05.12.2011
0

Поделиться

Введение Открытие Бессознательного

Теодор Абт

Введение в интерпретацию изображений

Введение

Открытие Бессознательного

Прорыв в развитии современной глубинной  психологии  произошел  в начале прошлого столетия, в 1900 г. В то время, когда физик Макс Планк обнаружил новую модель для того, чтобы понять внешнюю природу — квантовую теорию — Зигмунд Фрейд обнаружил новую действительность нашей внутренней природы. Он назвал эту часть нашей души подсознанием. Он пришел к заключению, что эта сфера является вторичным феноменом сознания, и  что она, так сказать — “место свалки” подавленных и извращенных желаний человека. В поисках способа понимания в этой реальности он обнаружил, что сны являются основными проводниками. Поэтому он назвал сны «via regia» (королевской дорогой) к подсознанию. Его публикация «Traumdeutung» (“Толкование снов”) обозначила переломный момент в развитии современной  глубинной психологии.[i]

Книга Фрейда вдохновила молодого психиатра Карла  Густава Юнга, который затем стал одним из ранних приверженцем и последователем теории  человеческой души Фрейда.

Но личные опыты Юнга привели его к другому заключению о внутренней природе. Он сформулировал гипотезу существования коллективного или общего бессознательного. Это означает, что в нем  есть не только духовные структуры, присущие  всем людям во все времена, но также означает и то, что эта сфера — независимая вторичная духовная система, источник сознания и основа всего креативного. Оба факта чрезвычайно важны для интерпретации изображений, появляющихся из бессознательного. Следующая диаграмма (Рис. 1) может быть полезной в визуализации этой концепции души.

Кроме того Юнгу удалось продемонстрировать то,  что каждый исследующий образы из бессознательного, изучающий их, вовлекается в процесс все большей и большей осознанности собственного творческого потенциала и индивидуального смысла жизни. Он назвал этот процесс  индивидуацией, а центр регулирования, посредством которого этот процесс становится более сознательным, он назвал Самостью.

А — Сфера сознания с  Эго центром

В — Личное бессознательное

С – Бессознательное группы или семьи

D — Бессознательное людей, религии или расы

E — Коллективное бессознательное

F – Мир Единый, unus mundus, Самость

Рис. 1: Две взаимодополняющих проекции структуры души согласно К.Г.Юнгу.[ii]

Поскольку часто подсознательное появляется  у нас в форме образов во снах, в фантазиях, в видениях и в активном воображении, для Юнга понимание  значения своих образов  и образов своих пациентов стало ключевым. Он часто советовал людям, с которым работал «выражать себя карандашом или кистью. Эта процедура оказалась наиболее полезной, особенно для людей, неспособным выражать свои фантазии устно, кроме того, она содействовала активному лечению пациента в его свободное время».[iii] Исходя из этого, искусство интерпретации изображений стало важным в подготовке юнгианских аналитиков.


[i] S. Freud, The Interpretation of Dreams

[ii] M.-L. von Franz, Projection and Recollection, pp. 80-81. Левая пирамида была добавлена автором.

[iii] E.A. Bennet, Vorwort в: C.G. Jung, Das symbolische Leben [GW 18/1], p. 18 (только в немецком издании Collected Works).

Теодор Абт

Введение в интерпретацию изображений

Предисловие

Этот путеводитель — результат моего преподавания  интерпретации изображений  в Институте К. Г. Юнга в Цюрихе-Кюснахт 1977-1994 гг. и с 1995 г. в Научно-исследовательском и Учебном центре  по глубинной психологии посвященным К.Г. Юнгу и Марии-Луизе фон Франц в Цюрихе, в Швейцарии.

