09.07.2021
0

Поделиться

Восстановление: Среднее Царство

ВОССТАНОВЛЕНИЕ: СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО

Раз за разом, всякий раз, когда Египет чувствовал необходимость оживить себя или попытаться восстановить свой первозданный характер, он возвращался к истокам царствования, из которого выросло государство, на юге долины, в районе над Абидосом, переходя в Иераконполис. Из этой области, казалось, всегда исходили инициативы, продвигающие интересы царя и идеи единого централизованного государства. Можно утверждать, что сама идея объединения, к которой так долго стремились сменявшие друг друга харизматические лидеры, не была естественной для Долины. Приливы и отливы политики в Египте с ранних династических времен, кажется, так же часто стремятся к возвращению фрагментированной структуры маленьких княжеств, на которые, как предполагается, хотя и без каких-либо твердых или формальных доказательств, речные земли были разделены до Первой династии. Сорок два нома (двадцать два в Верхнем Египте, двадцать на севере), составляющие административные департаменты Египта в исторические времена, часто упоминаются как вероятные преемники додинастических правителей, которые, возможно, когда-то были политической конфигурацией Египта до установления царства. В течение Первого промежуточного периода ясно, что некоторые из ведущих семейств в номах и другие, видевшие возможность улучшить положение, пытались отстоять свою независимость от сильно ослабленной центральной власти.
После краха центральной власти в конце Шестой династии ни у одного из претендентов на суверенитет, похоже, не было ни военной мощи, ни политической силы, чтобы установить контроль над чем-либо, кроме ограниченного участка берегов Нила и внутренних районов. Именно с юга в конечном итоге должно было прийти движение, которое снова вернет всю Долину под руководство одного властителя.
Возвышение дома Иниотефа, князя Фив, уже упоминалось в последние годы неопределенного периода, последовавшего за концом Древнего царства. Семья Иниотефа, похоже, изначально не имела прямой связи с какой-либо из предшествующих династий; скорее, они были дворянами значительного происхождения и, вероятно, были могущественными в эпоху пирамид. Они были верховными жрецами и высокопоставленными чиновниками, поднявшимися до своего рода местного главенства во время ослабления центральной или царской власти. Затем они укрепили свой статус, правив как суверенные князья, на все более обширной территории юга, сосредоточенной в Фивах. До этого времени, около 2134 г. до н. э., город Фивы, похоже, не был особо значительным. Здесь были найдены гробницы позднего периода Древнего Царства, но своей выдающейся ролью в истории Египта он обязан семье Иниотефа; после этого он никогда не терял своего значения, и действительно, в течение столетий, особенно во время Нового Царства, был самым богатым и важным городом в древнем мире.
Старший Иниотеф, «Иниотеф Великий», провел несколько сражений в Долине, чтобы подчинить себе провинциальную знать, привыкшую к жизни независимых правителей. Одним из его противников был великолепный Анхтифи, в конце концов, он победил его в битве. Это, однако, не помешало Анхтифи поселиться в его роскошной гробнице в Моалле, примерно в тридцати милях на юге от Фив, где, по крайней мере, до ее разграбления, он мог занимать ее, уверенно наслаждаясь своей блестящей жизнью и достижениями.
Один из Иниотефов украсил свою гробницу красивым изображением своих любимых собак, показанных сидящими гордо, с высеченными рядом именами и их собственными слугами. Семья Иниотефа, похоже, взяла царскую власть еще при жизни первого внука Иниотефа.
Дом Иниотефа продолжал процесс консолидации своей власти над Долиной до тех пор, пока Небхепетра Ментухотеп II, четвертое поколение Иниотефа Великого, не был провозглашен новый царем Верхнего и Нижнего Египта (около 2060 г. до н. э.). Он будет претендовать на правление Двумя Царствами и будет провозглашен богом, наследником божественности тех царей, кто правил объединенным Египтом до него и которые, по соглашению, будут считаться его предками.
Небхепетра Ментухотеп II был одним из величайших царей Египта, уверенным, решительным, бесцеремонным и быстрым в действиях. Он правил долго, более пятидесяти лет; Таким образом, он смог руководить воссоединением Долины и увидеть, как это в значительной степени было достигнуто при его жизни. Как ни странно, он трижды менял свое имя. В конце концов, он провозгласил себя Horus Sematowy, «Объединителем двух земель». Таким образом, он связал себя с двумя другими великими объединителями, Менес-Нармером (Аха) и Хасехемуи.
