своего бытия как концепт, но [конечной причиной,
 исходящей] из своего бытия как реальность.

Суждения по Авиценне количеством 12

1.8.1.     Кроме категорических и гипотетических силлогизмов, даны
 также силлогизмы составные.

1.8.2.      Ни из одного силлогизма, действительно или возможно
 категорического, нельзя при двойном отрицании сделать вывод;
 однако в составных силлогизмах представляется возможным, чтобы
 из двойного отрицания можно было сделать вывод.

1.8.3.      Небо есть материя с такими же принципами, что и у низ-
 шей материи.

1.8.4.      Интеллигибельные понятия не могут находиться в душе без
 действительного понимания.

1.8.5.            Человек может произойти в результате разложения.

1.8.6.       Сущность вещи составляется из подходящей материи
 и формы.

1.8.7.      Первая субстанция была ранее любой другой субстанции,
 обладая способностью к действию перехода, по какой бы причине
 она ни существовала: либо формальной, либо материальной, либо
 действенной, либо конечной.


1.8.8.     От простого, в его конечной простоте, не происходит ни-
 чего, кроме единого.

1.8.9.     Запах достигает чувств согласно своему действительному,
 а не интенциональному, бытию.

1.8.10.      Предположение о том, что чувственное не порождает
 ощущения сверх чувств, не справедливо, если только по случайно-
 сти.

1.8.11.    Органы обоняния есть мясистые сосочки, расположенные
 в передней части мозга.

1.8.12.     Частные утвердительные возможные [предположения]
 не всегда возможно преобразовать в утвердительные возможные,
 также никакие необходимые частные утвердительные [предположе-
 ния] — в необходимые вообще; так утверждал Аристотель.

Суждения по ал-Фараби количеством 11

1.9.1.    Первое, что необходимо в доказательстве, не то, что опре-
 делил Аристотель в первой книге «Вторых аналитиков», а вот что:
 «В первую очередь необходимо найти то, что является более уни-
 версальным, чем субъект, но так, чтобы не выйти за пределы вида
 субъекта».

1.9.2.      Определение вида, которое дает Порфирий36, плохое;
 определять должно так: «Вид — это наиболее универсальное из двух
 универсальных».

1.9.3.     Высшее благо человека есть совершенствование с помощью
 умозрительных наук.

1.9.4.     Аристотель утверждал, что все учения и все дисциплины
 произошли из предсуществующего (praeexistenti) знания; здесь под
 словами «учения» и «дисциплины» понимается определительное
 и аргументированное знание.

1.9.5.      По Аристотелю, «намерение, приписываемое всему» ,
 таково же, как определение, данное субъекту, и всему, чем этот
 субъект в акте или потенции может — хотя и не необходимо дол-
 жен — достичь.

1.9.6.      Тот кто верит, что намерение, направленное на все, есть
 иное, чем обозначенное в предыдущем суждении, не может защи-
 тить Аристотеля от Теофраста, который из большей необходимости
 и меньшей случайности выводит необходимый вывод.

1.9.7.      Возможно, как определил Аристотель в «Первых Анали-
 тиках»: есть общее для возможного и случайного, которое отлично
 от необходимого37.

1.9.8.      Нельзя понять акциденцию, даже абстрактный, не пони-
 мая её субъекта.

1.9.9.      Виды находятся в середине, в среднем положении между
 духовным и материальным.

1.9.10.     Любые виды по своему духовному бытию есть формаль-
 но знание.

1.9.11.      Действительное познание здравого смысла (sensus
 communis), включающее в себя фантазии как чувственно воспри-
 нимаемые, есть сон.

Суждения по Исааку из Нарбонна количеством 4

1.10.1.         Нет необходимости полагать действующий интеллект.

1.10.2.     Первое намерение есть чтойность вещей, которая объек-
 тивно отражается в интеллекте.

1.10.3.     Движение познаётся с помощью здравого смысла, и вос-
 принимается внешними чувствами без действия других сил.

1.10.4.      Небесные тела ничего не придают расположенным под
 ними, кроме тепла.

Суждения по Авензоару из Вавилона количеством 4

1.     Ни об одной вещи, которая может быть разрушена в мире,
 не беспокоится Бог.


2.             Действующий интеллект есть ничто иное как Бог.

3.             Небо согревает то, что внизу, своим светом, падающим на него.

4.      Об актах интеллекта изнутри говорится, что они правдивы
 либо лживы, напротив, о вещах интеллекта — извне.

Суждения по Моисею Египетскому количеством 3

1.12.1.     Доказательство в Восьмой книге «Физики» Аристотеля,
 возводимое Аристотелем для доказательства существования перво-
 двигателя, первое доказало что-то конкретное.

1.12.2.           Наука метафизика — это не единая наука.

1.12.3.     Простота и всевозможная нематериальность первого [дви-
 гателя] не могут быть доказаны через действительную причину дви-
 жения, но только через целевую[причину].

Суждения по Магомеду Толедскому количеством 5

1.13.1.           Отношение38 не относится ни к каким вещам вне души.

1.13.2.     Виды вещей редуцированно показаны в той категории,
 в которой показаны вещи.

1.13.3.     Вещи, которые мы постигаем единым здравым смыслом,
 умножают свои образы в чувствах, в отличии от образов, непосред-
 ственно возникающих в чувствах.

1.13.4.           Осязание — это не единое чувство.

