Перевод

Глава 3. Магия и алхимия бракосочетания

Родственные души

Томас Мур

Родственные души

Глава 3

Магия и алхимия бракосочетания

Брак - это не только проявление любви между двумя людьми, но также призыв к исполнению одного из величайших таинств жизни, сплетение множества нитей душ. Так как брак касается эмоционально заряженных тем и связан с абсолютным значением, он наполнен парадоксальными чувствами, смелыми фантазиями, глубоким отчаянием, блаженными озарениями и яростной борьбой - признаками активного присутствия души.

Многие люди женятся в надежде найти счастье и благодать в жизни. И кто-то находит горшок с золотом, а другие - разочарование и сожаление. Даже “удачные” браки, соответствующие ожиданиям и надеждам, могут быть полны испытаний и находиться на грани краха. Но печальнее всего, когда люди влюбляются, создают семью, а затем становятся жестоки друг к другу.

Среди всех этих противоречий можно запросто стать циником в отношении брака или начать разрабатывать свою стратегию построения “успешного” брака. Непросто рассматривать брак изнутри, размышляя о наших фантазиях по поводу него, скрытых эмоциях и его месте в жизни души; не искать идеал, но спрашивать себя, зачем душа решила вступить в такую ответственную форму отношений.

Разница между нашими намерениями и ожиданиями по поводу брака с одной стороны и тем, чем он для нас на самом деле является, с другой, указывает на то, как далек может быть брак от осознанности и разумности. Брак меньше связан с осознанным намерением и волей, чем с глубокими уровнями души. Для того, чтобы лучше понять брак и его проблемы, нужно пойти дальше стандартных программ терапевтических исследований отношений с родителями, детских травм и иллюзий романтической любви. Душа всегда касается более глубоких вопросов, чем мы ожидаем, особенно касательно брака, в котором есть аспекты важнее коммуникации и даже межличностных отношений; она всегда касается вещей крайне важных для наполненной смыслом и душевной жизни. Мы приближаемся к душе брака только когда относимся к нему как к тайне, причастию и, согласно некоторым религиям, символическому акту.

Для того, чтобы понять этот священный символический уровень, нам нужно отказаться от современной тенденции к научному социологическому анализу и вместо этого обратиться за помощью к священным историям. Научный анализ и терапевтические теории упускают из виду священный аспект брака, и поэтому их представление о браке всегда имеет свои недостатки. А истории, возбуждающие мифическое воображение, какими бы простыми они ни были, дают нам возможность взглянуть на роль души в том, что порою считается всего лишь межличностной структурой.
Индейцы Кочити, проживающие в штате Нью-Мексико, рассказывают странную историю о браке, историю, которая может дать нам новое направление мышления. В этой истории юная девушка, живущая со своими бедными родителями, сама научилась ткать изысканную одежду на простом станке. Ее изделия привлекли внимание деревенских юношей, и многие захотели жениться на ней, но она не отвлекалась от станка и не проявляла интереса к мужчинам, хоть они и пытались прельстить ее прекрасными подарками. Вскоре Койот, трикстер в мифологии американского Запада, надумал на ней жениться. “Я ей ничего предлагать не буду, но она все равно будет принадлежать мне”, гордо заявил он. И побежал в горы за черной смородиной.
Он пришел в ее деревню и магическим образом нацепил на себя костюм человека. Притопнув четырежды лапой, он надел пару белых мокасин из оленьей кожи. Разглядывая лапы, сказал себе: “Ну как, я красив? Да, я красив”. И с помощью той же магии полностью переоделся в человека. Затем, положив в левую ладонь черную смородину, отправился в центр деревни и начал плясать.

Девушка наблюдала за его танцем и была очарована. Она увидела смородину в его левой руке и попросила угостить ею. Потом они пошли к ней домой, занимались любовью и вскоре у них родились маленькие койотики. Однажды он увел ее от родителей в дыру в земле. Девушка спросила, “Как ты в нее пролазишь? Она ведь такая маленькая”. А он запросто пролез в нору вместе с их детенышами. Девушка заглянула в дыру и увидела дом, похожий на родительский, с одеждой, похожей на ту, что она ткала. И она тоже пролезла в дыру и так там и осталась жить.1

Эта история “бракосочетает” два кардинально противоположных типа опыта - будничного и магического. Заметьте, что эта девушка не хочет обычного человеческого брака. Когда ей поступают подобные предложения, она полностью поглощена ткачеством. Во многих традициях ткачество символизирует воображение. Это важный символ, означающий людей, создающих свою культуру - сплетая семьи, сообщества, нации, а также все виды труда и творчества. У греков Афина почиталась как выдающаяся ткачиха, богиня, которая объединила всех ремесленников и семьи в один город и нацию. Аналогичным образом человеческая личность сплетается из многих влияний, судьбоносных событий и сырых тематических материалов.

Ранее я характеризовал душу словом “витеиватая”, что буквально означает “состоящая из сплетенных вместе элементов”. Героиня истории - это отличный пример человека, полностью погруженного в работу над душой. В чем-то она напоминает Деву Марию на картинах, изображающих Благовещение: когда ангел является с благой вестью, Мария читает книгу, готовясь к своей необычной судьбе, читает священные истории и молитвы своего народа. Юная индеанка Кочити также готовится к необыкновенному браку, ожидая волшебных чар черной смородины и посвящая себя полностью созданию культуры и проявлениям ее природных талантов.