Его сохранившихся портретных статуй много. Они часто бывают массивными, но все же демонстрируют некоторую наивность исполнения, которая более типична для прошлого Первого Промежуточного периода, чем элегантность приближающегося Среднего Царства; Небхепетра Ментухотеп был, в сущности, его основателем, хотя династическое благочестие приписывало основание Одиннадцатой династии Иниотефу Великому. Подобно Иниотефу, Небхепетра Ментухотеп II, сам происходивший из этого слоя египетского общества, не был готов к тому, чтобы его отвергали другие провинциальные магнаты, пользовавшиеся квазицарским статусом и привилегиями в своих владениях. Они были решительно сокращены до статуса фиванских князей, хотя некоторые, очевидно, приспособились к новому порядку и были утверждены в своих должностях; однако должны были определенно подчиняться фиванскому самодержавию.
В первые годы одиннадцатой династии великие представители провинциальной знати, такие как последовавшие Хнумхотепы в Среднем Египте, правившие большим владением вокруг Бени-Хасана, живя и умирая в чем-то вроде царского государства, построили себе великолепные и красиво украшенные гробницы. Эта практика прекращается в более поздние годы правления династии, когда такая демонстративность явно считалась неподходящей для субъекта, независимо от того, насколько велик его статус или древность его происхождения.
На многих из сохранившихся статуй Небхепетра Ментухотеп II восседает на троне, огромный и довольно жестокий. Его лицо окрашено в черный цвет; что может быть художественной условностью, поскольку он изображен как мертвый царь Осирис, лицо которого также было выкрашено в черный цвет. Однако цвет и довольно негроидный оттенок лица и черты некоторых из его преемников предполагают, что фиванская семья была родом с юга. Неизвестно, было ли это так, но способность основателя фиванского дома править не подлежит сомнению. Небхепетра Ментухотеп II и его преемники приступили к реорганизации управления Египтом и восстановили абсолютное царское господство над египетским обществом, что продлилось в течение следующих двух столетий.
Однако их правление несколько отличалось от того, что было во времена Древнего царства. Тогда цари были неоспоримыми богами, самим смыслом существования Египта, но они не были исполнительными должностными лицами, фактически управляющими аппаратом Царства. Все было провозглашено именем царя, и он был центром всех великих государственных церемоний. Но дела египетского правительства обычно передавались в руки чиновников с жесткой градацией, хотя с возможностью для всех талантливых людей получить доступ даже к высшим уровням бюрократии. Великие государственные чиновники, царский министры, губернаторы регионов и верховные жрецы различных храмовых конгрегаций управляли страной; именно этот факт привел к тому, что они приняли наследственные привилегии, это способствовало краху (если было так), который произошел в конце Шестой династии.
Правители Одиннадцатой династии, фактически были отделены от более поздних царей Шестой династии немногим более чем на столетие, усвоивши урок, не позволять субъекту, каким бы великим он ни был, перехитрить себя. В следующей Двенадцатой династии один из царей, Аменемхет, который, как мы увидим, знал, о чем говорил, разъяснял необходимость для правителя держаться в стороне от человеческих отношений и доверия, выражая довольно неегипетский пессимизм и явно нечестивый цинизм. Его увещевания, однако, кажутся особенно уместными для Среднего Царства, правители которого, хотя некоторые из них были великими людьми, казались явно более твердыми и целеустремленными, чем многие из их предшественников.
Небхепетра Ментухотеп II был склонен держать бразды правления в своих руках. Он приступил к программе строительства, напоминающей великие дни его предшественников в Древнем царстве: он также был активным участником военных дел и проводил важные карательные кампании, особенно на юге, чтобы обезопасить границы Египта от вторжений племен, время от времени угрожавших его целостности. Похоже, он чувствовал себя обязанным своим солдатам, которые сражались и погибали за его дело: около шестидесяти молодых солдат, погибших в бою, были похоронены рядом с его великолепной гробницей, чтобы те могли разделить его бессмертие. Он построил важные крепости на крайнем юге, чтобы помешать нубийцам и другим африканцам проникнуть в Египет. Он возглавил карательные кампании против нубийцев, которыми в то время как независимым царством управляла династия египтян-отступников.
Однако его самым прочным памятником должна была стать огромная и изящная гробница, которую он построил для себя к северу от Фив в Дейр-эль-Бахри, большой естественной бухте на западной стороне долины, поддерживаемой высокими скалами-занавесками. Здесь Небхепетра Ментухотеп II создал (это настолько уникальное здание, что трудно поверить, что это изобретение кого-то другого, кроме царя) уникальный памятник, квадратную платформу, к которой ведет высокий пандус, вероятно, увенчанный пирамидой. Подход к гробнице был выложен садами с деревьями и кустарниками, что свидетельствовало о том, что царь ценил прирученную природу. Деревья также были посажены на верхней террасе помоста.