1.13.5.     Ни об одной вещи нельзя спросить, существует ли для нее
 некоторый особый создатель.

Суждения по Авемпасу количеством 2

1.14.1.     Материя в небе обладает иной природой, чем нижняя ма-
 терия.

1.14.2.           Свет и цвет сущностно не различаются.


Суждения по грекам, преподавателям школы пери-
 патетиков: Теофрасту39, Аммонию40, Симплицию41,

Александру42 и Темистию43.

Суждения по Теофрасту количеством 4

1.1.1.      .Если бы небо не обладало душой, то оно было бы менее
 благородно, чем одушевлённые тела, что полагается оскорбитель-
 ным в философии.

1.1.2.          Чтойность есть только форма.

1.1.3.        Подобно тому, как действующий интеллект появляется
 из создания интеллигибельного в возможном интеллекте, то так же
 и форма искусства появляется из создания форм в материи искусства.

1.1.4.          Бог движет небо к цели.

Суждения по Аммонию количеством 3

1.16.1.     Определение души, данное Аристотелем, в котором го-
 ворится: “Душа есть акт тела», — где имеется в виду рациональ-
 ная душа, что существенно для определения — должно пониматься
 в причинном, но не формальном смысле.

1.16.2.      Рациональная душа не объединяется непосредственно
 с органическим телом.

1.16.3.     Когда Аристотель отметил, что первые законы должны
 всегда пребывать, он подразумевал, что они могут быть вновь най-
 дены в любом изменении.

Суждения по Симплицию количеством 9

1.17.1.     Понимание своего акта не является общим для любых
 внешних чувств, но есть особое [свойство] человеческих чувств.

1.17.2.     В третьей книге «О душе» Аристотель исследует только
 рациональную часть души.


1.17.3.    Когда душа совершенно возвращается к самой себе, тог-
 да действующий интеллект становится независимым от возможного
 интеллекта.

1.17.4.      Та же рациональная часть души, когда она выходит
 из себя, называется возможным интеллектом, она же, когда такова,
 что может совершенствоваться сама по себе как возможная, назы-
 вается действующим интеллектом.

1.17.5.     Та же рациональная часть [души], которая исходит из себя
 и продвигается, совершенствуя себя с помощью находящихся в ней
 видов, называется интеллектом в обладании44.

1.17.6.      Из вышеперечисленных суждений может быть познано
 то, что действующий интеллект становится подобен либо искусству,
 либо обладанию, либо свету.

1.17.7.     Претерпевание от чего-либо ощущаемого, воспринимается
 только органом, а впечатление — только душой.

1.17.8.  Подобно тому, как свет не делает цвета (color) цветами,
 но использует возможность быть увиденными у уже имеющихся
 цветов и делает их видимыми в акте; так же и действующий интел-
 лект не создает виды, которых не было прежде, но использует спо-
 собность уже существующих видов к тому, чтобы быть познанными
 и совершает акт познания.

1.17.9.       Когда Аристотель утверждал, что «после смерти мы
 не помним себя из-за того, что поврежден претерпевающий интел-
 лект», под «претерпевающим интеллектом» он понимал возможный
 интеллект.

Суждения по Александру Афродисийскому количеством 8

1.18.1.           Рациональная душа бессмертна.

1.18.2.     Любому небу, кроме его души, которая им действенно дви-
 гает, помогает принадлежащее ему понимание, которое двигает небо
 к его цели (ut finis) и совершенно отлично от души по своей субстанции.


1.18.3.    Ни в какие определения, даже натуральные, согласно умо-
 заключениям Аристотеля, материю включить нельзя.

1.18.4.           Бог не познает ни плохого, ни отсутствующего.

1.18.5.     Число абстрактных [вещей], о котором говорит Ари-
 стотель в двенадцатой книге «Метафизики», не является числом
 движущихся [вещей], но есть число пониманий, которые являются
 концом движения.

1.18.6.      Когда Аристотель в девятой книге «Метафизики»
 утверждает, что все отделёное и священное либо полностью по-
 знается либо полностью игнорируется, нужно понимать, что это
 утверждение относится к тем, кто достиг полной актуализации
(actuationem) интеллекта.

1.18.7.     Подобно тому как первый интеллект среди всех интел-
 лектов познает сначала себя, а затем другое; так же и высший ин-
 теллект среди всех интеллектов первым познает то, что не есть он,
 а затем себя.

1.18.8.       Метафизика и диалектика одинаково рассуждают обо
 всем, но одна — с помощью доказательств, а другая — с помощью
 предположений.

Суждения по Темистию количеством 5

1.19.1.    Возможных интеллектов, которые лишь освещены суще-
 ствует огромное количество, и участвующих действующих интеллек-
 тов, которые и освещены и светят — большое количество; но лишь
 один действующий интеллект только освещает.

1.19.2.     Я верю, что тем единственным освещающим действую-
 щим интеллектом по Темистию является то, что в Каббале называ-
 ется «Метатрон»45.

1.19.3.     Наука о душе — это посредник между природными и бо-
 жественными науками.


1.19.4.    Кроме двух видов доказательства, которые вывел Ари-
 стотель, необходимо вывести третий, который бы доказывал одно
 частное через другое, равнозначное ему, частное.

1.19.5.    Предположение [называется высказанным] через себя,
 либо когда субъект определяет предикат, либо [когда] предикат
 определяет субъект, либо [когда] они оба определяются через
 что-либо третье.



  class="castalia castalia-beige"