Своим примером девушка показывает, что мы не можем вступать в брак душевно не подготовившись, не проявляя творчество, не создав гобелен собственных талантов и судьбы. Брак не существует отдельно от остальных аспектов жизни; более того, наша способность связать разнообразные аспекты жизни в личность, наш собственный стиль бытия, что в этой истории символизирует ткачество одежды, находит свою кульминацию в браке. Сам по себе брак - это своего рода ткачество, сплетение не только двух людей, но и каждого аспекта личной, социальной и даже космической жизни.

Это один из уроков, которые мы можем извлечь из этой истории. Тот, кто хочет вступить в брак, должен сначала стать творцом, человеком, культивирующим красоту и многогранность жизни. Если понимать брак только как посвящение себя друг другу двух людей, то можно проглядеть его душу, но если также учитывать, что брак связан с семьей, местностью и сообществом, в которых супруги проживают, а также с их работой и личностным развитием, то можно заглянуть в таинство, которым является брак. Для того, чтобы подготовиться к браку, необходимо стать культурным человеком, но не в поверхностном смысле познаний в искусстве и изысканной жизни, но в самоопределении через культурные инициации и творческое отношение к миру. Такое творчество не обязательно должно быть грандиозным. Достаточно найти свой способ делать вклад в свое сообщество, как невеста племени Кочити, ткущая одежду.

И напарником в таком труде является похожий на Пана соблазнительный танцор, плодовитый, глубокий и магический - Койот. Брак заключается не только в результате человеческого замысла и воли, но также и благоволения свыше и магии. Койот - это маг, который обладает тайным знанием того, как придать своей магической, мифической сущности человеческую форму. Все близкие отношения требуют в определенной степени магии, потому что именно магия, а не разум или воля, дает то, в чем нуждается душа.

У каждого брака есть внешняя и внутренняя стороны. Внешней стороной можно управлять с помощью разума, но внутренняя требует мифа и магии. Девушка Кочити вышла замуж за очаровательного персонажа из сказочного животного мира, который с помощью магии создал то, что она до этого создавала с помощью своих умений и таланта. Его дом был внутренним вариантом ее земного дома, микрокосмом в земле. В таком доме она могла прожить до конца своих дней, потому что он был ей достойным спутником, его дом полностью удовлетворял ее потребности и представлял глубокий внутренний вариант ее надземного, хорошо знакомого ей дома.

Наши ожидания по поводу брака, эти трепетные и смелые фантазии по поводу жизни в идеальном браке, намекают на глубину самого этого явления. Вступая в брак, мы не только связываем свою жизнь с другим человеком, но и начинаем проживать миф, затрагивающий самые важные области сердца. “Счастье”, которого мы стремимся достичь в браке, это общее понятие, означающее исполнение многих выразимых и невыразимых желаний. В каком-то смысле, наш супруг дает нам возможность открыть, изучить и реализовать самих себя и тех, кем мы можем стать. В этом смысле брак - это по сути не отношения между двумя людьми, а скорее вход в судьбу, дверь в потенциальную жизнь, скрытую до тех пор, пока мы не затронем ее определенным мыслями и чувствами по поводу брака.

О важнейшем таинстве, которому учит нас история Кочити, не прочесть в современных книгах о браке. Пособия учат нас как справляться с жизнью, в то время как миф показывает, что испытывает душа в тех же самых жизненных ситуациях. Брак, казалось бы, состоит в отношениях с другим человеком, но эта мифическая история показывает, что он намного более таинственен, что это странный, но приносящий множество радостей союз с миром мечтаний и фантазий. Настоящий брак заключается в мире, не идентичном нашей внешней жизни; партнер нашей души всегда принадлежит к другому виду существ и является ангелом, животным или фантомом. Многим известная тема Красавицы и Чудовища намекает на то, как любовь и брак связывают нас с миром, удаленным от человеческого. Возможно, конечный объект любого сильного желания имеет зверскую природу и требует от нас расширения понимания и спектра чувств, выходящего за пределы человеческих симпатий.

В древней истории об Эросе и Психее, так почитаемой современными психологами, юная девушка Психея влюбляется в Эроса, являющего собой саму Любовь. Она приходит в его прекрасный дом у подножия скалы каждую ночь. Одна из сестер Психеи стала завидовать ее любви и той благодати, которую дает ей ее возлюбленный, и говорит Психее, что он на самом деле - зверь. Она убеждает Психею однажды ночью зажечь лампу и тем самым нарушить обещание, которое она дала - никогда не освещать возлюбленного, и увидеть своими глазами, кем он является. Психея соглашается, зажигает лампу и видит прекрасного крылатого Эроса в своей постели. Капля горячего масла падает на спящего Эроса и будит его. Осознав предательство, тот встает и убегает прочь. Продолжение истории повествует об отчаянных попытках Психеи вернуть свою жизнь с Эросом.

Мы склонны видеть в хитрости сестры лишь уловку, нацеленную на то, чтобы испортить жизнь Психее, но наблюдения сестры по крайней мере частично верны.

Эрос действительно зверь, дракон, а иногда и койот. Каждый брак вводит невинную душу в союз с эротическим духом, у которого может быть неладное на уме. Если бы мы осознавали, что по своей глубинной сути очарование брака всегда имеет плутовской характер, мы не были бы так шокированы и разочарованы появлением зверя. Мы полагаем, что брак - человеческий институт, но как минимум отчасти он имеет таинственное измерение, которое не только превосходит человеческие намерения, но также может им противоречить; это институт настолько же ангельский, насколько и дьявольский.