Царская гробница была тщательно спрятана, к ней шел длинный подземный коридор. При раскопках на этом месте было обнаружено, что она разграблена, хотя был извлечен тайник с портретными скульптурами царя. В ней были предусмотрены погребения его цариц, а также нескольких его дочерей.
Гробница Небхепетра Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри является прекрасным памятником самого Среднего царства: в ней хранится самый мощный символизм прошлого, но он тонко, с большой элегантностью и чувством формы преобразуется в нечто новое. Пирамида, которая предположительно возвышалась над могилой Ментухотепа, связывает ее с памятниками Древнего царства. Огромная кирпичная площадка с террасами, на которой он стоял, была микрокосмом Египта, как и пространство, окруженное стенами памятника Джосеру в Саккаре, но менее напористая, более интегрированная с ландшафтом, в котором она была установлена.
Как и в случае с архитектурой, Среднее царство разработало и изменило вековые каноны верований, выдвинув на первый план другие формы выражения, что допускались египетскими системами верований. Великолепные тексты, вырезанные на стенах пирамид, уже не были только достоянием царей. Вместо этого великие знать, придворные и все более и более мелкие фигуры — чиновники, жрецы, землевладельцы — были похоронены в красивых расписных гробах, отлитых в форме некогда живых. С ними они воспользовались утешением проводника в загробную жизнь, которой когда-то наслаждались только цари, поскольку на внутренней части гробов были нарисованы основные тексты, обеспечивающие владельцу гроба беспрепятственное путешествие в вечную жизнь.
Одиннадцатая династия была бы достаточно примечательной благодаря жизни только Небхепетра Ментухотепа II. Его гений заключался в восстановлении центральной царской власти, умелое и решительное управление принесло Египту величайшие триумфы. Но он делал это способами, очень точно отвечающими требованиям того времени, адаптируя их к определенной степени приспособления к миру, лежавшему за пределами Египта. Это был мир, радикально менявшийся, и Египет больше не мог игнорировать это.
Для политической системы, так уважительно относившийся к символам и выражению истины через образы, неудивительно, что новая фиванская семья использует вызывающий воспоминания прием, чтобы 170 отметить начало новой эпохи в земной сфере, где с незапамятных времен правило Царство так же, как и предполагалось в небесном измерении. Там о смене эпох сигнализировало новое созвездие, что, как можно было увидеть, восходит до появления солнца на горизонте на рассвете во время равноденствия.
Хотя этот вопрос не поддерживается большинством ортодоксальных историков и археологов, некоторые считают, что период около 2000 г. до н. э. ознаменовал переход от знака Тельца к знаку Овна в цикле так называемого Универсального Зодиака. Выражение астрономического явления, известного как прецессия равноденствий. С конца пятого тысячелетия, около 4000 г. до н. э., созвездие, появившееся на горизонте непосредственно перед восходом солнца в момент весеннего равноденствия, с очень древних времен было Тельцом и по непонятной причине отождествляется с Быком. Это было доминирующее созвездие, в самом реальном смысле, архетипический видимый знак, всего периода истории Египта до сих пор, от его скромных начал во времена Бадарийской культуры и Накады I, до высот Древнего Царства, а теперь тем более сурового великолепия монархов Среднего царства.
Примерно в 2000 году до нашей эры весеннее равноденствие ознаменовалось гелиакальным восходом созвездия Овна, Овна, в свете зари. Неизвестно, знали ли древние о механике Прецессии до ее определения Гиппархом Вифинием во втором веке до нашей эры, но, будучи преданными наблюдателями за ночным небом, они не могли не знать о ее последствиях. Это осознание безошибочно демонстрируется в «эпоху Тельца», что, по сути, является всеобщим увлечением быками. Этот энтузиазм по поводу быков, первоначально диких, а затем одомашненных, идет из глубокой древности. Эта озабоченность не ограничивается Египтом и встречается по всему древнему Ближнему Востоку, дойдя до положения универсального культа. Эта озабоченность проявляется в искусстве, особенно связанном с ритуалами, царством и богами.