Моим учителем по интерпретации изображений был доктор Рудольф Мишель, первый хранитель архива изображений Института К. Г. Юнга. После  его смерти в 1976 г., Кураторий  Института К. Г. Юнга попросил Мишеля возглавить обучение англоговорящих студентов. Тогда метод интерпретации изображений — согласно психологии К. Г. Юнга — был, главным образом, основан на немецкой книге Иоланды Якоби «Vom Bilderreich der Seele, Wege und Umwege zu sich selbst», которая вышла в свет в 1963 г. Издатель попросил Рудольфа Мишеля написать соразмерную ей книгу по интерпретации изображений на английском языке. Спустя некоторое время после начала преподавания в Институте Юнга, тот же издатель спросил меня — не смогу ли  я написать такую книгу. Предложение было заманчиво, но я понял, что мой подход к пониманию изображений не достиг зрелости и мне  не доставало базы знаний. Я чувствовал необходимость найти свой собственный метод, дающий возможность образам из бессознательного раскрыть свое значение или, другими словами, дать возможность им   заговорить.

Вначале мне требовалось  интенсивное обучение алхимии для того, чтобы осознать, что процесс определения значения изображения является, по существу, процессом «дистилляции золота», «золота мудрецов», как  называли его древние мастера алхимии , т.е. сознанием. Точно так же, как и в работе алхимика »золото» или сознательное понимание картины не может быть получено без широкого опыта, обучающего метода и великой преданности тайне, сокрытой в объекте изучения. Метод, предложенный здесь, набирал обороты и развивался благодаря диалогу со студентами на моих лекциях, семинарах и особенно на контрольных коллоквиумах. Этот метод вырос  из практики и предназначен для помощи  практикующим. Эта книга — попытка показать “как осветить изображение его собственным светом”, как выразилась как-то Мария-Луиза фон Франц. С другой стороны, мы  увидим, как лучше всего избежать предубеждений, возникающих у нас из  собственных устойчивых представлений о том, что же должно означать изображение. Моим руководством в интерпретации изображений служил почтительный и беспристрастный подход К. Г. Юнга к реальности объективной психики. Он говорит об объективной психике, чтобы указать на то, что  в нас  есть какой-то независимый “другой”, который выражает себя в образах. Эти образы появляются, главным образом, в снах, в фантазиях, в видениях и  в активном воображении.

Воспроизведение большинства изображений в этой книге  стало возможным благодаря великодушному разрешению людей, с которыми я имел возможность  работать вместе над исследованием. Мы, в основном, попытаемся понять некоторые аспекты этих изображений из бессознательного, а нужно ли их рассматривать, как искусство или нет,  здесь несущественно.

Глава по нумерологическому  символизму основана на серии лекций, данных в Институте К.Г. Юнга в Летний Семестр 1985 г. Она вышла в частном издании в 1988. Доктор Мария-Луиза фон Франц была крайне любезна, просмотрев эту рукопись.

Будущий том книги будет включать примеры, иллюстрирующие то, каким образом применение методики, представленной здесь, позволяет нам заставить изображения из прошлого (наскальная живопись, алхимические видения и т.д.) и из настоящего раскрыть некоторую часть их внутреннего значения и, таким образом, так или иначе оживить их.

Я хотел бы  поблагодарить Джойса Богуского, доктора Ричарда Чакэра, Сюзанну Доебель, Тома Эйснера, Стэна Файнмона, доктора Руеди Оджера, Фрица Лутона, Сабину Майер-Пэцель, докторa Никола Пэцеля, Жана Палмер-Дэйли, Колетт Риццо, Дэвид Роскоу, докторя Питера Старра и Катю Уолтер за их совместные усилия  в помощи по изданию книги. Теплое «спасибо» также посылаю в Стамбул к С. Нeйe Кoйкун и Эдису Кашкану за макет и к Уфук Н. Яин и Махмеду Бора Акджиил за печатание и хорошее руководство, а так же  всем студентам, которые посещали мои лекции, семинары и коллоквиумы. Они  положительно  влияли своими  вопросами, критическими замечаниями и предложениями. Выражаю глубокую признательность  Марие-Луизе фон Франц, которая поддерживала и сопровождала меня до конца своей жизни  (1998 г.) в моих поискам лучшего понимания изображений. Без нее эта книга  была бы  невозможна. Наконец, что немаловажно, я благодарю свою жену Регину, которая всегда поддерживала и вдохновляла меня в моих исследованиях.

Цюрих, Осень 2004

Пер Марина Мкртчян