Девушка Кочити умна. До появления Койота она не соглашается на обычный человеческий брак, даже если он предлагается вместе с прекрасными подарками и необычными человеческими талантами. Ее влечет сильнее, хоть и менее определенно, к, казалось бы, незначительным проявлениям подземной плодовитости - черной смородине в левой руке Койота. Эти ягоды черной смородины напоминают семена граната, которые в популярном греческом сказании о мистическом браке, соединяют в браке Персефону и владыку подземного мира. В этой истории также решающую роль в соблазнении играют не очевидные вещи, а нечто темное, сладкое, в виде семян, а не в полностью зрелой форме. В близость нас вовлекают скорее возможности, чем реалии, обещания, а не достижения и, возможно, искушения потемнее светлых причин, в которых мы себе признаемся.

С точки зрения нашей истории первичным заданием супругов является не создание совместной жизни, а взращивание в себе возлюбленного души, пробудить магическую фантазию брака и поддерживать ее, таким образом проживая крайне важный миф, лежащий глубоко в сердце влюбленного и который питает глубокую необходимость в смысле, удовлетворении и родственности. Нередки браки, в которых все стандартные аспекты счастливой жизни присутствуют - хороший дом, милые дети, счастливые дни, но все же один или оба партнера в глубине души не удовлетворены и зачастую питают эротическую привязанность к другим людям, чаще всего сильно отличающимся от партнера. Очевидно, что недостаточно заключить человеческий брак. Для того, чтобы удовлетворить потребность в божественном соединении, душе необходимо нечто менее осязаемое, чем счастливый дом. Мораль, которую я извлек из истории Кочити заключается в том, что каждый душевный брак нуждается в присутствии Койота. Он требует от супругов осознания собственной тайны и того факта, что исключительно человеческих попыток его сохранить недостаточно.

Молодые парни в этой истории пытались заслужить расположение девушки, даря ей лучшие изделия из ткани, в то время как она сама могла бы себе соткать вещи получше. Койот, с другой стороны, не предлагал ей ничего, кроме обманчиво простой черной смородины. В браке не всем нам необходим комфортный дом, несколько детей, солидный банковский счет - фантазия, которая кажется очень распространенной в наши дни. Эти человеческие цели могут даже стать препятствием на пути к более таинственной потребности души во внутреннем доме. Как ни странно, попытки многих супружеских пар создать вокруг себя обстановку изобилия может быть признаком проблем в браке, потому что смысл брака не в создании материального, человеческого мира, а в том, чтобы вызвать дух любви, что не от этого мира.

И снова я хотел бы слегка откорректировать или хотя бы предложить свою интерпретацию известного совета влюбленным от Рильке, согласно которому нам следует оберегать одиночество друг друга. Следует защищать и лелеять глубокие фантазии партнера по поводу любви и брака. Это один из способов понимать “одиночество” другого. Знакомясь с душой нашего партнера, мы можем понять, что очаровывает его или ее воображение. Мы можем взглянуть на тайные надежды нашего партнера по поводу брака, даже на неосознаваемые цели.

Будучи супругом, я могу спросить себя: “Как я могу призвать Койота и сделать его частью моего брака? В чем заключается черная смородина, которую любит мой партнер? Какие простые, но не обязательно очевидные вещи трогают ее сердце и реализовывают ее представления о любви? Что я должен держать в своей более тонкой левой руке, чтобы очаровать ее, в то время как моя правая рука занимается земными делами, зарабатывает на жизнь и строит дом?”
Девушка Кочити размышляет о том, поместится ли она со своей семьей в крохотном доме Койота. Царство души иногда кажется маленьким и даже незначительным по сравнению с “огромным внешним миром”, в котором мы проживаем свои жизни. Зачастую царство души называют микрокосмом. Нам хочется фокусироваться на космическом элементе, а не на приставке “микро”, но мы не можем не признать, что для души именно малые вещи имеют важнейшее значение. В нескольких своих работах Юнг рассматривает “маленьких людей”, эльфов, гномов, Мальчика-с-пальчик, тех, кто выполняет работу над душой. Душа брака - не исключение: она создается маленькими делами, короткими словами и небольшими ежедневными взаимодействиями.

Как нам поддерживать танец Койота в нашем браке? Супружество держится не на своевременном продлении контракта и не на выполнении правильных вещей, его подкрепляют танец, действия и слова, трогающие чувства и воображение, а не только разум. Если это пропадает из нашей жизни, то и Койот также. “В нашем браке больше нет магии”, кто-то говорит, интуитивно точно зная, что брак, как и все вопросы души, больше зависит от магии, чем усилий.

С этой мыслью тяжело согласиться человеку двадцатого века, просвещенному , интересующемуся наукой и технологически продвинутому. В вопросах души хорошо продуманное традиционное действие, тщательно подобранные слова, вдохновленный жест, символический подарок, даже правильно подобранный тон голоса могут помочь достичь желаемого эффекта. Зачастую крохотный жест или действие имеют большие последствия - это одно из традиционных правил магии.

В моей практике есть много пар, которые имеют механистическое и структурное представление о барке. Они полагают, что могут рассматривать свое поведение так же, как автотехник диагностирует автомобиль, и уверены, что психолог будет знать наверняка, как “починить” его. Пары также часто пытаются найти новую модель поведения, которая привнесла бы недостающий элемент в супружескую жизнь. Они перераспределяют работу по дому, назначают время для дискуссий и ищут баланса в распределении времени между детьми и карьерой. Эти структурные подходы искренни, но они полагаются на механические решения проблем, которых хватает лишь на короткое время.

Как психотерапевт я множество раз замечал, что внушительные перемены в браке происходили уже после того, как все причины и предложения были оглашены, и более глубинные и необузданные слои сердца находили свое выражение. Как веками серьезные маги нас учат, слова, а иногда лишь их звук, имеют мощный эффект. И это, конечно же, касается и магии, необходимой для поддержания души в наших браках.