В Египте, еще до начала Первой династии, царь отождествлялся с Быком более открыто, чем с Соколом, хотя тот всегда олицетворял живого царя как воплощение Гора. Это отождествление сохраняется во всем Древнем Царстве. Когда семья Иниотефа приняла царствование, они взяли как тронное имя царей то, что произвела линия «Ментухотеп», «Монту доволен». Монту был богом Фиванского региона, изображавшийся как бык и как сокол, комбинация, уникальная в египетской иконографии. Таким образом, фиванские князья аккуратно заключили два изображения царского государства, быка и сокола, в воинственного бога Монту, проявлявшимся в обеих формах. Поступая так, Менту хотепы также символически предвосхищали конец правления Быка, представленного более чем тысячелетием, длящимся от первых царей до их времени. Правители Одиннадцатой династии этим элегантным использованием символа подтвердили свой статус истинных царей, наследников первоначальных объединителей Царств, чьи функции они должны были взять на себя.
Это было особенно актуально при жизни Небхепетра Ментухотепа II, кто правил так долго и эффективно. Каким бы могущественным и способным монархом он ни был, он самостоятельно провел большинство реформ, что считал необходимыми для восстановления статуса и силы царства. Но долгое правление обычно приводило к периодам менее определенного авторитета в последующее время: меланхолический пример почти столетия царствования Пиопи II, должно быть, все еще жил в воспоминаниях вдумчивых египтян. Проблема заключалась в том, что престарелому царю, как правило, наследовал либо пожилой сын, либо, далекий потомок, часто молодой и не полностью находившийся в доверии своего предшественника. Точно так же престарелый царь может оставить много потомков, каждый или все из них будут бороться за престолонаследие.
Наследником Небхепетра Ментухотепа II стал его уже пожилой сын, который принял титул Санхкара Ментухотеп (2010–1998 гг. до н. э.). Он тоже планировал гробницу в Дейр-эль-Бахри, но она не была завершена. Он, очевидно, знал о продолжающейся растущей угрозе со стороны народов севера и востока, и построил прочные крепости в Дельте.
Санхкару Ментухотепа, в свою очередь, сменил последний представитель линии, который взял тронное имя Небтауира (1998–1991 гг. до н. э.), провозгласивший господство двух земель как прерогативу Ра, бога солнца, все еще высшего божества Египетского пантеона. Его правление, продолжавшееся семь или десять лет, было ничем не примечательным. Одиннадцатая династия, столь благоприятно начавшаяся с прихода к власти Небхепетра Ментухотепа II, пришла в упадок менее чем через столетие.
Дому Иниотефа наследовала другая семья, которая, хотя и была явно благородной, по-видимому, не была связана ни с одной из древних царских линий. В Среднем царстве не было никаких попыток изобрести генеалогию правителей в любом буквальном смысле, как это всегда было в Древнем царстве, согласно чему основатель новой династии изо всех сил пытался продемонстрировать родословную или семейную связь со своими предшественниками. Вступление новой династии в Среднее царство ознаменовало нечто вроде формулировки, принятой в гораздо более поздние времена китайскими императорами, нисхождение «Небесного мандата» или гораздо раньше, когда правители Шумера говорили о существовании Царства, «переданном» с небес. Иногда преемственность между династиями обеспечивалась тем, что, недавно вступивший на престол царь брал в жены дочь предыдущего правителя. На протяжении всей истории Египта, наследование происходило фактически по женской линии. Поскольку это была дочь-сестра-жена царя, зачатая от бога в его человеческом обличье, поэтому она рождала божественно зачатого наследника, который однажды преуспеет так же, как его земной отец. Цари Среднего царства, особенно во времена Двенадцатой династии, часто проявляли дополнительную осторожность, связывая сына со своим правлением, часто в качестве соправителя.
Принятие правления основателем Двенадцатой династии ознаменовало значительный поворот в истории египетских царств. Последним царем предыдущей династии был Ментухотеп IV, затем последовал его визирь или главный министр, южанин, сын женщины с Элефантина, от которой он, возможно, унаследовал нубийские связи, и жреца Сенусерта. Его звали Аменемхет (1991–1962 гг. до н. э.) и, как и Небхепетра Ментухотеп II, он был могущественным и решительным правителем. Его вступление на престол, очевидно, не прошло без возражений, но он закрепил за собой трон и после некоторого первоначального недовольства, представленного соперниками, успешно правил, оставив на месте большую часть администрации предыдущего царствования, за которую, в любом случае, по-видимому, в значительной степени он отвечал.
