Перевод

Видение и Голос

Таро Тота Алистера Кроули

Видение и Голос

Сие — тайна Святого Грааля, он же —
 священный сосуд Владычицы Нашей, Багряной
 Жены, Бабалон, Матери Мерзостям, невесты
 Хаоса, той, что едет верхом на нашем Владыке,
 Звере. 

— «Liber Cheth vel Vallum Abiegni sub figura CLVI», 1

 Теперь нам следует уделить некоторое внимание одной не-
 отъемлемой составляющей «Таро Тота», которая, с точки зре-
 ния многих людей, требует не только открытости восприятия,
 но и немалой духовной отваги. При жизни Кроули лишь гор-
 стка его учеников понимала и ценила по достоинству этот наи-
 важнейший аспект его работы. И, как ни обидно, он до сих пор
 очень часто вызывает разногласия и недопонимание. 

 Для нас эта тема интересна в первую очередь ввиду того, что
 некоторые из Старших арканов «Таро Тота» представляют собой
 художественные интерпретации целого ряда сложных и весьма
 необычных видений. Видения эти выражают в символах и сло-
 вах то перераспределение ролей между титаническими силами
 вселенной, которое повлекло за собой завершение предыдущей
 духовной эры и начало нынешней. Иные из этих видений упо-
 ительно прекрасны, иные — мрачны и устрашающи, иные ка-
 жутся кощунственными. И все они, подобно видениям древних
 пророков, остаются непонятными до тех пор, пока мы не подбе-
 рем верный ключ к их истолкованию. 

 Когда Кроули был маленьким и не слушался маму, та серди-
 лась и называла его «Зверем 666». Потом он вырос и обнаружил,
 что в этом наименовании (равно как и в этом числе) скрыт бога-
 тейший каббалистический смысл. И с тех пор он посвятил всю
 свою жизнь и свои труды постижению эзотерических значений
 этого понятия. Многих людей это пугает и возмущает.


 Любой человек, воспитанный в христианской вере, конечно
 же, поначалу отшатнется в ужасе при виде таких шокирующих
 имен и образов, как «Зверь 666», «Багряная Жена», «Всеотец
 Хаос», «Блудница Вавилонская» или «кровь святых». Но все эти
 чудовищные «богохульства» очень успешно выполняют отве-
 денную им роль: отсеивая малодушных дилетантов (и всех, кто
 предпочитает оставаться в темноте суеверий), они в то же время
 открывают сияющие и безусловно благие сокровища духа каж-
 дому, у кого достанет храбрости и упорства хоть немного изу-
 чить эту систему (и немного над ней поразмыслить). 

 Как говорилось в предыдущей главе, Кроули утверждал, что
 мы стоим на пороге нового эона — периода, который ознаме-
 нуется значительным интеллектуальным и духовным ростом
 и самореализацией человечества. Чтобы наглядно представить
 духовные силы, действующие в этот поворотный момент, он
 прибег к весьма почтенному (хотя и грозящему ошибочны-
 ми интерпретациями) литературному приему. Он заимство-
 вал множество узнаваемых терминов, образов и персонажей
 из египетской, индийской, греческой, еврейской и христиан-
 ской мифологии. А затем он вложил в них новую суть и значе-
 ние, выражающие новую идею — идею, обращенную к людям
 современности, чье стремительно расширяющееся сознание
 теперь готово к восприятию таких объективных и духовных
 реалий, которые еще несколько поколений назад казались
 бы непостижимыми. 

 Иначе говоря, Кроули взял старые устрашающие образы, та-
 кие как «Блудница Вавилонская» и «Зверь 666», и по-своему
 очистил их, превратив в обозначения возвышенных понятий —
 столь же священных, сколь в эпоху Осириса было священ-
 ным понятие Мадонны с младенцем. И сделал он это не в ка-
 честве хладнокровного интеллектуального упражнения, а в ка-
 честве итогов личного опыта, обретенного в серии видений.
 В этих видениях, вызывавшихся церемониальным способом,
 Кроули открылись некие истины, облеченные в библейскую об-
 разность, с которой он был очень хорошо знаком (и которую,
 по стечению обстоятельств, без труда узнают большинство но-
 сителей западной культуры)'. 

 Главные видения из этой серии Кроули испытал в ноябре
 1900 года в Мексике, во время альпинистского похода, и между
 23 ноября и 19 декабря 1909 года в пешем переходе через пусты-
 ню Сахара в Северной Африке. Отчет об этих тридцати виде-
 ниях был впервые опубликован в качестве приложения к журна-
 лу «Эквинокс» под названием «Liber 418: Видение и Голос» [1] [2]. Это
источник и ключ духовного учения Телемы и, в том числе, тео-
гонии богини Бабалон и Всеотца-Хаоса, верное понимание ко-
торой встречается крайне редко [3]

 Разумеется, эти видения были глубоко личными и на каком-
 то уровне имели непосредственное отношение к индивидуаль-
 ному продвижению Кроули по лестнице посвящений. Однако
 на другом уровне (который и представляет для нас особый инте-
 рес) они содержали в себе откровения, касающиеся не чьего-ли-
 бо частного, а всеобщего посвящения, которое проходят челове-
 чество и мир на этом ключевом этапе человеческой эволюции. 

 Кроули расположил эти инициатические события в той же
 последовательности, в какой располагаются десять степеней
 Герметического ордена Золотой Зари, символизирующие ду-
 ховное восхождение по Древу Жизни. Каждая из этих ступеней
 по-своему важна и представляет один из уровней человеческо-
 го сознания, однако основными вехами на этом духовном пути
 к первоисточнику являются пятая и восьмая ступени, на кото-
 рые Кроули ссылается в «Книге Тота» очень часто. 