Какими бы настоящими они ни были, проблемы земной жизни не всегда идентичны заботам души. Душа брака требует интуитивного подхода к ее проявлениям и потребностям. Она требует мудрости, знания, более глубокого, чем информация и понимание. Порою требования души парадоксальны, и душа может попросить того, что при поверхностном взгляде может показаться противоположным “хорошему” браку, но как раз душевные браки зачастую кажутся причудливыми. Люди странным образом организуют свою жизнь, например, одна из моих друзей живет в одном городе, а ее муж - в другом, а еще один друг проезжает две тысячи миль к дому своей жены. Как мы знаем из первой главы этой книги, порою душе необходимо расстояние, скудное общение, сомнения и сожаления. Все эти вещи не обязательно угрожают браку как таковому, но они показывают, что душа брака - это более пестрое полотно, чем простой, сентиментальный, структурированный образ, который мы стараемся поддерживать.

Душа обычно не подчиняется известным шаблонам жизни. Когда душа влюбляется и испытывает страсть, ее настроения и поведение кажутся странными и плохо вписываются в жизнь. В итоге особенно душевный брак может казаться слишком индивидуалистичным, а его формы и структуры противоположными принятым нормам. Когда душевность появляется в любом человеческом институте, она требует от нас необычного терпения и богатого воображения.

Разочарование в браке

Мы все знаем примеры браков, которые представляют из себя ад на земле или полны трудностей, и все же мы вступаем в браке в надежде, что наша супружеская жизнь будет другой. Мы подходим к браку с некоторой степенью наивности, надеясь, что вопреки статистике разводов, наш брак откроет нам дверь в наполненную смыслом и счастьем жизнь. В то время, как наивная надежда и ожидания являются естественной частью брака, они же порождают мучительные переживания, которые невольно и обычно неожиданно погружают нас в перегоночный куб брака. Наивность необходима для того, чтобы мы вообще решились на брак, а позже мы открываем для себя, что супружество - это не бесконечное счастье, а скорее еще одно из посвящений в нашей жизни.

Чрезмерная наивность насчет брака может привести к трудностям. Зачастую мы перенимаем сентиментальный взгляд на брак из фильмов и рекламы, и он становится защитой от темных перепетий, которые нам преподносит супружество или хотя бы их компенсацией; чем лучше мы осознаем, что брак может быть адом, тем более легкомысленными будут наши представления о нем.

С другой стороны, юмор - один из лучших способов признания существования теневых аспектов нашей жизни, и шутки, комедии, забавные открытки и многие семейные истории привносят веселье в брак. Через юмор мы признаем, что браки заключаются не исключительно на небесах, и что дьявол также играет в них роль.

Учась в колледже, я частично подрабатывал музыкантом на венчаниях в церквях. Я играл на более сотни свадеб, и одна из интересных вещей, которые я заметил, было то, как трикстеры и подземные духи вмешивались в сентиментальную идеальность запланированной свадьбы. Уже тогда я размышлял, не были ли эти зловредные визиты предзнаменованием дальнейших крушений перфекционистских фантазий по поводу супружества.

Однажды, например, на размашистой и дорогой свадьбе, невеста шла по проходу между рядами в церкви за дюжиной дружек под руку с отцом, который шел рядом и чуть позади нее. Посреди церкви отец распереживался, сбился с ритма своей торжественной походки и наступил на шлейф невесты. Длинный шлейф разорвался на части вплоть до талии, и при этом оторвался значительный кусок платья. И вот, посреди церкви, под церемониальную музыку дружки окружили невесту, защищая ее приличие как нимфы - купающуюся Артемиду, пока одна из них зашивала платье, прежде чем церемония смогла продолжиться.

На другой свадьбе невеста упала в обморок, что вобщем-то, не редкость. Я увидел, как дружки кинулись к невесте, одновременно заметив, как жених выбегает через боковую дверь церкви. Он не стал воплощением идеала героя, всегда готового поддержать любимую, но это может быть хорошим указанием на то, что браку свойственно разделение, так же как и единение. Я также помню свадьбу, на котором сопрано взяла исключительно высокое продолжительное фортиссимо, оборвавщееся с пронзительным визгом, от которого всех присутствующих передернуло. Новорожденные, присутствовавшие на свадьбе, видимо, также прониклись и начали плакать, после чего пришлось прервать церемонию до восстановления тишины.
Что особенно окрыляет в этих случаях, так это то, что в них целостный, прекрасный и идеальный образ брака разрушается в самом начале. Более реалистичное представление о браке может добавить аспекта человечности нашему представлению о нем. “Словарь Дьявола” Амброуза Бирса определяет брак как “состояние общности между двумя людьми, приходящихся друг другу хозяином, хозяйкой и двумя рабами”. Брак связывает, и определенная степень мазохизма в подходе к браку может быть нормальной. Наше представление о браке должно быть достаточно широким, чтобы вместить много тени и трудностей.

Согласно швейцарскому психоаналитику-юнгианцу Адольфу Гуггенбюль-Крейгу, брак - это не дорога в счастье, а скорее форма процесса индивидуации. Индивидуация - это юнгианский термин, означающий длящийся всю жизнь процесс становления личности, работы над душой, нацеленной на отделение уникальной личности от коллективных представлений о ней. В этом смысле брак также форма алхимии, а отношения - алхимический куб.

Ценность анализа Гуггенбюля-Крейга заключается в том, что он меняет наше представление о браке как о чем-то, сулящем не требующее длительных усилий счастье, и напоминает, что брак - это арена, на которой душа взрослеет и становится зрелой. На каком-то уровне брак сосредоточен на отношениях, но в другом - это процесс создания сосуда, в котором совершается работа над душой. В то же время, конечно же, брак - это более, чем возможность для каждого человека через страдания прийти к своей индивидуальности.