Неудивительно, что Аменемхет знал о манипуляциях со стороны центрального управления, что могли совершить недобросовестные чиновники. Он ужесточил управление всем Египтом, оставив ряд старших офицеров, в том числе губернаторов провинций, в пределах своих служб, теперь их лояльность будет направлена только ему. Хотя он был южанином, особых связей с Фивами не чувствовал; действительно, поскольку это была столица предыдущей династии, которую он сменил, возможно, он чувствовал себя там неуютно. По какой-то причине он перенес столицу в совершенно новое место, в Эль-Лишт, в Среднем Египте, на юге от Мемфиса; он назывался Итж-Тауи, «Захватчик двух земель».
Аменемхет был воином в той же степени, что и управленцем, проводя кампании в глубине Нубии, он поручил одному из своих генералов уничтожить бедуинов на Синае, на северо-востоке от Египта. Он был страстным строителем, с тем энтузиазмом к строительным проектам, что всегда был отличительной чертой великого египетского монарха. Он изображен на многих статуях с довольно настороженным выражением лица, предполагающим, что он был непростым человеком, впечатление, подтвержденное возможно апокрифической, но глубоко пессимистической серией увещеваний, что он, как представляется, оставил своему наследнику. В советах своему сыну, он подчеркивает изоляцию правителя, убеждая не доверять никому, даже брату, никого не считать своим другом, не вступать в интимные отношения. Несмотря на то, что он сознательно выполнял свои обязанности как царь, Аменемхет показывает свои чувства, что ему плохо платят как его подданные, так и его соратники. Его наследие своему сыну неутешительно.
Как и многие цари Египта, Аменхотеп был искусным пропагандистом. В начале его правления один из его приверженцев, Неферти, жрец из Бубастиса, отыскал пророчество, что, как утверждается, было произнесено во времена Древнего Царства, в котором предсказывалось, в достаточно неясных и загадочных выражениях, приход южанина, который восстановит славу Египта и царствование после периода упадка и беспорядка.
Неудивительно, что эта мессианская фигура раскрывается как Аменемхет, явно чувствующий потребность в какой-то мистической поддержке своего вступления на престол. Недоверие Аменемхета к окружающим, кажется, было оправданным: он был убит в результате заговора гарема, один из немногих важных царей Египта, кого постигла такая судьба. Его наследником был сын, Сенусерт I (1971–1928 гг. до н. э.), он правил вместе со своим отцом последние десять лет его жизни и быстро предпринял меры, чтобы сдержать любые опасности, что могли угрожать его династии в результате убийства отца. Интересно, что Сенусерт также использовал способ голоса, говорящего из прошлого, что мало чем отличается от пророчества, объявляющего права его отца на наследование, когда он сам преуспел. «Инструкции», которые якобы были завещанием Аменемхета его сыну, были явно предназначены для того, чтобы дать полномочия на его собственное вступление и предостеречь любого в суде, у кого могут быть идеи захватить трон для себя или предложить альтернативу кандидату Сенусерту. В этом случае его вступление на престол, кажется, не встретило сопротивления.
С этого времени, по случаю смерти Аменемхета I и преемственности Сенусерта I, происходит история, которая должна была радовать и наставлять поколения египетских детей на протяжении многих столетий. Это было сказание о Синухе, придворном чиновнике, каким-то образом причастного к плану убийства Аменемхета. Опасаясь этих знаний, он бежал из Египта и искал убежища среди бедуинов, обитателей песков на северо-востоке, вероятно, на Синае. Здесь он женился на дочери одного из великих шейхов и в конечном итоге сам стал богатым и уважаемым шейхом. Однако соблазн Египта для своих детей всегда оказывался непреодолимым, и, в конце концов, он попросил разрешения у царя вернуться. Его встретили домой с большой радостью, даже царские дети кричали и прыгали от восторга. Синухе может, наконец, умереть и быть похороненным на своей родине, а не за пределами Долины, для египтянина всегда очень важно избегать несчастной участи.
Сенусерт последовал за Аменемхетом в целом в спокойной последовательности. Следует напомнить, что Сенусерт было именем предка династии; действительно, в более поздней мифологии Царства первый Сенусерт считался основателем, вероятно, чтобы внушать еще большее доверие к принятию царской власти первого Аменемхета. Однако царь, известный как Сенусерт I, правивший с 1971 по 1926 год до нашей эры, почитался как бог, определенно до времен Нового царства.
Двенадцатая династия произвела на свет одного из самых выдающихся царей Египта, чье имя никогда не должно было быть забыто и действительно должно было быть известно в странах, неизвестных жителям Долины. Он был третьим, кто носил имя Сенусерт; он вступил на престол в 1878 г. до н. э. и правил почти сорок лет. В этом он был похож на многих из его дома, поскольку все правление было примечательным своей продолжительностью, свидетельством, как силы генов семьи, так и спокойствия и процветания Египта.