 На пятой ступени (AdeptusMinor, или Младший Адепт) со-
искатель обретает единение со своим Священным Ангелом-
Хранителем — духовной сущностью, единственной в своем
роде для каждого из нас, которая по достижении этой ступе-
ни становится нашим божественным спутником, наставником
и провожатым. Подробнее о Священном Ангеле-Хранителе
речь пойдет в главе 11. 

Восьмая ступень (MagisterTempli, или Мастер Храма) — са-
мая страшная и 

... представляет собой наиважнейший момент всей
 нашей инкарнации. Она достигается лишь тогда, ког-
 да посвященный поднимается на уровень сознания столь
 высокий, что для дальнейшего продвижения становит-
 ся необходимо отказаться от всех старых механизмов са-
 моидентификации и восприятия. Эта ступень в букваль-
 ном смысле означает окончательную гибель 1 всего того,
 что человек до сих пор считал слагаемыми своей лично-
 сти и своего «я» [4] [5]

 Иными словами, ничего из того, что не является самой сущ-
 ностью вашего «я», перенести с собой через Бездну невозможно. 

 А теперь, прежде чем махнуть рукой и плюнуть на все эти
 запутанные и нелепые измышления чудаков позапрошлого
 века, подождите секундочку, пожалуйста, и примите к сведе-
 нию, что такие выражения, как «Священный Ангел-Хранитель»
 или «Бездна», — это не более чем удобные термины для универ-
 сальных духовных состояний, известных другим эпохам и куль-
 турам под другими названиями. Как только мы уловим смысл
 этих базовых понятий, мы обнаружим, что Ангел и Бездна име-
 ются и в Ведах, и в упанишадах, и в «Халдейских оракулах», и в
 «Изумрудной скрижали» Гермеса, и у Платона, и у Сократа,
 и даже в Ветхом и Новом заветах. В какой бы форме ни совер-
 шались эти посвящения и какими бы именами мы ни предпо-
 читали их называть, каждый человек (и вообще каждый носи-
 тель эволюционирующего сознания) рано или поздно сочетает-
 ся со своим Ангелом и предстанет перед испытанием Бездны. 

 Но даже если так, вы вправе задать резонный вопрос: какое
 нам дело до фантастических видений одного-единственного че-
 ловека, да еще и такого, чей нравственный облик многим кажет-
 ся отвратительным, чья терминология оскорбительна с точки
 зрения большинства мировых религий и чье психическое здо-
 ровье по сей день вызывает у некоторых серьезные сомнения?
 Должен признаться, прошло немало лет, прежде чем я смог оце-
 нить по достоинству архетипические смыслы, заключенные в
 «Видении и Голосе», и осознать, как мне повезло, что у меня есть
 такая книга. Когда я отбросил кое-какие страхи и предрассудки
 и тщательно проанализировал символические образы и терми-
 ны Кроули, я понял, что этот текст — не только красноречивый
 и красочный образчик инициатических приключений одного-
 единственного человека, но и бесценный путеводитель в моих
 собственных духовных странствиях. 

 Жаль, что для подробного обсуждения «Видения и Голоса»
 здесь не место, но можно утешиться тем, что прекрасный анализ
 этой книги уже проведен в издании «“Видение и Голос” с ком-
 ментариями и другие статьи» '. Авторы его глубоко проникли
 в тайны этих удивительных видений и выявили духовную реаль-
 ность многих образов Таро. 

 Мне же остается надеяться, что эта глава развеяла все воз-
 можные опасения по поводу подлинно духовной природы «ко-
 щунств», которыми битком набиты книги Кроули, и что теперь
 вы готовы узнать о «Таро Тота» много нового, не дрожа от стра-
 ха и не падая в обморок при таких словах, как «Вавилонская
 Блудница», «Зверь» или «Кровь Святых», «Багряная Жена»,
 «Хаос» или «Матерь Мерзостям».



[1] Чтобы вызвать видения, описанные в книге «Видение и Голос», Кроули
использовал енохианскую магию — особую методику церемониального духо-
видения (или «путешествий при помощи духовного зрения»), к которой первы-
ми прибегли Эдвард Келли и доктор Джон Ди, знаменитый английский матема-
тик и советник королевы Елизаветы I. Произнося так называемые Ангельские
Ключи, или Зовы, Кроули переносился в своих видениях в тот или иной
из тридцати «Эфиров» — небесных сфер енохианской духовной вселенной.[2] The Equinox I (5), London; (reprint, York Beach, ME: Weiser Books, 1992).
См. также: Aleister Crowley, The Vision and the Voice with Commentary and Other
 Papers
. York Beach, ME: Weiser Books, 1998, p. 67. — Примеч. автора.В рус. пер. см.: Алистер Кроули, Видение и Голос. Книга Еноха. М.: Ганга,
Телема, 2011.[3] Объективному исследователю хватит пары часов, чтобы удостовериться,
что эти термины (как и многие другие в произведениях Кроули) — всего лишь
очень страшные названия сугубо священных понятий. — Примеч. автора.[4] «Окончательной гибелью ему покажется то, в чем просветленный обре-
тает бессмертие» (Будда). — Примеч. автора.[5] Lon Milo Duquette. Angels, Demons and Gods of the New Millennium, York
Beach, ME: Weiser Books, p. 24. — Примеч. автора.1 The Equinox IV (2) (reprint). York Beach, ME: Red Wheel / Weiser, 1999. —
Примеч. автора.
  class="castalia castalia-beige"