Брак - это афинское сплетение семей, двух душ с их индивидуальным роком и судьбой, времени и вечности, супружество ежедневной жизни с вневременными тайнами души. Жизнь и культура становятся более сложными с каждым браком. Не только личности, но культуры, идеи, политика, эмоции, мифы сплетаются вместе в браке, и каждый брак в сообществе влияет на всех членов этого сообщества.

Интересно отметить, что общество любит рассказы о трудностях брака. То, что разрушает брак, является темой сплетен, сенсаций журналов и газет, мыльных опер и фильмов. Нас тянет признать темные стороны брака, его способность разочаровывать, приносить сильную эмоциональную боль и делать нас несчастными. Наряду с юмористическим отношением к браку, эти истории также спасают нас от бремени сентиментальности, связанного с браком. Сначала может казаться, что сентиментальность снимает с нас груз жизни, но в конце концов она также становится бременем, невыносимой легкостью.

В своей полноте брак - это институт души и, будучи таковым, неизбежно несет на себе бремя жизни. Можно наслаждаться шершавостью брака и быть недовольными его сентиментализацией. История Кочити напоминает нам, что просто тяжело работать над созданием “хорошего” брака может быть недостаточно для того, чтобы он был прочным. Все, чего хочет трудолюбивая молодая женщина - это возлюбленного, который несет в руке черную смородину - темный животный мир. Эта история также заставляет вспомнить тринадцать точек зрения на черного дрозда Уоллэса Стивенса: “Мужчина и женщина - одно. Мужчина, женщина и черный дрозд - одно”. Темная животная фигура всегда играет важную роль, т.к. каждый важный человеческий институт имеет свои тайны, которые достигают нас как будто через другие виды живых существ.

Юнг узнал из алхимии важную, однако часто незамечаемую истину о жизни души: ее наличие и процветание зависят от разрушительных событий. Наши радужные понимания и ожидания, наши разумные усилия и методы, и наши возвышенные ценности и убеждения являются объектами мортификации, что означает “умерщвление” и что Юнг в своих алхимических работах изображает в виде убийства короля или солнца. Аспекты нас, связанные с контролем и светлыми и здоровыми представлениями в процессе работы над душой должны подвергнуться разрушению и, согласно Юнгу, крайне важно осознавать, что такое умерщвление необходимо для душевной жизни.

Будучи инициирующей структурой по отношению к душе, брак по идее должен включать в себя множество аспектов умерщвления, что он на самом деле в себя и включает. Через трудности близости углубляется наша индивидуальность, наши отношения становятся более крепкими и сама наша жизнь становится более насыщенной в то время, как наши радужные мысли и эмоции становятся жертвой разрушающего и разъедающего воздействия брака. Источник нашей боли заключается не в том, что наш партнер “невыносим”, т.к. такой подход был бы слишком личностным. Брак как таковой ставит нас в невыносимые и невозможные ситуации, невозможные, т.к. их нельзя разрешить лишь с помощью человеческой находчивости. Если бы с нами был Койот, то ему достаточно было бы топнуть ногами и танец бы продолжился. Нам необходима его таинственная и озорная искусность для того, чтобы относиться к умерщвлениям брака с должным знанием и умением.

Брак требует от нас убийства наших изначальных идеалов и ценностей - представлений о браке, наших партнерах и нас самих. Как мы с этим справимся, не сформировав циничное отношение к браку и не становясь в буквальном смысле жертвами злоупотребляющего потенциала брака? Прежде всего нам необходимо избавиться от дуалистического мышления. Возможно, если бы мы расширили наше представление об отношениях и приняли тот факт, что они могут подразумевать периоды блаженства и периоды мортификации с целым спектром промежуточных состояний, то мы бы так сильно не удивлялись наступлению сложных периодов.

Однако, недостаточно быть готовым к неприятностям. Необходимо ценить глубину призрачного зверя, которого мы призываем с такой очевидной наивностью во время свадебной церемонии. Близость, в которую мы вступаем на свадебной церемонии - это приглашение открыть ящик Пандоры, полный прекрасных и отвратительных черт души. Брак глубоко погружается в мир души. Длящиеся всю жизнь, сильные и социально значимые отношения обязательно затрагивают глубинные, самые чувствительные уголки души. Очень немногие другие переживания в жизни способны затронуть такие далекие и малоизведанные области сердца, раскапывая материал одновременно необычайно плодородный и пугающе древний.

Брак кажется соглашением между двумя личностями, но на более глубоком уровне он прежде всего будоражит души партнеров. Как и любое другое посвящение, он знаменует фундаментальный сдвиг в восприятии себя и мира. Так же как и посвящения зачастую не проходят без крови и боли, брак вносит изменения в эмоции и взгляд на жизнь, зачастую терзая при этом сердце и воображение. Часто люди, надеявшиеся найти счастье в браке, вместо этого находят в нем горькое смятение чувств и мыслей. Партнеры могут обвинять друг друга в несоответствии ожиданиям, забывая о том, что своим “простым” решением жить вдвоем как пара, а не порознь, они вызвали целую бурю в душах друг друга.
В душевном браке цинизм и разочарование заменяются почтением к безличностным силам, воздействующим на то, что мы неточно называем человеческими отношениями. Индейская история напоминает нам, что “другой” в браке это не только человек. Это также зверь, заковыристый, изворотливый, земной, темный, неукротимый койот, способный привнести в брак как радость и веселье, так и страх и силу. В браке с душой партнеры приходят к близости, превосходящей доверие и понимание. Как ни странно, эта близость основывается на недоверии и непонимании, дистанции, позволяющей душам партнеров и душе брака быть непредсказуемыми и необъяснимыми. Оскар Уайльд однажды сказал “Только поверхностные люди знают себя”. То же самое можно сказать о супругах.