Сенусерт III был правнуком Сенусерта I. Оба они были харизматичными правителями, и их репутации соединились в более поздние времена, породив, как мы увидим, особенно мощную легенду.
Для последующих поколений Сенусерт III олицетворял царя-мага, чья сила проистекает из-за пределов видимого мира; маг всегда был фигурой, тесно связанной с царской властью. Одаренная силами, более чем человеческая фигура была недалеко от обычного представления египтян о божественной природе своих царей, но в случае Сенусерта это нечто большее. Его почитали как бога далеко за пределами Египта, и связанные с ним культы существовали на протяжении второго тысячелетия до поздней античности. Для греков он был чудотворцем Сезострисом, для него был создан целый сборник чудесных историй. Его слава дожила до эпохи Возрождения, и в восемнадцатом веке он стал Зарастро, благородным первосвященником Моцартовской «Волшебной флейты», где: из сердца своего величественного храма он противостоит темной магии Царицы Ночи. В двадцатом веке, претерпевая смену пола, он становится «Мадам Сезострис, знаменитой ясновидящей, / Тем не менее, у нее была сильная простуда, / Известно, что она самая мудрая женщина в Европе, / Со злой колодой карт», в Т.С. Элиота «Бесплодная земля».
Необычайная стойкость репутации Сенусерта четыре тысячи лет в какой-то мере раскрывают природу таинственной привлекательности, что сам Египет всегда так могущественно проявлял. Сохранение имени и легенды Сенусерта напоминает об одном из самых роскошных периодов Египта, архетипом которого он стал, олицетворяя величие царя, являющегося чем-то большим, чем смертный, того, кто имеет доступ к силам, выходящим за рамки естественного мира. Он стал царем, находившимся в центре тысячи историй о поисках потерянного принца, о таинственном царе, ожидающем в своем золотом дворце возвращения в мир живых.
Как и большинство величайших монархов Египта, Сенусерт был воином, чьи кампании увели его далеко от Долины. Одна кампания, далеко на север, вышла за холм, который должен был стать Иерусалимом. Он построил ряд важных фортов в Семне, у Второго порога, чтобы обезопасить южный доступ к Египту.
Позднее Среднее царство было временем великих художественных достижений. Сохранившиеся здания очень красивы, часто с великолепно сбалансированной строгостью, напоминающей, но не копирующей лучшее из архитектуры Древнего Царства. Из сохранившихся построек этого периода наиболее совершенным является так называемый павильон Сенусерт в Карнаке, — ограда изысканной формы, служившая «промежуточной станцией», на которой мог покоиться образ бога (и жрецов, которые его несли) по мере продвижения по храму. Павильон построен из позолоченного полированного известняка, украшен резьбой по горельефу Сенусертом I в сопровождении итифаллического Амона-Мина Камутефа, покровителя Карнака и царского дома, кто ярко демонстрирует свой самый запоминающийся атрибут ему. В других эпизодах на красиво вырезанных барельефах царь изображен в сопровождении других богов, включая Атума, Птаха и Амона-Ра, в сценах великой и довольно трогательной близости.
Надгробная архитектура также достигла больших высот постройки и украшения. Огромный комплекс гробниц Аменемхета III (1844–1797 гг. до н. э.) в Хаваре взволновал Геродота и сохранился до

греко-римских времен. Это породило истории о Лабиринте, описанные географом Страбоном.
Скульптура Среднего царства узнаваема сразу. Она имеет глубоко впечатляющую формальность и солидность; она также полностью соответствует человеческому масштабу, несмотря на то, что портреты все еще относятся к условию царя как бога.
Суровая, почти бруталистская скульптура Небхепетра Ментухотепа II уже была описана. Эти сидящие фигуры являются мощным

представлением грозного правителя, что не делают никаких уступок идеи царя, как пастыря своего народа: здесь он бесспорно мастер. Скульптура Двенадцатой династии, напротив, более сложна в исполнении, элегантна и формальна; царь в человеческом масштабе и манера его изображения. Время от времени появляется произведение великой силы, сравнимое с вдохновенными произведениями Древнего Царства. Такой

работой является необычная статуя Аменемхета III, верховного жреца, от которой сохранились только бюст и голова, найденные в Фаюме, месте, имеющем большое значение для царей династии. Похожая, но даже более замечательная, двойная статуя царя как бога Нила, найденная в Танисе. Оба этих изделия предполагают мощное африканское влияние: бюст Фаюма вполне обоснованно можно рассматривать как изображение царя как верховного африканского вождя, хотя можно сомневаться в том, что какой-либо африканский вождь, кроме царя Египта, был бы таким обнаружен в начале второго тысячелетия до нашей эры. Монархам Среднего царства тоже было дано изображать себя в виде чрезвычайно могущественных сфинксов.