Забота о душе в браке

Если мы хотим заботиться о душе брака, то нам следует помнить высказывание Гераклита, которым я руководствуюсь: “Душа - сама источник своего развития”. Одним из обманчивых искушений является восприятие изначальных намерений вступающих в брак как путеводителя к тому, как следует жить в браке. Например, люди обвиняют друг друга в том, что они не придерживаются обещаний, данных ими во время бракосочетания или помолвки, но такие обвинения - это лишь защитная реакция на непрекращающееся движение души. В начале существования любой формы жизни душа пребывает в зачаточном, сыром состоянии; совершенно ожидаемо, что брак будет существенно другим через несколько лет после своего начала.

Уважение к судьбе

Мы можем уважать роковые силы, которые свели нас вместе в начале. С точки зрения души ничего не происходит случайно. Судьбоносность, окружающая начало крепких отношений предполагает намерение, выходящее за пределы ведома вовлеченных сторон. Признавая этот поворот судьбы, мы можем найти спокойствие и опору, а также смирение, в то время как отношения продолжают бросать нам все новые вызовы. На протяжении отношений мы можем помнить их судьбоносное начало и замечать другие знаки того, что брак ведом волей, превышающей намерения партнеров. Брак может принять неожиданный оборот или проявить удивительные стороны, которые могут оказаться как приятными, так и угрожающими. Естественно, некоторые отношения и браки могут закончиться неудачей, но мы все же можем с уважением отнестись к тому раскладу звезд, что привел нас к этой истории.

Судьбоносность отношений может проявляться не только в необычных обстоятельствах или синхрониях, но также и как элемент самых обычных событий, неподвластный нашему контролю.Значительный карьерный рост человека может произойти отчасти благодаря его решениям и сознательному выбору, но также и в связи с постепенным раскрытием души, наряду с неведомыми силами и глубинными мотивациями. Иногда пары тратят уйму энергии и времени, споря о выборах, которые они сделали, в то время как им следовало бы беспристрастно и внимательно вместе изучить таинственные аспекты, вошедшие в их жизнь.

Изучая судьбоносные аспекты своего опыта и отношений в целом, пара может заложить основы искренней духовности как составляющей их любви. Реагируя не только на выборы партнера и их причины, но также на глубинные безличностные факторы, партнеры могут заглянуть в свои души и прийти к близости более глубокой, чем та, которую приносит взаимный анализ. Тогда отношения приобретают фундамент, выходящий за рамки человеческого, и становятся намного устойчивее чего-либо порожденного человеческой изобретательностью.

Наши сознательные намерения зачастую окрашены неврозами и в их основе могут лежать механизмы и цели, скорее противодействующие душе, чем уважающие ее. Но когда мы выражаем себя с целью раскрыть менее сознательный материал, мы приближаемся к территории судьбы и провидения, где духовное отношение, пропитанное уважением к судьбе и другим трансперсональным факторам, создает более глубокую близость. Если мы намерены склонить душу к отношениям, мы должны использовать ключи, подходящие к священным дверям души.

Уважение к духу брака

Нечто таинственное и глубинное, словно зверь лежащий в сердце отношений, в его хребте, заставляет отношения двигаться, меняться, трансформироваться. Это та сила, которую древние римляне называли гением, другие - даймоном, третьи - ангелом, это влиятельное и одновременно скрытое присутствие, не поддающееся нашим объяснениям и рационализациям.

Традиционно гений служил воспроизводству. Это слово можно понимать не только как физическое деторождение, но также и в более широком смысле любых видов творчества, берущих начало в отношениях. Творчество в браке подразумевает не только деторождение, но также и создание новой семейной культуры, домашнего очага и близких отношений, которые являются жизненно необходимыми, меняются от сезона к сезону, и влияют на супругов, их друзей и окружение.

Когда мы уважаем гения брака, мы фокусируемся в равной степени на его собственной креативности и на наших намерениях касательно наших отношений. Вступая в брак, мы становимся открытыми для влияния гения, который может не только поддерживать целостность брака, но и превратить его во что-то еще. Так же как римляне, которые делали возлияния в честь этого духа, мы можем проявлять уважение к нему и его почитание, внимательно прислушиваясь к его голосу, предлагающему наставничество. Таким образом, мы работаем с характером брака, а не с абстрактными представлениями о том, каким он должен быть.

Однажды я работал с искренней парой, хорошо начитанной в сфере психологии и опытной в изучении их отношений. Супруг сообщил мне, что причиной того, что их брак зашел в тупик было то, что он вырос в холодной и нелюбящей семье. А супруга считала, что нуждается в большей свободе, чем ее муж и чувствовала себя в неволе. На мой же взгляд, оба объяснения вопреки своей тонкости и убедительности, были рационализациями, которыми оба супруга закрывались от более прямого взгляда на их брак и его потребности. Я не знал наверняка в чем эта потребность заключалась, но у меня было чувство, что брак, как любое живое существо, был одушевлен и теперь двигался в новом направлении. Нельзя было придумать лучший способ избежать трудностей, связанных с таким развитием, чем предаться поиску причин и объяснений, которые ненавязчиво противоречили правомерности и значимости ощущаемых изменений. Вместо этого я предложил им трактовать изменения, которые они ощущали, как проявления гения брака и перестать искать друг у друга патологии.

Возвращение к почитанию гения, основываясь на древних верованиях и практиках, может обогатить современную жизнь. Некоторые люди даже могут рассматривать это как постмодернистский способ организации обыденной жизни - возвращение к старым душевным традициям, которые могут сосуществовать с современной изысканностью. Признание того, что у каждого брака есть свой автономный дух, могло бы нам помочь с неизбежными проблемами, а также придать браку собственную личность и более глубокое значение.

Техники работы с душой брака

В браке мы не должны забывать о душе. Мы можем так увлечься ежедневными заботами, что игнорируем таинственного гения, на котором все держится. Брак требует глубоких размышлений и осознанности, умения общаться не только с партнером, но и с дайманом, придающим браку характер и динамику. Известное высказывание греческого философа Гераклита, жившего в 6-ом в до н.э., “Даймон человека и есть его характер”, применимо не только к индивидуумам, но и к браку. Даймонический заряд или гений брака выражает его уникальный характер.

Взглянуть на этого гения можно, начав рассказывать друг другу свои сны. Для этого не обязательно интерпретировать сон полностью, достаточно отмечать повторяющиеся ситуации, в которых ваш партнер оказывается каждую ночь. Мы можем проявлять интерес и уважение к менее предсказуемым аспектам душевной жизни нашего партнера и без полного анализа на символическом и мифическом уровнях. Одним из путей к пониманию сложности и витеиватости сна является отношение к нему как к откровению души, чей масштаб выходит за пределы обыденной жизни. Обычные разговоры о своих снах могут познакомить партнеров с идиосинкратической образностью и темами душ друг друга. Беседы о снах также переводят дискурс с рациональных интерпретаций и решений к более поэтическому стилю размышлений, что важно, т.к. душа больше движима поэзией, чем разумом.

Общества, в которых строят святилища в честь семей или супружеств, почитают таким образом даймонический аспект супружества и дух, который нельзя намеренно контролировать и которому не стоит наивно доверять. Мы также можем либо действительно создать храм нашего брака - будь то скульптура, картина, посаженное дерево, сооружение из камней или кольцо - и таким образом поддерживать своего рода идол, напоминающий об этой важной истине, или, на менее материальном уровне помнить о таинстве, лежащем в сердце вашего партнера и вашего брака.

Не только обсуждая сны, но также и в обычных беседах мы можем уделять внимание духу нашего партнера и нашего брака. Платон упоминает, что Сократ в отношениях с людьми руководствовался своим даймоном и всегда был бдителен к знакам, которыми даймон одобрял или порицал общение и единение с определенными людьми. В диалоге Платона “Теэтет” Сократ разговаривает с юношами, пришедшими к нему за знанием. “Когда они возвращаются и аргументированно настаивают на продолжении бесед, порою даймон подает мне знак отказать им в этом. А беседы с другими учениками он может одобрить и они делают успехи”. Это пример жизни в согласии со своим гением и знаками, указывающим на душевность определенных жизненных ситуаций. Если отношения основаны на душевности, то у них прочный фундамент. Иначе, несмотря на уйму разговоров, не выйдет ничего значительного.

Мы можем прислушиваться к нашему гению и гению нашего партнера. Он может проявляться в таких простых вещах как увлеченность, рвение, сильная страсть, зачастую не подкрепленная весомыми причинами, или оттенок иррациональности. Фичино, последователь идей Платона, говорил, что если мы не обращаем внимание на даймона, наши усилия в самых обыденных аспектах жизни будут напрасны. Например, мы можем серьезно относиться к интуитивным, иррациональным, но сильно ощущаемым желаниям или запретам нашей супруги и для нас они могут быть еще более весомыми, чем для нее. Прислушиваясь к даймону, мы основываем нашу жизнь больше на интуиции, чем разуме, давая волю и придавая значение эфемерным вдохновениям и совершая путешествие в неизвестное и неиспытанное.

Брак, основанный на душе, сторонником которого я являюсь, уважает менее субъективные, менее намеренные элементы отношений. Результатом может быть жизнь, в которой человек может реализовать свои эксцентричные потенциальности. Мы можем проявлять уважение к душе брака, обнаруживая чего же он хочет на самом деле. Некоторые браки требуют дистанции, другие - близости, одни - детей, другие - жизни лишь для двоих. Некоторые хотят быть кратковременными, другие - на всю жизнь. Для одних важны постоянные изменения, другие же увязают в трясине и желают в ней остаться. Одни сосредоточены на радостных эмоциях, другие - на боли. Некоторые отношения ровны и размеренны, другие - с постоянными взлетами и падениями. Кто-то предпочитает сентиментальность, а кто-то - прагматизм. Мы можем узнать о подобных предпочтениях в нашем браке только будучи открытыми и задавая вопросы, которые помогут выйти за рамки предрассудков и штампов общества. Только методом проб и ошибок мы можем изучить свой собственный уникальный брак.

Именно в силу того, что судьба непредсказуема и по определению не раскрывает цепочку причин и следствий и не дает объяснений, она может привести партнеров в замешательство. В такой ситуации первое, что можно сделать, это искренне обсудить проблему. Мы все склонны защищать себя в первую очередь и искать оправдания своим действиям. Но судьба требует от нас преданности и хочет, чтобы мы говорили о ней с уважением к ее таинственности. Не избегая ответственности, мы можем выражать удивление от того, как развиваются события, говорить о том, что кажется невыразимым и признать, что мы готовы с ответственностью принять жизнь, которую судьба создает для нас.