Некоторые из самых замечательных портретов египетских царей были созданы при жизни великого Сенусерта III. Они взяты из серии портретов царя, на которых он попеременно изображен молодым и старым человеком. Последние весьма необычны, они показывают царя усталым, измученным заботами и с чем-то вроде выражения разочарования в его сильно прикрытых глазах, что наводит на мысль о таком же глубоком унынии, как то, что было вложено в уста Аменемхета I.
Среднее царство богато портретами не только правителей, но и меньших людей. Существует большое количество стоящих фигур чиновников и жрецов, все четко индивидуализированные, обычно зрелые, в годах и часто одетые в длинные окутывающие плащи, опирающиеся на посох, такая форма представления, популярная также в Древнем Царстве. Часто изображают женщин, а иногда и детей.
Хотя более поздние годы Древнего Царства все в большей степени раскрывают роль личности в египетском обществе, названные лица, как правило, по-прежнему являются любимыми слугами великого принца или людьми, что по рождению или по возможности близки к царю. Есть исключения, но их немного. Те меньшие люди, которых называли по имени, чаще всего обязаны своей идентификацией щедрости или привязанности кого-то, кому был доступен доступ к бессмертию. Огромная масса египтян во времена Древнего Царства анонимна, проживающая свою жизнь в тени Великих.
Во времена Среднего Царства эта анонимная масса начинает отделяться и приобретать индивидуальные идентичности. Именуются младшие должностные лица, жрецы в нижних рядах храмовых администраций и солдаты, а также управляющие имениями и высшие слуги магнатов. Часто они действительно изображаются, что является результатом, с одной стороны, растущего уровня благосостояния, просачивающегося через общество, а с другой — того, что навыки художников и ремесленников становятся доступными для других клиентов, помимо царя и его ближайшего окружения. Теперь сложные техники, разработанные для сохранения живой формы человека после смерти, когда-то столь исключительной привилегии, стали разделять все больше и больше египтян, многие из них действительно были весьма скромными людьми.
Один из аспектов этого доступа к бессмертию можно найти в новом развитии давно установившейся погребальной индустрии Египта. По мере того как все больше людей получали доступ к ритуалам, обеспечивающих жизнь после смерти, приходилось искать средства, менее дорогостоящие, чем большие роскошные погребальные построения с Текстами Пирамид. Решением стало изготовление богато раскрашенных человекообразных саркофагов, отлитых в подобие умершего, вечно красивого, вечно молодого, вечно защищенного версией тщательно продуманных заклинаний и литургий, начертанных на внутренних стенах гробниц более поздних времен царей Древнего царства.
Они стали известны как «Тексты саркофагов». Они были начертаны на внутренней стороне гробов, в которых лежала мумия умершего, так что они навсегда оставались перед его (или ее) глазами. Поскольку египтяне редко отказывались от какой-либо идеи, когда были убеждены в ее эффективности, в саркофагах часто отображались углубленные и укрепленные стены древних гробниц, но теперь они были нарисованы, а не выложены кирпичом или камнем.
Для тех, для кого даже саркофаг был недоступен, были доступны другие средства обеспечения вечной жизни. Некоторые из них, погребальные стелы простых людей, наиболее привлекательно показывают египтян Среднего царства. Из огромного количества таких сохранившихся напоминаний о смерти, здесь будет приведен один пример как для демонстрации практики, так и для демонстрации того, что историю Египта нельзя рассматривать исключительно как повествование о победах и бедствиях Великих. Изредка появляются, казалось бы, совсем незначительные люди, хватающиеся за свое маленькое бессмертие.
Неферхотеп был музыкантом, но, в отличие от своего близкого тезки несколькими сотнями лет назад, ему так и не удалось достичь какого-либо величия, его никогда не заметил снисходительный царь. Он был на службе у Смотрителя Пророков Ики, служителем в храме. Неферхотеп был арфистом; также он был сильно полноват. Причина записана для вечности: Неферхотеп показан на одной из своих уцелевших стел, тянущихся с выражением невыразимо жадного предвкушения погребальной трапезы, которая ему положена, таким образом гарантируя, что он никогда не останется голодным в загробной жизни.
Но не жадность Неферхотепа или его навыки арфиста делают его памятники столь привлекательными. На другой стеле Неферхотеп играет на арфе. Надпись гласит, что она была создана в память Неферхотепа (чтобы обеспечить ему обильный и постоянный запас жизненных благ) «его другом, которого он любил, перевозчиком кирпичей Небсеменом». Он умоляет богов: «Увы, дайте ему любви» .
Эта стела — одна из немногих, подписанных. Под барельефом подпись «Сын рисовальщика Ренсонба Сонбау». Это делается не очень умело, но мы видим, что это делается с любовью. Неферхотеп показан таким, каким он был на самом деле, не идеализированным и всегда молодым, а таким, каким его знали и, очевидно, его любили друзья: мы должны предположить, что, поскольку у него, по-видимому, не было ни жены, ни сына, именно они его хоронили.
Все трое, арфист, возлюбленный друг Перевозчик кирпичей и сын рисовальщика, должны, как следует предполагать, благодаря сохранению своих имен достигли бессмертия, к которому они стремились. Соответственно, это обеспечивается, позволяя им счастливо жить вместе в Дуате, идиллической стране, в которую были переведены оправданные духи, чтобы провести вечность в прославленной версии Долины или, в случае Неферхотепа, в постоянном потреблении огромного количества пива, хлеба, говядины, мяса птицы и всех его любимых блюд.
Малые искусства процветали в Среднем Царстве. Некоторые из лучших и самых великолепных украшений, изготовленных в Египте, были обнаружены в захоронениях принцесс Среднего царства, это произведения величайшей красоты и исключительного мастерства. Как и в случае с мебелью и туалетным оборудованием Хетепхересов в начале Четвертой династии, сокровища Лахуна, собственность принцессы СитХатхор-Юнет, и Дахшур, из гробницы принцессы Хунмет, показывают, как роскошны, должно быть, были назначения двора правителей Среднего Царства. Многие великолепные пекторали с изысканной обработкой в сочетании с богатыми материалами были частью царских регалий. Исключительная способность египетских мастеров достигать великолепного эффекта в сочетании со сдержанностью в их дизайне и самым точным контролем материалов была ярко продемонстрирована в наборе чашек из черного камня, украшенных единственной тонкой золотой линией по краям с картушем Аменемхета II, найденных в Ливане. Очевидно, они были подарком местному правителю от египетского царя.
Формальные отношения с другими государствами Ближнего Востока были установлены во времена Среднего Царства практически впервые. Точно так же цари, явно обеспокоенные появлением и влиянием других государств на безопасность Египта, вели карательные кампании в отдаленных местах. Даже во времена очевидного процветания большинство правителей настороженно следили за условиями на границах и за их пределами. Их влияние было очень широким: культ Сенусерта III, очевидно, поддерживался даже вдали от Египта, как и Анкара в Турции. Это было свидетельством как степени озабоченности Египта иностранными землями, так и уже растущей репутации Сенусерта, что должна была в конечном итоге принять такие огромные размеры.
Обеспокоенность иностранным влиянием была вопросом политики, необходимость в ней была наложена на управление Египтом растущими беспорядками за границами и угрозой, которую ранее презирали и мало уважали народы, теперь отстаивали спокойствие Долины. По мере того как Двенадцатая династия безмятежно двигалась своим курсом, вновь возникла знакомая египетская проблема: само миролюбие и процветание двух царств привели к долгому правлению монархов, они по мере взросления были, возможно, менее изобретательными и предприимчивыми, чем того требовали времена. Вследствие этого давление на границы усилилось, поскольку иностранное влияние увидело возможность воспользоваться глубоко укоренившимся чувством безопасности Египта, что иногда могло переходить в самоуспокоенность.
Последний царь Двенадцатой династии, Аменемхет IV (1799–1787 гг. до н. э.) также наслаждался одним из самых коротких периодов своего правления. Примечательно, что на смену ему пришла первая признанная женщина-царь Египта, условие, которое отражает титул, принятый египетскими писцами, сообщившими об этом исключительном происшествии. Нефрусебек была сестрой и, вероятно, женой Аменемхета IV. К сожалению, она правила всего около четырех лет (1787–1783), а затем исчезает, хотя обстоятельства ее исчезновения неясны. Египту снова предстояло вступить в период неопределенности, на этот раз к глубокому и непреходящему страданию еще не родившихся писцов, когда на священной земле правит чужой народ.