Иногда дорогу к душе можно открыть только отрицательным путем, отмечая то, как мы неосознанно защищаемся от того, что жизнь нам уготовала. Мы можем исследовать болезненные и сложные аспекты событий, которым мы противостоим больше всего, и то, каким образом мы бежим и уворачиваемся от вызова, бросаемого жизнью. Не упрекая себя и не ища сочувствия, мы можем прочувствовать влияние души на нас и, таким образом, с необычной прямотой поведать нашему партнеру, что именно оказывает наибольшее и формирующее влияние на наши жизни. Такая объективная искренность в отношении себя может сообщить больше, чем субъективное личное признание.

Другой способ проявления заботы о душе в браке, способ, который, кажется, лучше понимали в древности, чем сейчас, заключается в хвале и праздновании.

Это может быть нечто привычное вроде подарков или ужина при свечах или что-то неординарное. Как будет подробнее описано в главе 6, мы можем найти повод написать что-то нашему партнеру, даже если мы и живем под одной крышей. Наше письмо может быть простым и искренним выражением наших чувств или быть оформлено в виде поэмы. Поэзия не обязательно должна быть профессиональной или “хорошей” для того, чтобы по достоинству воспеть ваш брак. Кроме того, поэма придает элемент формальности и продуманности, которые совершенно не противоречат чувству.

И еще один способ - это при возможности хвалить и уделять внимание нашему партнеру, выражая наши чувства им самим или в положительном свете отзываясь о нашем партнере перед другими людьми. Мы легко пренебрегаем такими возможностями и в итоге говорим только о проблемах. В современной культуре существует некое пренебрежение к хвале; можно часто услышать суждения по поводу эгоизма и нарциссизма. Озабоченность нарциссизмом - это сама по себе актуальная проблема современности, обернутая в наше одинаково сложное задание быть искренне скромными. Это приводит к вредоносным результатам, т.к. сердце просит одобрения и признания; только невротически пуританский разум отказывал бы душе в этой радости.

Иногда душе хочется чего-то не настолько сильного, как хвала, а скорее интереса к себе. Как же интересен брак! Нам всем стоило бы проявлять больше интереса к браку, прислушиваться к тому, в чем он нуждается ежедневно, обращая внимание на уникальность каждого и изо дня в день все глубже познавая суть брака. Наши стандартные представления о браке могут быть смутными, но отношения в браке, воспринимаемые как нечто чудесное, могут все же сформировать нестандартные представления о супружестве. Интерес к браку может также проявиться в перемещении фокуса с личностей на процесс.

Брак и святое

Согласно традиции, у души есть важное духовное измерение, и поэтому душевный образ жизни, даже в браке, подразумевает духовную жизнь, которая берет начало в отношениях. Во многих своих работах Юнг писал о hieros gamos, или “священном браке”, который представляет собой союз на более глубоком и высоком уровне, чем отдельные личности и жизни. В некотором смысле каждый брак подразумевает также “бракосочетание” двойственностей. Работа и досуг, ночь и день, чувство и мысль - все вообразимые противоположности - соединяются в святом браке качеств. В начале своей крупной работы по алхимии, “Мистерия объединения”, Юнг перечисляет некоторые из пар, которые объединяются в “браке души”:

влажный/сухой

холодный/теплый
верхний/нижний
дух/тело

небеса/земля

огонь/вода

светлый/темный

активный/пассивный

газообразный/твердый

дорогой/дешевый

добрый/злой

открытый/скрытый
Восток/Запад
живой/мертвый
мужской/женский
Солнце/Луна

Вступление в брак можно рассматривать как ритуал и обычную жизнь, в которую со временем вплетаются “мистические” элементы. Стоит задуматься над этими тандемами и всмотреться вглубь брака и элементов, играющих ключевую роль в нем. Работа над отношениями - это своего рода алхимическое делание в отношении качеств души, и в конечном итоге эта алхимия может оказаться более важной для брака, чем решение личностных проблем.

Неудивительно, что в Новом Завете свое первое чудо Иисус сотворил на свадьбе в Кане. Там Иисус превращает воду в вино, первую необходимость жизни - в одухотворенную, дионисийскую активную духовную субстанцию. Все браки заключаются в Кане, т.к. во всех браках необходимое сырье жизни (вода) превращается в игристый, шипучий, одухотворяющий элемент души (вино).

Совершенно уместно, что на свадьбах и повторных произнесениях супружеских клятв влюбленные чествуют союз их жизней и качеств их душ традиционными молитвами, поэзией, вином и ритуальными действиями. Брак свят не только потому что это важный и почитаемый способ устройства человеческих жизней, но также потому что он сам по себе отдельная форма религии, дверь, через которую духовность проникает в жизнь.

Хотя для того, чтобы проживать чудо брака, не обязательно задумываться о мифе, теологии и алхимии. Для этого достаточно отдаться ему полностью и заботиться о его душе, независимо от ее природы и направления движения, даже если это движение во тьму. По своей природе брак - это нечто чудесное и магическое. Мы его не понимаем и не можем знать, куда он движется. Для того, чтобы заботиться о душе брака, важнее уважать его таинство, чем пытаться хитростью выудить его намерения, считая что мы, со своими ограниченными умами, знаем лучше, что делать. Если вы хотите, чтобы ваш брак был душевным, намного лучше было бы построить ему святилище, найти его бога или богиню и почитать его образ, чем следовать “руководству к пользованию” и поступать разумно. Для всех нас, независимо от нашей конфессии или ее отсутствия, брак является священнодействием. Чтобы заботиться о его душе мы должны быть жрецами, а не техниками и черпать вдохновение из добродетели, а не следовать теориям и формулам.

Случайные книги

по теме

Случайные переводы

по теме

духовный кризис, психотерапия, юнгианское разное

Похожие переводы

  class="castalia castalia-beige"